Сстема работы по подготовке к ОГЭ по математике

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Все мы хорошо помним слова Александра Сергеевича Пушкина:

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…

Чему учить каждый из нас знает, поскольку всё это уже продумано и прописано в примерной образовательной программе, а вот как учить каждый учитель решает сам? И порой найти ответ на этот вопрос не так-то просто.

Думаю, не открою Америку, если скажу, каждый учитель пытается найти такие средства обучения, которые помогут организовать учебный процесс так, чтобы каждый ученик, получил прочные и качественные знания по предмету.

Однако в классе, порой, обучаются школьники с разным уровнем подготовки, а значит, и планировать работу с ними нужно по-разному.

С сильными, мотивированными на учебу школьниками нужно просто решать задачи и простые, и сложные, и не очень. Этого будет вполне достаточно. К учащимся с низким уровнем математической подготовки нужен совсем другой подход. Их необходимо научить работать самостоятельно сначала с простыми задачами, и лишь после того, как выполнение таких заданий будет доведено до автоматизма, переходить к более сложным темам.

Как сделать так, чтобы каждый ученик получил то, что ему необходимо? Задавшись этим вопросом, и понимая, что внедрение на уроках современных технологий является одним из условий качественного усвоения учебного материала, я решила предложить ученикам работать в записной книжке Microsoft Teams в Office 365.

Наш лицей работает с корпорацией Microsoft и у каждого ученика и учителя есть доступ к такой книжке, своеобразной электронной рабочей тетради. Если доступа к продуктам компании Microsoft у вас нет, то подобную работу можно организовать и в Google документах, формах и других интерактивных сервисах.

В прошлом учебном году я выпускала три 9 класса. Индивидуальную работу по организации обобщающего повторения с таким количеством учеников организовать было достаточно проблематично, поэтому я решила использовать возможности записной книжки Microsoft Teams, куда был помещен образовательный маршрут. Были созданы разделы «Подготовка к ОГЭ» и «Практико-ориентированные задачи и не только». Часть заданий, выложенные в записную книжку, отрабатывалась на уроках, оставшиеся задания ученики могли решать самостоятельно в удобное время. Возможности Microsoft Teams позволяли также учащимся, которые не могли находиться в лицее по болезни, или другой уважительной причине, подключиться к занятию онлайн и вместе с остальными учениками присутствовать на уроке.

Наверное, ни для кого ни секрет, что с практико-ориентированными задачами ученики впервые встречаются только при подготовке к экзамену, поэтому в записной книжке мною был разработан раздел «Практико-ориентированные задачи и не только».

Все типы практико-ориентированных задач были отображены в этом разделе.

План работы с этими заданиями по всем темам одинаковый. На каждой странице записной книжки, посвященной определенной теме, можно увидеть:

  • 2-3 видеоурока с разбором заданий;
  • задания с подробным решением каждой из пяти задач темы (материалы взяты с сайта «Распечатай и реши»);
  • задания для самостоятельного решения (задания с сайта ФИПИ).

Учителю достаточно познакомить учеников с одной страницей записной книжки для того, чтобы стала понятна структура расположения материала и принцип работы с темой. Дальше каждый из них может работать уже без посторонней помощи.

Для отработки остальных тем в этом же разделе учащимся был предложен образовательный маршрут, в котором даны ссылки на ресурсы к различным заданиям.

Для самостоятельной работы были рекомендованы следующие сайты:

  • http://www.fipi.ru Открытый банк задач ОГЭ по математике;
  • https://www.time4math.ru/oge Материалы для подготовки к ОГЭ. Распечатай и реши;
  • https://math-oge.sdamgia.ru СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ;
  • https://math100.ru/ogenew/ ОГЭ Математика 2022. Открытый банк заданий с ответами;
  • Канал по разбору вариантов ОГЭ.

Кроме того, здесь же была выложена таблица, где к каждому заданию даны ссылки на видео-уроки, задания с подсказками и задачи для отработки.

В записной книжке также были выложены справочные материалы, которые выдаются учащимся на экзамене, причем не только сами материалы, но и ссылка на документ, чтобы учащиеся могли распечатать их и пользоваться при выполнении домашних работ по математике в течение всего учебного года.

Сильные, мотивированные учащиеся работали по данному образовательному маршруту самостоятельно, лишь консультируясь с учителем. Ученики с низким уровнем математической подготовки определяли для себя конкретный срок освоения материала и срок сдачи зачета по каждому заданию.

Такая организация работы позволила создать ситуацию успеха для учащихся, так как сняла нервозность перед экзаменом, дала возможность готовиться к итоговой аттестации в удобном режиме, получать обратную связь от учителя, написав о возникших затруднениях.

В разделе «Подготовка к ОГЭ» находятся выдержки теоретического материала и учебные материалы, созданными с помощью цифровых образовательных ресурсов и инструментов, ссылки на которые размещены на страницах записной книжки.

Познакомимся с некоторыми инструментами подробнее.

Одним из часто используемых мною инструментов стали интерактивные тесты в FORMS, которые позволяют учителю не тратить время на тиражирование материалов, поскольку учащимся ссылка на данный тест выкладывается в записной книжке, также экономится время учителя при проверке первой части работы.

Еженедельное использование подобных тестов позволяет ученикам привыкнуть к заданиям, кроме того заставляет следить за правильностью записи ответов, поскольку проверка первой части здесь, так же, как и на экзамене проводится автоматически.

Результаты тестов учитель получает не только в виде количества баллов, набранных учеником в целом по работе и по каждому заданию отдельно, но и в виде диаграмм, которые позволяют увидеть, как учащиеся справляются с заданиями разных типов, выделить проблемные места, и типы заданий, в которых учащиеся не допускают ошибок. Такой подробный анализ позволяет учителю планировать дальнейшую работу. Если нет возможности использовать FORMS, подобную работу можно проводить в Google формах.

Для отработки определенных тем можно пользоваться таким цифровым образовательным ресурсом, как GeoGerba - онлайновый калькулятор и построитель графиков для математических дисциплин, а также калькулятор в стандартных приложениях Windows.

С его помощью очень удобно организовать повторение по теме «Функции и графики». С учениками 9-х классов мы работали с линейной, квадратичной функциями и функцией обратной пропорциональности.

Учащимся по внешнему виду графиков необходимо было в формуле, задающей функцию, самостоятельно определить коэффициенты, вычислить значение функции в заданной точке. Для каждой функции приведено более 20 графиков, что позволяет ученикам сформировать навыки выполнения заданий подобного типа. Кроме того, умение читать графики функций, отрабатываемое с помощью данного онлайн тренажера, позволяет ученикам повысить качество знаний по данной теме и готовит их к работе с функциями в 10-11 классе.

Организовать самостоятельную работу учащихся позволяет платформа PART.A - тренажер по математике и физике с чат-ботом. Здесь размещены уроки и работы (обучающие и проверочные) по всем темам ОГЭ по математике, а также есть уроки по физике и уроки по темам первой части ЕГЭ по математике. Использовать данный ресурс можно не только в 9 классе, поскольку здесь представлены темы, начиная с 5 класса.

Плюс данного ресурса в том, что здесь в каждом уроке размещена краткая теория по теме, а также есть обучающие самостоятельные работы, которые можно решить с чат-ботом. Если ученик затрудняется дать ответ на тот или иной вопрос задачи, он выбирает подсказку, в которой чат-бот формулирует вопрос, наводящий на решение затруднения. Чат-бот не дает готовых ответов, он помогает ученику самостоятельно решить задачу, разбив ее на подзадачи.

После выполнения учащимися обучающей самостоятельной работы, можно проверить качество усвоения материала в ходе проверочной работы, в которой в заданный временной промежуток необходимо выполнить 10-12 заданий. В этой работе подсказок от чат-бота уже нет. После её выполнения, можно посмотреть количество верно выполненных заданий и допущенные ошибки. Данный ресурс хорошо использовать для организации обобщающего повторения по теме и работы с учащимися, испытывающими трудности в изучении математики.

Организовать самостоятельную работу учащихся также позволяет, думаю знакомый всем, сайт «Решу ВПР, Решу ОГЭ и Решу ЕГЭ». Для этого в записной книжке выкладывается ссылка на созданную на сайте работу по определенной теме. Поскольку на этом сайте легко найти решения к задачам, то я работаю с ним только в классе.

В этом случае учитель выполняет роль консультанта, а ученики самостоятельно, в своем темпе, решают задания, а затем проверяют правильность их выполнения.

Если учащиеся зарегистрируются на сайте, то ссылки им будут приходить автоматически после того, как учитель, создавший работу, выберет группу, или конкретного ученика, и нажмет кнопку «Выдать задание».

Подготовкой к ОГЭ по математики мы занимаемся на платных курсах, которые организует лицей. Здесь в группах 15-20 человек раз в неделю проходят полуторачасовые занятия в течение года. Также подготовка к ОГЭ ведется на уроках.

В 9 классе каждый урок начинается с зарядки ОГЭ. Материалы можно найти в группе ВК «Ассоциация учителей математики из Карелии», де ежедневно, начиная с февраля выкладываются различные задания, а также можно составить самим, исходя из потребностей класса, благо материалов для подготовки к ОГЭ предостаточно. В начале учебного года - это 5-7 заданий одной темы, которые решаются в ходе фронтальной работы. Затем такие зарядки можно давать по разным темам и как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Целью такой работы, думаю, будет автоматизация умений учащихся для решения задач 1 части и сокращение времени работы над такими заданиями.

Кроме того, начиная со второго полугодия, в конце каждого уроке необходимо вводить элементы обобщающего повторения, что приведет к осмыслению и осознанному решению учащимися заданий по теме.

При подготовке к ОГЭ неплохо работает прием «Шпаргалка».

Рассмотрим его на примере темы «Окружность» - это здание 16 ОГЭ, которое достаточно часть вызывает затруднения у учеников.

На уроке ученикам было предложено вспомнить весь теоретический материал по теме, для этого им было предложено «Облако тегов». Это облако было необычным, так как наводя курсор на любое понятие в данном облаке, открывалась страница в сети интернет, где по данному понятию можно было найти весь необходимый материал. Это мог быть видеоурок, информация из википедии, текстовый материал и т.п. Ученикам предлагалось поработать с предложенным облаком тегов и обобщить теоретический материал в виде таблицы-шпаргалки, которой можно было пользоваться при решении задач и в классе и дома. Пример такой шпаргалки вы можете видеть на слайде.

Считаю, что для качественного написания экзаменационной работы по математике ученикам необходимо познакомится с критериями оценивания 2 части ОГЭ. Это можно организовать в ходе групповой работы. Рассмотрим такой вид работы на уроке по теме «Применение подобия для решения задач», который вы видите на слайде.

Учащиеся класса были ознакомлены с критериями оценки заданий 23 и 24 (задачи на нахождение и доказательство). Далее класс был разбит на группы, которым были выданы задачи и предлагалось решить свою задачу и проверить решение другой группы в соответствии с критериями оценки задач 2 части, выставить баллы и прокомментировать их. Если группа, решавшая задачу, не была согласна с комментариями, необходимо было аргументированно обосновать ошибки.

Такая форма работы нравится ученикам и дает возможность им учиться правильности оформления решений заданий 2 части.

По такой системе для организации обобщающего повторения я работала год, и вот такие отзывы получила от учащихся.

  • Образовательный маршрут очень понятен и полезен для изучения тем, что во всех темах есть видео-уроки, блок теории и задания для отработки материала. (Самоварова Анна)
  • Работа с записной книжкой позволяет быстро найти нужную информацию, примеры экзаменационных заданий с решениями и множеством задач для самостоятельного решения. (Наумов Александр)
  • В 9 классе я много уроков пропустил из-за болезни. Самостоятельно занимался в записной книжке в удобное время. Здесь я нашел всю нужную мне информацию, смог сам разобраться с решением задач, с которыми столкнулся впервые. (Власов Никита)
  • Записная книжка помогла мне организовать работу по подготовке к ОГЭ. В маршрутном листе я устанавливала себе сроки для изучения темы, старалась придерживаться их, чтобы разобраться со всем до экзамена. (Масленникова Влада)

При подготовке к ОГЭ учащимся необходимо повторить огромный объем теоретического материала. Читать учебники математики будут не все, да и продуктивной такую работу вряд ли можно назвать, так как многим учащимся просто не хватает усидчивости. Записная книжка в приложении Microsoft Teams и использование цифровых образовательных инструментов помогает учащимся выбрать тот способ работы, который им ближе, а учителю правильно организовать работу с теоретическим материалом, что, в свою очередь, позволяет оставить больше времени на отработку, обобщение и систематизацию полученных знаний, а значит, повысить уровень обученности учащихся, качество знаний и эффективность подготовки учащихся к различным проверочным работам.