Мир природы и мир человека в «Полесских рассказах» А.И.Куприна и цикле «Записки охотника» И.С.Тургенева

Разделы: Литература

Ключевые слова: И.С.Тургенев, А.И.Куприн, И.С.Тургенев «Записки охотника», А.И.Куприн «Полесские рассказы»


Введение

Во все времена неповторимая сила красоты природы вдохновляла человека. Многие писатели в своих стихотворениях и в прозаических произведениях воспели эту красоту.

Тема природы зачастую становилась в их творчестве центральной, наряду с темами милосердия, любви. Невозможно представить произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, А.И.Куприна, К.Г.Паустовского без изображения картин русской природы. В произведениях этих и других авторов раскрывается многообразие и богатство родной природы, появляется возможность разглядеть в ней превосходные качества души человека. Среди произведений этих писателей особое место, на мой взгляд, занимает творчество И.С.Тургенева и А.И.Куприна, потому что именно здесь звучит торжественный гимн природе в каждой строчке, в каждом рассказе, в каждой повести.

И.С.Тургенев по праву считается одним из выдающихся пейзажистов в мировой литературе. Страницы его прозы проникнуты поэтичным описанием мира русской природы. Тургеневские пейзажи отличает безыскусственная красота, жизненность, поражает удивительная поэтическая зоркость и наблюдательность. Тургенев проникается особыми глубокими чувствами к природе с самого детства, тонко и чутко воспринимает её проявления. Изображение природы в творчестве Тургенева отличается своей многогранностью. Природа у Тургенева - это часть композиции произведения, весомая и сюжетная.

Не менее выдающимся певцом природы являлся А.И.Куприн. Природа Куприна - это реалистичный протест насилию и несправедливости. Она оптимистична, жизнерадостна и безгрешна. Природа живет и существует особенно полноценно, разносторонне, насыщенно и своеобразно. Через красоту природы, ее удивительный мир автор раскрывает тонкую трогательность человеческих чувств. Природа Куприна, словно незримая свидетельница, является попутчицей прозаических героев автора и в радости и в горе.

Поэтому особенно актуальным, на мой взгляд, является исследование вопроса о том, как каждый из этих авторов раскрывает образ природы и человека в их тесном взаимодействии.

Тема статьи является актуальной, так как в рамках школьной программы произведения этих писателей изучаются, как правило, обособлено, а тот факт, что оба автора, безусловно, являются великолепными мастерами изображения природы, неоспорим. Таким образом, достаточно интересно проанализировать, как каждый из писателей изображает природу родного края, какую красоту подмечает в ней, какие средства художественной выразительности при этом использует.В этом состоит новизна исследования. Материал данной исследовательской работы может быть востребован на уроках литературы для работы в творческих группах.

1. Особенности восприятия мира природы А.И.Куприным и И.C.Тургеневым

История создания «Полесских рассказов» А.И.Куприна и цикла «Записки охотника» И.С.Тургенева не случайна, она во многом обусловлена особенностями мировоззрения обоих писателей.

Так, своеобразие изображения природы у И.С.Тургенева вытекало не только из его любви к ней, но и из его натурфилософии. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячей неразрывных нитей» (6,с.51),-писал Тургенев. Он изображает природу не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так как на неё смотреть должно: ясно, просто и с полным участием; он не мудрит, не хитрит, не подкладывает ей посторонних намерений и целей: он наблюдает умно, добросовестно и тонко; он только хочет узнать и увидеть. А перед таким взором природа раскрывается и даёт ему «заглянуть в себя». То, что он видит, видит ясно, и твёрдой рукой, сильной кистью пишет стройную и широкую картину. Нам кажется, что такого рода описания более точны и верны: в самой природе нет ничего ухищрённого и мудрёного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает; в своих прихотях она добродушна. И.С.Тургенев писал: «Если хочешь что-нибудь изобразить, сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Никогда не пиши «какой-то странный цвет» или «он как-то неловко выкрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Дай сочное восприятие виденного тобою. Но самое главное, работай...забудь на время себя. Всё брось на писательское дело... Кончил переживать сюжет, берись за перо, и тут не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно» (6,с.54). «Записки охотника» Тургенев не выпускал из своего внимания, в сущности, в течение всей своей жизни; это было одно из любимейших созданий писателя, к которому он возвращался постоянно. Большинство «Записок охотника» И.С.Тургенев писал за границей, вдали от родины. И ему были дороги даже мелкие чёрточки и детали, переносившие его в родные места, воссоздававшие национальный колорит. Его рассказы проникнуты русским духом, в них «Русью пахнет».

Интерес А.И.Куприна к миру природы, к людям, живущим вместе с ней, по её извечным и простым законам, также был не случаен. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление городской беспокойной и суетной жизни неторопливому существованию вдали от цивилизованного мира. Так, в рассказе "Без заглавия", относящемуся к 1895 году, Куприн противопоставлял жизнь "в тихой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, вёрстах в восьми от станции железной дороги", "пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу". "Чувствуешь себя,-читаем мы в рассказе, - молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука, городское озлобление, все городские недомогания". Через три года, путешествуя по Полесью, в рассказе с характерным названием "Лесная глушь" Куприн снова возвращается к этому мотиву. Люди, живущие в глуши Полесья в непосредственной близости к природе, привлекают к себе симпатию и любовь автора. Описывая вечер, проведённый с тремя из таких людей у костра, Куприн ясно говорит об этих своих чувствах: "А в душу мою сходил какой-то томный, согревающий мир. Кто-то стирал с неё властной рукою всю горечь прошедших неудач, мелкую и озлобленную суету городских интересов, мучительный позор обиженного самолюбия, никогда не засыпающую заботу о насущном хлебе. И вся жизнь со всеми её мудрёными задачами вдруг ясно и просто сосредоточилась для меня на этом песчаном бугре около костра, в обществе этих трёх человек, несложных, наивных и понятных, почти как сама природа". Известный критик В.В.Воровский писал: «Куприн не мыслит внешней жизни без картин природы. У него природа играет важную и, главное, самостоятельную роль... Природа у Куприна живёт своей жизнью, не считаясь с человеком, скорее человек подчиняет ей свои настроения» (5,с.32). Купринский пейзаж, действительно, не только предельно выразителен, живописен, богат, но и необычайно динамичен. Создавая картину природы, Куприн всегда находит такую деталь, с помощью которой передаёт особенность изображаемого момента, будь то в одном случае тишина зимнего утра, в другом - бурное кипение ранней весны. Сам писатель в интервью журналисту из газеты "Киевлянин" 1913 года говорил:"Я только хочу описать эту жизнь простых мужиков, слившуюся с жизнью природы, здоровую, ясную, по-своему красивую." Творчество Александра Ивановича Куприна - одна из ярких страниц в истории русской литературы. Большой художник, талантливый мастер литературного языка, Куприн явился одним из продолжателей лучших традиций критического реализма, достойным преемником выдающихся русских писателей XIX столетия. (7, с.39).

Таким образом, продолжая традиции А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, оба писателя с особым вниманием обращаются к изображению картин природы, она неразрывно слита жизнью человека, рождая в нем не только чувство красоты, но и философские размышления о грандиозности мироздания.

2. Художественные особенности изображения мира природы в рассказах И.С.Тургенева и А.И.Куприна

2.1. Образ рассказчика, который является связующим звеном между миром природы и миром человека

Исследуемые рассказы А.И.Куприна и И.С.Тургенева объединены образом рассказчика. Именно он - проводник в торжественный и таинственный храм природы. Именно за ним мы идём, постигая её совершенство. В обоих случаях это человек дворянского происхождения, любитель охоты, тонко чувствующий окружающий его мир. В каждом из 25 рассказов И.С.Тургенева появляется охотник - рассказчик, образ, близкий самому писателю. Иван Сергеевич страстно любил охоту, и образ охотника, скитающегося с ружьём по Орловской губернии, позволяет ему наблюдать жизнь этого уголка России. На страницах сборника мы встречаем этого героя после удачной охоты: «я возвращался с охоты в тряской тележке и, подавленный душным зноем летнего облачного дня, дремал и покачивался». (3, с.72). Вместе с ним ожидаем попутный экипаж: «дело было осенью. Уже несколько часов бродил я с ружьём по полям и, вероятно, прежде вечера не вернулся бы в постоялый двор на большой Курской дороге, где ожидала меня моя тройка». (3, с.95). Вместе с ним трясемся в тарантасе: «я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому ещё было вёрст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. (3, с.108). Изо дня в день разделяем радость от успешной охоты: «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. Я нашёл и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо». (3, с.58). Рассказчик словно беседует с читателем и делится с ним самыми сокровенными мыслями:«Одна из главных выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно... Но все эти неудобства и неудачи выкупаются другого рода выгодами и удовольствиями охоты». (3, с.120) В " Записках охотника" писатель не случайно применил этот прием: ввел в действие рассказчика- образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревенские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присутствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев.

Подобный образ рассказчика присутствует и в рассказах А.И.Куприна, который делится с читателем неповторимым восторгом удачливого охотника: «Я не могу себе представить, какие ощущения в мире могут сравниться с тем, что испытываешь на глухариной охоте. В ней так много неожиданного, волнующего, таинственного, трудного и прелестного, что этих впечатлений не забудешь никогда в жизни». (2, с.323). Вместе с ним мы отдыхаем у костра в ожидании утренней зари: «Сегодня мы разложим в лесу костёр и около него вздремнём часа три-четыре, до той поры, когда начнёт чуть-чуть брезжить рассвет. К заре мы уже должны быть в "будках", чтобы не прозевать первого тетеревиного тока». (1, с.213). Вместе наслаждаемся открывшейся взору картиной небесной глади: " Я лег на спину и долго смотрел на темное, спокойное, безоблачное небо,-до того долго,что минутами мне казалось, будто я гляжу в глубокую пропасть..."(1, с.225). В Полесских рассказах рассказчик-охотник словно ведет читателя за собой, открывая ему сокровенные тайны природы, помогая постичь ее величие.

На наш взгляд, такой образ рассказчика оба писателя выбрали не случайно. Охотник - это именно тот человек, который является настоящим ценителем природы, он замечает малейшие изменения, происходящие в лесу в любое время года. Настоящий любитель природы замечает малейшие изменения, происходящие в ней в любое время года. Равнодушный к природе шагает по лесной дороге, ни на что не обращая внимания. Любитель природы обязательно заметит капельки росы на траве и кустах, многообразие красок утренней и вечерней зорь и многое из того, чего не увидят равнодушные к природе. И запахи осеннего леса почувствует человек, близкий к природе. Поэтому, раскрывая образ природы, авторы выбирают именно такого персонажа, который способен становиться её частью. Именно рассказчик выражает авторское видение мира природы и воспринимает её как «свидетеля» человеческого существования., одной из важнейших сторон его жизни.

2.2. Образ попутчика

В ходе исследования было также отмечено, что А.И.Куприн и И.С.Тургенев вместе с образом рассказчика вводят в повествование образ человека, сопровождающего рассказчика во время охоты. Как правило, это лесник, большую часть своей жизни проведший на лоне природы, знающий её законы и помогающий рассказчику раскрывать её тайны. Яркий образ такого персонажа можно встретить у И.С.Тургенева в рассказе «Касьян с Красивой мечи»:«Я, признаюсь, больше глядел на Касьяна, чем на свою собаку. Недаром его прозвали Блохой. Его чёрная, ничем не прикрытая головка (впрочем, его волосы могли заменить любую шапку) так и мелькала в кустах... Со мной он все не заговаривал...» (3, с.78). Настоящим хозяином леса предстаёт перед нами и герой рассказа «Бирюк»:«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною». (3, с.109). Попутчик-это, как правило, выходец из народа, обладающий особой сметливостью, проницательностью, крестьянской мудростью.

Неизменными спутниками охотника, знающими законы леса и умеющими ориентироваться в лесном пространстве, являются и герои А.И.Куприна:«Кирила - недурной стрелок и охотник. Отправляясь на охоту и заломив шапку набок, он кричит на весь лес и божится, что сегодня уж наверняка принесёт домой полную сумку, а сумка у него чудовищных размеров. (1, с.216). Бесспорной деловитостью и практичностью обладает и Талимон: «У Талимона есть одна дорогая и трогательная общественная черта: он охотно берет на себя самые неприятные, хлопотливые обязанности и безропотно становится на охоте на худшие места» (1, с.217). Очень близок рассказчику по духу лесник Трофим Щербатый: «Трофим Щербатый беспечен, груб, немного хвастун и лентяй и втихомолку торгует казённой дичью. Это его отрицательные качества. Но зато он смел, знает лес не хуже любого зверя, прекрасный стрелок и неутомимый охотник. Ко мне он относится покровительственно». (2, с.325). Располагающей внешностью и доброжелательностью обладает Степан: «В жёлтом свете фонаря лицо Степана резко и выпукло выделялось из мрака. Все оно сплошь заросло русыми, курчавыми, мягкими волосами бороды, усов и бровей. Из этого леса выглядывали только маленькие голубые глаза, вокруг которых лучами расходились тонкие морщинки, придававшие им всегдашнее выражение ласковой, усталой и в то же время детской улыбки». (4, с.91). Все эти герои, находясь рядом с рассказчиком делятся с ним своим опытом, житейской мудростью и секретами удачной охоты.

Анализируя образ попутчика в рассказах Тургенева и Куприна, мы пришли к выводу, что эти люди относятся к рассказчику весьма снисходительно, с некоторым покровительством. Это объясняется тем, что лесник имеет больший опыт общения с природой, нежели его спутник. Природа, выступая главным действующим лицом в этих произведениях, становится настолько могущественной, что стирает все социальные различия между персонажами. Таким образом, весомость обретает тот персонаж, который является большим "мастером в лесных делах", тонко чувствует гармонию природного мира, его законы и бесконечную мудрость.

2.3. Особенности формы повествования

Еще одним художественным методом, помогающим понять неразрывную связь человека с природой является особая форма повествования. В ходе исследования мы установили, что для этой цели используются глаголы 2 лица единственного и множественного числа. Благодаря этому, третьим незримым персонажем в рассказах И.С.Тургенева и А.И.Куприна является читатель, который погружается в загадочный мир лесной флоры и фауны.

И.С.Тургенев, путешествуя по лесу, описывает свои впечатления так, что у нас складывается ощущение полного присутствия на охоте: « За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьём, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем.» (3, с.11). До глубины души мы постигаем манящую бездну небес:«Вы не двигаетесь - вы глядите: и нельзя выразить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце» (3, с.79). Чувствуем пронизывающий холод осеннего вечера:«Вы выходите на крыльцо... На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега... Вы едете - едете мимо церкви, с горы направо, через плотину... Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется». (3, с.249). Использование этой формы глаголов помогает читателю наравне с рассказчиком слиться с окружающим его великолепием, постичь его своеобразие.

Подобную форму повествования использует А.И.Куприн в рассказе «На глухарей»: «Просыпаешься среди тёмной, безлунной, мартовской ночи и сначала никак не можешь сообразить, где ты находишься. Лежишь на земляном полу подле целой груды раскалённых головешек, по которым то и дело трепетно пробегают последние огненные языки».(2, с.323) Вслед за рассказчиком мы чувствуем чавканье грязи под ногами, легко ступаем на мягкий мох:«Вы идёте без дороги прямиком. То вы идёте по сплошной грязи, с трудом вытаскивая из неё ноги, иногда взбираетесь на сухие и твёрдые пригорки, иногда вы шагаете по мшистым кочкам»(2, с.326). Использование подобной формы повествования помогает нам увидеть красоту окружающего мира в мельчайших подробностях, создается ощущение собственного присутствия рядом с рассказчиком в самых разных обстоятельствах.

Таким образом, читая рассказы обоих писателей, у нас создаётся ощущение, что мы не просто отстранённые наблюдатели происходящих событий, а их непосредственные активные участники и природа на этом фоне выступает одним из главных действующих лиц.

В ходе исследования мы выяснили, что И.С.Тургенев усиливает это читательское ощущение, периодически используя обращения:« Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари?». (3, с.249) «Позвольте, любезный читатель, познакомить вас и с этим господином». (3, с.48) «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной». (3, с.128) Так авторами искусно создаётся иллюзия читательского присутствия, ведётся с ним незримый диалог, и устанавливается нерушимая связь с миром природы.

2.4 Изображение времён года

Природа в изображении этих писателей не является статическим образом, она постоянно претерпевает изменения: увядает и вновь возрождается. Изображение времени года в художественном повествовании показывает что природа -это нечто живое. В ходе исследования мы выяснили, что у каждого из писателей своё любимое время года. Так, у И.С.Тургенева часто встречается описание лета и начала осени, когда природа предстаёт во всём великолепии и пышности красок. Внимание писателя-художника привлекает и прохлада осенней рощи («Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября») (3, с.168), и зной в разгаре лета («В жаркий летний день возвращался я с охоты...».) (3, с.192), и великолепие летнего дня («Был прекрасный июльский день») (3, с.58) («В одно прекрасное июльское утро») (3, с.137).

А А.И.Куприн, напротив, чаще обращается к картинам пробуждающейся после зимы природы, поэтому время действия в его произведениях чаще всего приходится на начало весны. Писатель погружается в таинство пробуждения жизни «Середина апреля. Вечер». (1, с.213) «Просыпаешься среди тёмной, безлунной мартовской ночи» (2, с.323). «Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на Полесье - неожиданная. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.» (1, с.259) «Снег сошел, оставшись еще кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. Из-под него выглянула обнаженная, мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. Ночи стали теплее; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы... » (1, с. 259-260)

Таким образом, прочитав произведения обоих писателей, мы получаем возможность окунуться в мир природы в разное время года, почувствовать ее своеобразие и гармонию в определенные периоды. Прочувствовав тончайшие изменения природы, связанные со сменой времени года, мы понимаем, что она самобытна, в ней нет ничего лишнего, случайного. Это величественный, содержащий незыблемые законы вселенной образ. И человек должен внимать мудрости природы , постигать ее философию и соотносить с ней свою жизнь.

В рассказах А.И.Куприна и И.С.Тургенева образ природы изображён как необъятное пространство, в котором соотносятся земля и небо, день и ночь, свет и тень. Оно наполнено неповторимыми звуками и запахами, здесь каждая минута - непрекращающаяся жизнь её обитателей. Особенное внимание обоих писателей уделяется жизни леса.

2.5. Изображение леса (растительность и обитатели)

Итак, как было сказано выше, исследуемые нами произведения И.С.Тургенева и А.И.Куприна, - это скорее не просто проза, а лирика природы, где опоэтизирована и воспета её красота, как олицетворение неумирающей прелести и вечности всего живого на земле.

Великолепные картины изображения леса предстают перед нами в рассказах И.С.Тургенева: «Весь этот лес состоял из каких-нибудь двух-или трехсот огромных дубов и ясеней...ястреба, кобчики, пустельги со свистом носились над неподвижными верхушками, пёстрые дятлы крепко стучали по толстой коре...В траве, около высоких муравейников, под лёгкой тенью вырезных красивых листьев папоротника, цвели фиалки и ландыши, росли сыроежки, волнянки, грузди, дубовики, красные мухоморы; на лужайках, между широкими кустами, алела земляника...» (3, с.137). Писатель подчеркивает удивительную гармонию лесной жизни, подчиняющуюся мудрым законам природы. И все в этом мире: от могучих деревьев, до красных мухоморов на лужайке -переплетается в поразительном взаимодействии друг с другом.

Яркими подробностями изобилует описание подобной картины природы и у А.И.Куприна: «Воздух уже потемнел, и в нем выделялся ствол каждого дерева, каждая веточка, с той мягкой и приятной ясностью, которую можно наблюдать только раннею весной, по вечерам. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим и грустным уханьем. (1, с.219). Эта картина лесной жизни созвучна с изображением леса у Тургенева: все в ней наполнено жизнью, не останавливающейся ни на минуту, бесконечно мудрой и гармоничной. Мир леса многообразен: он меняется при малейшем движении ветерка, наполнен разными звуками и запахами. В каждое из времён года он предстаёт перед нами в своём великолепии. Лес живой, наполнен птичьими голосами и шуршанием трав, различными лесными обитателями, их жизнью и повседневными заботами. Художественной особенностью его изображения является то, что каждый из писателей обращает внимание не на отдельные стороны лесной жизни, а создаёт многогранный образ, в результате чего рождается картина сложной, связанной тысячами невидимых нитей лесной жизни, где нет ненужных мелочей, посторонних деталей, где всё существует в тесной взаимосвязи друг с другом по законам, созданным мудрой природой.

На наш взгляд, очень интересными для анализа является также анализ образов неба, мрака и лесных звуков в произведениях обоих писателей.

2.6. Образ темноты, мрака

Однако не все тайны раскрывает природа человеку в рассказах И.С.Тургенева и А.И.Куприна. Несмотря на своё многообразие красок и великолепие, она полна тайн и загадок. Чаще всего это проявляется в изображении картины ночи, целью которого является не только показать образ темноты, мрака, но и нарастание ночной таинственности и чувства возрастающей тревоги, которые возникли в нём в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Вот как изображает ночь И.С.Тургенев: « Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднимались и даже с вышины лилась темнота... с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперёд...и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне её торчало стоймя несколько больших белых камней, казалось, они сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней». (3, 59) Проанализировав этот небольшой отрывок, мы пришли к выводу, что человек может лишь уповать на природу, как на высшую силу-он зависит от ее расположения. Он чувствует себя частью природы. Загадочная жизнь ночной природы давит на героев в силу своего бессилия перед ней.

Приведённых примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедиться в том, как вдумчиво отбирал И.С.Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению всё представляется в мрачном свете.

Похожий пример использует и А.И.Куприн. Герой его рассказа «На глухарей» погружается в атмосферу мрака и темноты во время охоты.«Мы попадаем в такую глубокую темень, что кажется, будто нас внезапно окунули в какую-то гигантскую чернильницу. Я остановился вновь в нерешительности, почти в страхе...Ночь по-прежнему черна и непроницаема до жути. Я с первых же шагов перестал ориентироваться, и теперь наше шествие представляется мне чем-то нелепым, тяжёлым и фантастическим, как кошмар. Порою ветки каких-то деревьев хлещут меня по лицу и цепляются, точно невидимые длинные руки, за мои плечи. Порою прямо передо мной, в аршине от моего лица, вдруг вырастает чёрный толстый ствол дерева. Я останавливаюсь, отшатываюсь в испуге и протягиваю вперёд руки... но пальцы мои встречают все тот же непроницаемый для глаз, пропитанный тьмою воздух». (2, с.327) Как видно из приведённого примера, А.И.Куприн также мастерски пользуется художественными средствами языка.Изображённая картина глубоко психологична. Автор не раз упоминает о тех чувствах, которые испытывает персонаж, оказавшись в такой ситуации, причём глубина этих чувств постоянно нарастает: нерешительность, испуг, страх, ужас, кошмар. Таким образом, автор показывает, что человек лишь крупинка в огромном мироздании природы и находится в её власти.

У обоих авторов тревожный ночной пейзаж сменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы. Когда герой И.С.Тургенева вышел наконец на дорогу, он увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивающих огоньков. Успокоенный художник увидел во всём великолепии высокое звёздное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи. У А.И.Куприна ночной ужас постепенно отступает, и герой видит следующую картину: «Рассвет близился. В воздухе стало холоднее и сырее. Опять прокричали журавли, и опять отозвались на их крик лесные обитатели: звонко затрещала желна, меланхолически застонала горлица, где-то послышалось робкое и нежное болботание тетерева, пичужки с лёгким писком завозились в кустах». (2, с.333). Таким образом, мы пришли к выводу, что оба писателя изображают в своих произведениях картины ночи. Этот приём они используют для того, чтобы показать, насколько человек беззащитен и уязвим перед силами природы.

2.7. Образ неба

Ни одна картина природы у обоих писателей не обходится без изображения небесного купола. Он - неотъемлемая часть природного бытия, охватывающая всё живое на земле. Особенно часто прибегает к изображению неба Тургенев:«С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. (3, с.58). В приведённом отрывке перед нами предстаёт великолепная картина летнего неба. Автор не просто даёт описание небесного купола в определённый момент, а улавливает и изображение его изменения в течение дня. В связи с этим он использует множество средств художественной выразительности, среди которых особенно выделяются олицетворения: «солнце всплывает»; «лучи хлынули»; «светило поднимается»; «облака теснятся»; «сияние мигает». Это создаёт впечатление, что небо не статично, оно постоянно видоизменяется, живёт своей особой жизнью. Тургенев великолепно использует цветовую палитру в данном изображении, насыщает его разнообразными цветами оттенками: от тускло-бирюзового и лилового до розового и алого.

Куприн также обращается к изображению неба и делает это как истинный художник:«Тёплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена казённого хвойного леса отчётливо рисовалась грубым, тёмным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берёз, казалось, были нарисованы на небе лёгкими штрихами нежной зеленоватой туши». (1, с.225) Автор также любуется цветовой палитрой небесного купола, используя следующие эпитеты: «багровые полосы»; «розовый отблеск»; «выцветшая бирюза». Особое внимание в этом отрывке привлекает сравнение: «небо точно вымазано широкими ударами огромной кисти». Таким образом, Куприн олицетворяет картину неба, делает её живой.

Изображая небо, оба писателя стремятся передать одухотворённость неба, его постоянное видоизменение, используя с этой целью богатую цветовую гамму, олицетворения и сравнения.

2.8. Звуки и запахи

Лесная жизнь у А.И.Куприна и И.С.Тургенева не стоит на месте. Всё в ней движется, изменяется и дышит своей жизнью. Природа предстаёт перед нами особым миром, живущим по своим законам. Писательское мастерство каждого автора заключается в том, что, рисуя «картины» природы, они выхватывают не отдельные фрагменты жизни леса, а изображают её во всём многообразии и великолепии. Поэтому природа в данных рассказах одухотворена, а человек, сливаясь с ней, становится её частью, всем своим существом чувствуя и воспринимая сущность природы. Человек, попадая в этот мир, не только воспринимает её зрительные образы, но также чувствует разнообразные запахи и улавливает различные лесные звуки. Читая А.И.Куприна, и впрямь ощущаешь его необычное, прямо таки звериное обоняние. Современники писателя вспоминают, что от природы он имел необыкновенное зрение и тонкий слух. Это нашло отражение в его рассказах. Так, удивительно точно описана игра глухаря:«Это были сухие, отрывистые звуки с металлическим оттенком, похожие на то, как если бы кто щёлкал ногтем по пустой жестяной коробке. ». (2, с.330) Какие ещё звуки можно услышать в лесу? Это птичий гам и жужжание жуков, вздох налетевшего ветерка, пронзительный хохот совы, томный стон диких голубей и «звонкий чистый отзвук пробуждающегося леса»

А И.С.Тургенев часто, практически каждый день, уединялся в лесу, проводил время в окружении природы и, благодаря этому, он стал слышать и различать многие звуки окружающего мира: свист птиц, шум легкого ветерка, треск кузнечиков, плеск рыбьего хвоста.

Удивительным является и то, что оба писателя в своих произведениях демонстрируют также и редкостную чуткость к запахам. Поэтому читатель наслаждается не только зрительными и звуковыми образами, но и чувствует терпкие лесные ароматы «смолистого запаха сосновых ветвей», «прошлогодних прелых листьев», «дым лесного пожарища», «медвяного разнотравья». И от всего этого великолепия так сладко теснится грудь, что невозможно описать словами все свои ощущения.

Читая рассказы этих писателей и погружаясь в удивительный мир звуков, запахов, красок, понимаешь, что только истинно русский человек может так тонко чувствовать и воспринимать родную природу.

Список использованных источников

  1. Куприн, А.И. Собрание сочинений в девяти томах. Том 2 [Текст]/ А.И.Куприн: "Правда", 1964.
  2. Куприн, А.И. Собрание сочинений в девяти томах. Том 4 [Текст]/ А.И.Куприн: "Правда", 1964.
  3. Тургенев, И.С. Записки охотника.[Текст]/ И.С.Тургенев. М.: "Художественная литература", 1985.
  4. Куприн, А.И. Собрание сочинений в шести томах. Том 2. [Текст]/ А.И.Куприн: "Художественная литература", 1994.
  5. Воровский, В.В. "А.Куприн", 1910.
  6. Тургенев, И.С. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С А-ва. Москва, 1852.
  7. А.Белов, "Крупнейший мастер русской прозы" сборник А.И.Куприн, "Анафема (Рассказы)", 1963.