Работа над коллективным проектом «Мифологический словарь» как средство развития кругозора и повышения мотивации к чтению школьников

Разделы: Литература


Мифология - это, по определению Н.Б.Мечковской, «исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания ещё не различены и не обособлены друг от друга». [1] Мифология как собрание мифов разных народов мира - это огромный культурный пласт, с которым связаны все сферы искусства: и литература, и музыка, и театр, и кино, и живопись. Мифологические представления закрепились в языке (некоторые термины и понятия, огромное количество фразеологизмов невозможно понять, не зная мифологию).

Главное противоречие, которое в связи с этим возникает, заключается в том, что необходимость изучения мифов не вызывает сомнений, а времени на их изучение отводится очень мало.

В 5-9 классах МБОУ СОШ№3 г.Амурска преподавание литературы проходит по учебнику Г.С. Меркина. В рамках данной программы мифология изучается в 5-6 классах. Раздел «Из мифологии» включает подразделы:

  1. Рассказ о мифе и мифологии. В данном разделе происходит знакомство с мифом. Миф изучается как своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Происходит ознакомление учащихся с основными категориями мифов.
  2. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. В данном разделе уделяется внимание двум аспектам. Достаточно четко представлена мифология античного мира: происхождение мира и богов, а именно: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. И уделяется внимание «Одиссее» Гомера: «Одиссей на острове циклопов. Полифем», рассказ о Гомере. На уроках рассматривается сюжет мифа.

При этом обучающиеся знакомятся с понятиями: миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический герой, мифологический персонаж. В программе предлагается анализ связи мифологии с другими видами искусства (гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике), предусмотрен региональный компонент (легенды, мифы и предания в регионе).

На первом уроке по данной теме обучающиеся знакомятся с понятием мифа, особенностями возникновения и функциями мифов. Чтение эпизодов из мифов сочетается с просмотром изображений мифологических героев в искусстве.

В рамках двух - трех уроков обучающиеся знакомятся с поэмой Гомера «Одиссея» на примере фрагмента «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Изучение фрагментов произведения ведется в тесной связи с восприятием произведений искусства: просмотр репродукций картин и отрывка из кинофильма А.Кончаловского «Одиссей».

При этом значительное место отводится самостоятельной работе с текстами: работе с учебником и приведенными в нем текстами, подготовка докладов и презентаций.

Но в целом в программе Г.С.Меркина работе с мифами отводится небольшое количество часов - 5-6. Увеличение количества часов на изучение данного раздела привело бы к уменьшению часов на изучение других, не менее важных, тем. Следовательно, необходимо организовать деятельность учащихся вне урока.

Так родился коллективный проект «Мифологический словарь», который позволяет решить несколько задач.

Во-первых, существенно увеличивается объем информации, с которой могут ознакомиться не только участники проекта, но и все, кто оказывается в кабинете русского языка и литературы, потому что проект стендовый, с постоянно обновляемой информацией. Проект может работать не один учебный год, в нем могут участвовать учащиеся разного возраста, одни и те же учащиеся могут быть участниками проекта постоянно, представляя разные страницы для словаря.

Во-вторых, учащиеся могут работать над проектом, ориентируясь на собственные предпочтения: например, создавать страницы словаря не только по античной мифологии, но и славянской, египетской, скандинавской - в соответствии с выбранной категорией.

В-третьих, в результате работы над проектом учащиеся имеют возможность развивать метапредметные умения: самостоятельно организовывать свою деятельность, работать с информацией, анализируя ее, отбирая и интерпретируя в соответствии с поставленной задачей и т.п.

В-четвертых, развивается читательская и общая культура учащихся за счет умения видеть связь между мифологическими и литературными сюжетами и героями, а также умения замечать мифологические аллюзии и реминисценции в современной жизни.

Правила проекта просты.

1) Каждую учебную неделю работаем с одной буквой. В русском алфавите 33 буквы, некоторые из них исключаются (Ь, Ъ, можно также исключить Ы, так как трудно найти слова, начинающиеся с этих букв). Если учесть, что в первые две недели проходит ознакомление с проектом, а в учебном году 34 учебных недели, то проект по длительности как раз совпадет с учебным годом.

2) На неделе каждый учащийся может представить одну страницу для словаря, за которую получит отметку по литературе не ниже «4». Критерий для выставления отметки единственный - соответствие требованиям (требования вывешиваются на видном месте). Учащийся может представить и несколько страниц на одну и ту же букву, но отметку получит одну (это делается для того, чтобы избежать излишнего ажиотажа и снижения качества работ во время окончания учебной четверти).

3) Если на стене проекта уже вывешена страница с каким-то словом, то другой учащийся должен выбрать для своей страницы другое слово.

4) Основные требования к оформлению: работа выполняется на отдельном листе А4, ориентация страницы книжная, заглавное слово пишется большими яркими буквами, остальной текст более мелко, но разборчиво. Желательно сопроводить текст уместной иллюстрацией. Фамилию автора страницы поместить в низу страницы.

За 4 года работы над коллективным проектом «Мифологический словарь» были достигнуты следующие положительные результаты:

1) в проекте участвовали учащиеся 7-11 классов, из лучших работ, соответствующих всем требованиям, был составлен словарь, занимающий четыре объемные файловые папки. Следовательно, интерес к проекту был огромный;

2) каждый из учащихся смог проявить себя с лучшей стороны: художники самостоятельно рисовали иллюстрации, люди с каллиграфическим почерком писали текст к своим страницам от руки, владеющие ИКТ работали на компьютере и развивали свои навыки в этой области;

3) учащиеся выступали с предложениями по перспективному развитию проекта и искренне огорчились, когда он не смог работать в период сложной эпидемиологической обстановки в 2020-2021 учебном году.

Список литературы

1. Мифы и фольклор // Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: Издательский дом: Агентство «Фаир», 1998