Проектная деятельность учащихся на уроках географии

Разделы: География, Руководство учебным проектом


Не в количестве знаний заключается образование,
в полном понимании и искусном применении того, что знаешь

А.Дистервег

Цель работы: определить эффективность применения метода проектов в качестве обучения учащихся, развитии их творческой активности, умения планировать, работать и мыслить самостоятельно, повышении интереса к предмету.

В данной работе представлены пути реализации проектного метода в образовательный и воспитательный процесс в курсе географии средней школы, определено место методов и приемов изучения вопросов проектной деятельности, основных педагогических подходов и технологий в географическом образовании.

Проектная деятельность является одной из самых актуальных тем в современном обучении географии, она дает возможность эффективно реализовать деятельностный подход, помогает формировать у школьников информационную компетентность, позволяет овладеть методами географического прогнозирования.

Наша жизнь - это время кардинальных перемен, время неумолимого прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе - в образовании. Современное общество ставит новые задачи перед образованием, превращается в действенный фактор развития у учеников таких качеств, как мобильность, динамизм, конструктивность. В последнее время мы все чаще слышим о том, что обучающийся должен обладать современными ключевыми компетенциями, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Известно, что прочно усваивается только то, что прошло через индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой, этому вопросу отводили исключительную роль учёные всех времён. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. В наше время, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашёл отражение в Законе РФ «Об образовании» как «ориентация на обеспечение самоопределения личности, на создание условий её самореализации».

Наиболее доступной для решения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, себя и к себе в этом мире.

Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих знаний в сферу навыков и опыта.

Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых для осуществления личностно- и социально-значимой продуктивной деятельности.

Ключевыми образовательными компетенциями являются:

  • ценностно-смысловая;
  • общекультурная;
  • учебно-познавательная;
  • информационная;
  • коммуникативная;
  • социально-трудовая;
  • компетенция личностного самосовершенствования и др.

Компетентностный подход обновленного содержания образования направлен на развитие учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена несколькими причинами:

  • владение логикой и технологией проектной деятельности позволяет обучающимся эффективно осуществлять аналитические, организационные функции в социально-культурной сфере;
  • проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность обучающихся, ведь «Проект есть всякое действие совершаемого от всего сердца и с определённой целью…» (Кагаров Е.Г.).

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов, т.к. учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

Особое внимание в методике проектирования уделяется организации взаимодействия учащихся при проведении исследовательской деятельности.

Внедрение проектной деятельности учащихся на уроках географии организованно с ориентацией на личность каждого ребенка. Уроки проводятся в системе развивающего обучения школьников. В процессе реализации проектной деятельности решаются задачи:

  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • повышение мотивации к обучению;
  • совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;
  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
  • обучение школьников рефлексии;
  • обучение умению публично выступать;
  • развитие критического мышления.

Методологическую основу опыта составляют культурологический, социологический, системный, деятельностный подходы, позволяющие рассматривать проектную деятельность как важную составляющую общечеловеческой культуры, как совокупность взаимосвязанных элементов деятельности по преобразованию окружающего социума на основе объективных ценностей.

Теоретическую основу опыта составили теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, исследования о сотрудничестве в обучении (Г.А.Цукерман), а также методические разработки д.п.н. Игнатьевой Г.А.

Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Поэтому чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни. Вот тут-то и требуется проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы принимает контуры проектной деятельности. Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения, но суть остается прежней - стимулировать познавательный интерес ребенка к определенным проблемам, и, через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи довольно широко внедрялись, но недостаточно продумано и последовательно. Этот метод давал возможность ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому он был изъят из школы, снизилось внимание к основной философской идее образования - направленность его на ребенка и его развитие. Вместе с тем этот метод успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей (Н.Ю.Пахомова).

Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

На этапе основного общего и среднего общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют учебные действия: умение видеть проблемы; ставить вопросы; классифицировать; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; объяснять; доказывать; защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ГЕОГРАФИИ:

  • по доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные, практико-ориентированные;
  • по предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные;
  • по продолжительности: кратковременные (когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на одном-двух уроках) и длительных (продолжительностью от месяца и более);
  • по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. При планировании информационного проекта необходимо определить:

а) объект сбора информации;

б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском);

в) формы представления результата (письменное или публичное выступление перед аудиторией (например, на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и др.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме эта работа включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.

Практико-ориентированный проект предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить коллекцию горных пород и минералов для кабинета географии).

Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер или практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Рельеф Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.п.

К практико-ориентированным проектам можно отнести:

  • проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
  • проекты освоения территорий;
  • проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
  • проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5-7 классах.

В 8-11 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только самим участникам проекта, например, темы с экологической направленностью.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТА:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы; собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую подтему

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской
работе

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка
проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление
результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.
Желательна групповая рефлексия

В результате проектной и исследовательской деятельности на уроках географии учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  • работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
  • назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
  • устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
  • характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
  • устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;
  • прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
  • пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
  • представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Этапы исследовательской работы

Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

выбора темы исследования, постановка проблемы

способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

постановка целей и задач исследования

умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)

собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

выбор методов исследования, планирование эксперимента

объективность, логичность и абстрактность мышления;

проведение исследований

трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и прикладные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

формулирование выводов

умение кратко и логично излагать мысли

оформление отчета и презентации исследования

умение оформить результаты достижений, творческий подход

защита исследовательской работы

ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

Современная педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности, и перед учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

Для того чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями:

ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЕКТ

Процесс выработки новых знаний

Замысел, план

Бесконечное движение вглубь
Свободно, не регламентировано внешними установками
Возможны "безумные идеи"
Бескорыстный поиск истины
Бесконечное движение вглубь

Четкий план
Реальные гипотезы и их проверка
Ориентация на практику
Заданы границы решения проблемы

Истинное творчество

Творчество по плану

Можно увидеть, что исследовательская деятельность более свободная, гибкая, смелая…

Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта, поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.

На уроках географии ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 5 классе. Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5-м классе. В 5 классе на одном из уроков в начале года целесообразно рассказать о методе проектов, какие бывают виды проектов, как можно оформить результат работы над проектом. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.

В процессе изучение курса географии 7-го класса у школьников уже накоплен определенный опыт проектирования. Например, они могут по карте литосферных плит составить проект изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Данный проект составляется на базе знаний основ теории движения литосферных плит. При изучении природных зон Земли и отдельных материков учащимся можно предложить задание по созданию проекта озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

В 10-11-х классах проекты могут носить прикладной характер (создание веб-сайта, газеты, фильма и др.).

Большое значение в образовательно-воспитательном процессе имеют краеведческие проекты, которые являются основой духовного и нравственного возрождения общества. Они включают в себя обширный материал по географии, их основной задачей является: формирование национального самосознания молодого поколения, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучение своего края. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конечного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым. Такой информационно-познавательный проект направлен на сбор информации о каком-то местном объекте, явлении с целью ее анализа, обобщение и представления.

Для применения метода проектов в процессе обучения на уроках географии используются учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты; одной из форм выполнения проекта является групповая работа.

Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.

Немаловажное значение имеют внутренние результаты - личностный рост школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых.

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Основной формой презентации результатов проектной деятельности школьников стала ежегодная ученическая научно-практическая конференция, проводимая в школе. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий, участия в конкурсах на различных уровнях. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное. Для одаренных обучающихся работа в проектах наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать свое самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Даже со слабыми учащимися работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом.

В процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. При формировании проектной деятельности учителю, безусловно, необходимо особое мастерство. Можно начать с самого простого, например, учитель объявляет на уроке цель урока, а ученики, находясь в пассивной позиции, не замечают, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного дает смысловой акцент на целеполагание.

Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей вместе с ним, тем самым переведет детей в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания. Шаг за шагом в подобные ситуации позволят ученикам все более уверенно включиться целеполагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемым результатам, формулировать цель решение проблемы и т.д. Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе. Оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением, или какой либо другой системой, предусматривающей формулирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентностной парадигмы не противоречит, напротив, вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации. Организация проектной деятельности обучающегося в школе требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплексных задач: организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

При организации проектной деятельности учителям географии, необходимо иметь в виду, что:

  • содержание проекта дополняет, углубляет основной курс географии;
  • оно должно одновременно учитывать различные начала естествознания: географическое, экологическое, биологическое, что позволит решить проблему межпредметного взаимодействия;
  • содержание обучения должно быть ориентировано на формирование новой деятельности образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.

В результате работы над проектом учитель географии перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем те, что дает школа. Кроме того в ходе проектной деятельности возникает новая образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.

Организация проектной деятельности способствует созданию особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы, а учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников. Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Литература

  1. Естественнонаучные проекты. 10-11 классы (География. Биология. Химия) / сост. Демидова М.Ю. - М.: Школьная пресса, 2005. - 80-е («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3.
  2. Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Игнатьева Г.А.: Нижегород. гуманит. центр. - Н. Новгород: НГЦ, 2005.-294 с.
  3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. -2004. - № 3. - с. 44 - 48
  4. Развивающее образование. Т. 1: Диалог с В.В.Давыдовым. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 254 с.
  5. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А.Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.
  6. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А.Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2002. - 133 с.
  7. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 5.