Определение параллельных прямых. Признаки параллельных прямых

Разделы: Математика, Мастер-класс

Ключевые слова: Параллельные прямые


Цель деятельности учителя: Создать условия для введения понятия параллельных прямых, рассмотрение признаков параллельности двух прямых.

Термины и понятия: Параллельные прямые, накрест лежащие углы, соответственные углы, односторонние углы.

Планируемые результаты:

Предметные умения:владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.

Универсальные учебные действия:

  • Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы.
  • Регулятивные: умеют выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.
  • Коммуникативные: умеют организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, решать конфликты на основе согласования интересов.
  • Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Ход урока

1. Оргмомент. (5-6 мин)

Записать на доске в сторонке ОЦЕНКА КАЖДОГО БЛОКА:

  • «+» ВСЕ ПОНЯЛ
  • «+?»ПОНЯЛ, НО ЕСТЬ ВОПРОСЫ
  • «-» НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО

Рассадить класс на три группы:

  • Безотечество
  • Колмогорова
  • Башмакова Ал
  • Михайлов
  • Павлов
  • Мухаметдинов
  • Кокоурова анг
  • Кондрашина
  • Макаров
  • Ксенофонтов
  • Стерлюхина
  • Назимов
  • Матвеева
  • Вершкова
  • Суханов
  • Цыремпилова
  • Чернюк
  • Шевцов
  • Кокоурова ал

- Эпиграф к уроку:

СЛАЙД 1.

"В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот достигнет ее сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам." (Карл Маркс)

- Так вот, ребята, изучая геометрию, мы и карабкаемся по ее каменистым тропам, и очень надеюсь, что урок пройдёт с пользой для вас.

2. Первичное усвоение новых знаний

Посмотрите на доску: Даны две прямые. Каково может быть их взаимное расположение?

СЛАЙД 2 - прямые пересекаются и прямые не пересекаются.

СЛАЙД 3 Как называются данные прямые?

Греческое слово «параллелос», означающее «рядом идущие», «друг подле друга проведённые» (прямые), стало употребляться как геометрический термин ещё 2500 лет назад в школе Пифагора.

- А теперь оглянемся вокруг. Приведите примеры параллельных прямых, отрезков. (Учащиеся приводят примеры.) Показ СЛАЙДА 4,5,6

- Ребята, можем ли мы, основываясь на нашем зрении утверждать, что прямые параллельны или не параллельны? (Нет.)

- Как же нам быть в таких ситуациях?

(В этих случаях помогают нам доказать параллельность или не параллельность прямых признаки.)

- Итак, сформулируйте тему урока.

«Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых».

- Исходя из темы нашего урока, cформулируйте и запишите цель урока. (Дать определение параллельных прямых. Сформулировать признаки параллельных прямых.) СЛАЙД 7

Запишите на полях число 23.12. Клас.раб, тему урока и цель.

3. Работа с учебником

Давайте поработаем с учебником (прочитайте текст учебника п. 24 стр. 52 и ответьте на вопросы): СЛАЙД 8, (3 мин)

  1. Какие прямые называются параллельными?
  2. Изобразите и обозначьте параллельные прямые
  3. Какие отрезки называются параллельными?
  4. Изобразите и обозначьте параллельные отрезки СЛАЙД 9

- Ребята, как вы считаете, можно ли опустить в определении слова «на плоскости». (Нет, т.к. прямые a и b не пересекаются и не лежат в одной плоскости. Такие прямые называются скрещивающимися) СЛАЙД 10

- СЛАЙД 11. Сколько неразвернутых углов образуется при пересечении прямых a и b секущей c? (8 углов) (5 мин)

- СЛАЙД 12. Некоторые пары этих углов имеют специфические названия:

  • Накрест лежащие; СЛАЙД 13,14
  • Односторонние. СЛАЙД 15,16
  • Соответственные; СЛАЙД 17,18,19,20

- Выполнение задания на нахождение этих углов на рисунке. СЛАЙД 21-27

Оцените данный этап первичное усвоение знаний (+,+?,-)

4. Исследовательская работа

(см. Приложение) (10 мин)

А теперь поработаем в группах.

Задание: сформулировать признак параллельности двух прямых

Работа в парах. Исследовать, сделать вывод. Выступить. Признаки записать в тетрадь.

Оцените данный этап первичное усвоение знаний (+,+?,-)

5. Первичное закрепление

(Решение задач)

Задача 1.

Вопрос. Какие прямые будут параллельными?

Задача 2.

Вопрос. Чему равен угол?

Оцените данный этап первичное усвоение знаний (+,+?,-)

Давайте проверим, а все ли нам сегодня удалось усвоить и понять:

  • Выполняем тест.
  • Обмениваемся с соседом.
  • Проверяем по готовым ответам.

Рефлексия: учащиеся письменно должны закончить предложение: (5 мин)

  • На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…
  • Сегодня мне удалось…
  • Было интересно…
  • Было трудно…

Достигли ли мы с вами поставленной цели урока? (ДА)

6. Домашнее задание

П. 24-25

  • Выучить определение параллельных прямых;
  • Знать названия новых углов и уметь их находить на рисунке.
  • Выучить признаки параллельности прямых.

Решить задачи: № 186, 188

Выставление оценок за работу на уроке.