Формирование положительной учебной мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях программы ФГОС

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии, Работа с родителями

Ключевые слова: мотивация к обучению


Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - падение интереса обучающихся к изучению русского языка, классической литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать свои мысли.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций.

Считается, что, для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

А для этого необходимо решать следующие задачи:

  • Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.
  • Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
  • Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.
  • Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Этому способствует использование:

  1. Разнообразных форм и методов работы на уроках;
  2. Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;
  3. Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;
  4. Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

В своей языковой и литературной практике использую следующие приёмы, которые позволяют мне мотивировать работу учащихся на различных этапах урока:

  • лирическое вступление к уроку: читаю стихотворение или предлагаю прослушать музыкальный фрагмент для последующих рассуждений;
  • использую притчи, басни;
  • конкурс находчивых;
  • выбор (задания для себя, выбор целей);
  • телеграмм;
  • инсценирование;
  • жизненная ситуация;
  • разгадывание грамматических загадок и др. методы и приёмы.

Связь с жизнью - необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия детей к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Кроме того интерес вызывают приёмы, показывающие, что произведения, изучаемые на уроках литературы, - это не только материал для заучивания, но это то, что может заинтересовать и в свободное от уроков время. Так, на уроке по изучению любовной лирики В.Маяковского я демонстрирую ребятам аудиозапись чтения одного из стихотворений поэта нашим современником.

В обучении русскому языку и литературе особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям. Наглядный материал могут сделать и сами ребята. Так, сделать урок красочным и познавательным часто помогают выставки рисунков, а при изучении цикла стихотворений А.Блока «На поле Куликовом» предлагаю ребятам сравнить две картины: хорошо известное полотно Авилова М.И. «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943) и малоизвестное В.М.Васнецов. «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 г.» (1914 г.), для этого использую ресурсы Интернета.

Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой - организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.

Использование ИКТ при обучении школьников гуманитарным предметам формирует мотивацию к обучению и ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов: создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей, повышает качество обучения, усиливает интерес к изучению предмета, позволяет рационально распределять время урока, доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

Использование игр - упражнений для развития интереса к урокам русского языка.

На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

Игра «Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний - тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.

  • крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
  • золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
  • лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)

Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Взаимоопрос - ученики опрашивают друг друга.

"Суд". Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые "улики" данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля - сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.

Использование фонда «Радионяни», песен, созвучных теме урока, помогают подойти к целям и задачам урока.

Проблемная ситуация. Так, урок русского языка в пятом классе. Приношу куклу, которая поёт: «К вам на урок пришла кукла. Музыкальная кукла поёт. А кукла - это предмет одушевлённый? А как узнать одушевлённый предмет или нет? В русском языке есть понятие грамматической одушевлённости. Если у существительных во множественном числе форма В. п. совпадает с формой Р.п., то это существительное одушевлённое, а если во множественном числе форма В.п. совпадает с формой И.п., то это существительное неодушевлённое существительное. Давайте докажем это. Поверьте слова «девочка» и «ёлка»: девочки (И.п.) - девочек (В.п.) - девочек (Р.п), следовательно, это существительное одушевлённое, ёлки (И.п.) - ёлок (Р.П.) - ёлки (В.п.), следовательно, это существительное неодушевлённое. А теперь проверьте слово «кукла»: куклы (И.п.) - кукол (Р.п.) - кукол (В.п.), следовательно, это существительное одушевлённое, как и существительные «робот, мертвец, снеговик».
Приемы и методы проектной технологии

С точки зрения учащегося проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка и литературы школьники выполняют разные проекты: история словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты на определенную тему. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.

Приемы, направленные на развитие критического мышления.

«Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема - Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Прием «Верите ли вы…?»

Цель: способствовать формированию умения критически оценивать результат. Можно использовать этот прием с целью проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой.

Так, на уроке в 5 классе была проведена такая игра по биографии А.Беляева. Ребятам предлагалось ответить на следующие вопросы:

«Александр Беляев готовился стать священником (да, учился в семинарии, но выбрал для себя другой путь)

Александр Беляев был известным юристом (да, такой эпизод в его жизни был)

Александр Беляев воевал на фронте в Первую мировую войну и участвовал в Гражданской войне (нет, вследствие болезни, он был прикован к постели долгих шесть лет)

Александр Беляев занимался театральной деятельностью, ставил пьесы (это действительно имело место)» и т.д.

Прием «Рефлексивные вопросы».

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Набор рефлексивных вопросов:

  • Что показалось вам сегодня трудным?
  • Что в изученном сегодня для вас самое главное?
  • Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
  • Какие новые мысли, чувства у вас появились?

Оценка - не отметка.

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна).

Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

Совместно с учащимися составляем опорные схемы, таблицы, что является одной из самых интересных и плодотворных видов деятельности для обучающихся. самостоятельная работа на определённом этапе составления схем повышает мотивацию обучения, развивает умение логически мыслить. Кроме того, такая работа позволяет каждому ребенку работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданием, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности.

Бесспорно, интересно, когда учащиеся осознают, что знают, умеют, могут. Поэтому я на своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех обучающихся: и слабоуспевающих, и с ярко выраженными способностями к гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учебную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым обучающимся. Такой подход к организации учебной работы, на мой взгляд, позволяет сформировать у учащихся учебно-познавательную компетентность, учит их более осмысленно подходить к выбору средств достижения результатов.

Условиями достижения оптимальных результатов считаю педагогическую поддержку и предоставление возможности ученикам осуществлять разнообразные пробы в рамках образовательного пространства. Поэтому большое внимание уделяю внеучебной деятельности: участию ребят в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах сочинений, играх, интеллектуальных турнирах и внеурочной деятельности по ФГОС.

Немаловажным моментом в процессе обучения и внеурочной деятельности является оценка педагога. Она становится не только средством регуляции и контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него ценностное отношение к результатам своего труда, а через них к самому себе. Поэтому она должна быть не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей, выразительной и уважительной.

Д.Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха». А ведь для каждого из нас очень важно заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию их творческих способностей, создать условия для их личностного развития, нравственного взросления, мировоззренческого становления.

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, то есть познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.