Урок-игра по творчеству М.Пришвина и К.Паустовского «Кладовая солнечных слов»

Разделы: Литература

Ключевые слова: М.Пришвин, К.Г.Паустовский


Цель:

  • Расширить знания обучающихся о творчестве М.Пришвина и К.Паустовского;
  • Приобщить ребят к красоте русского слова;
  • Отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения.

Оборудование:

  • Эмблемы команд;
  • Конверты с вопросами;
  • Аудиозаписи;
  • Портреты писателей;
  • Цветные мелки, игровое поле «Крестики-нолики»;
  • Репродукции пейзажей русских художников.

Эпиграф к уроку:

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье…
Е.Баратынский. «На смерть Гёте»

Ход урока

1. Оргмомент

2. Слово учителя

Стихи Баратынского как нельзя лучше выражают смысл произведений М.Пришвина и К.Паустовского. Они жили одной жизнью с природой, они понимали говор ручья и шелест листвы, они чувствовали природу, они любили ее.

Тема нашего урока «Кладовая солнечных слов». Поэтому мы вспомним замечательные произведения, где самыми добрыми, ласковыми и солнечными словами воспеты природа и мир, который нас окружает. Сегодня мы побываем и попутешествуем в мире книг М.Пришвина и К.Паустовского, прикоснемся к миру прекрасного - к миру природы. Путешествовать по этому миру мы будем с помощью всеми вами любимой игры «Крестики-нолики».

В нашей игре будут принимать участие две команды: «Крестики» и «Нолики». В игре вы покажете все свои знания, смекалку, находчивость.

Оценивать ваши ответы буду я. За каждый правильный ответ команда получит жетон. Победит та команда, которая соберет больше всех жетонов.

Пусть победит сильнейший! Игра начинается! (Учащиеся поочередно заполняют клетки игрового поля крестиками и ноликами и берут конверты с заданиями. Номер заполненной клетки соответствует номеру конверта)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3. ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

КОНВЕРТ № 1

ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ К.ПАУСТОВСКОГО

(Узнай произведение по отрывку)

  1. «Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух». («Кот-ворюга»)
  2. «Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучонок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него на него и лягал задними пушистыми лапами».(«Барсучий нос»)
  3. «Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.
    - Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел». («Заячьи лапы»)
  4. «Под ивами спал сивый старый мерин. Когда мы проходили мимо него, он проснулся, со свистом махнул тощим хвостом, подумал и побрёл следом за нами». («Сивый мерин»)
  5. «Варюша нашла в лесу старую еловую ветку - ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним черным листком блеснул огонек. Варюша вскрикнула и присела». («Стальное колечко»)
  6. «Дом был маленький. Дом стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу». («Кот-ворюга»)
  7. «Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно- рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе». («Кот-ворюга»)
  8. «Воробей подлетел к Золушке. Она протянула ему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет». («Растрепанный воробей»)
  9. «В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью». («Теплый хлеб»)

КОНВЕРТ № 2

УЗНАЙ ГОЛОСА ПТИЦ

- М.Пришвин и К.Паустовский очень любили природу, животных, птиц. Часто в своих произведениях они рассказывали о птицах. Писатели узнавали птиц по голосам. А знаете ли вы голоса птиц?

ЗАДАНИЕ: По голосу, который вы сейчас услышите, определите, какой птице он принадлежит (список птиц записан на доске).

  • Вальдшнеп
  • Бекас
  • Утка
  • Зарянка
  • Певчий дрозд
  • Журавли

КОНВЕРТ № 3

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ

К доске по очереди выходят капитаны команд и рассказывают о своем любимом герое из прочитанных произведений Пришвина или Паустовского. Не называя героя, обучающиеся должны описать их, а соперники по характеристике должны угадать, о ком рассказывают.

КОНВЕРТ № 4

КТО ПЕРВЫЙ?

Сейчас вы услышите одно из произведений К.Паустовского. Слушайте внимательно, и через несколько минут вы должны назвать это произведение. Кто первый ответит, тот и победит. (Звучит отрывок из рассказа К.Паустовского «Собрание чудес»)

КОНВЕРТ № 5

НАЙДИ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

  1. Но гораздо страшнее петуха была худая черная курица. На шее у нее была накинута шаль из пестрого пуха, и вся она походила на цыганку-гадалку. (К.Паустовский. « Жильцы старого дома»)
  2. Зимой березы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развертываются, кажется, будто березы из темного леса выходят на опушку. М.Пришвин. «Березы»
  3. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы. А лодка ещё долго свистела, рычала, и бока её тряслись и худели на глазах. (К.Паустовский. «Резиновая лодка»)
  4. Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя - из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. (К.Паустовский. «Заячьи лапы»)

КОНВЕРТ № 6

НАЙДИ СРАВНЕНИЯ

  1. «Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочками и сохранившие прочную свою форму…» (М.Пришвин. «Пень-муравейник»)
  2. «Когда ребятишки по тонкому льду швыряют камешки: будто большой стаей птички-щебетуньи летят» . (М.Пришвин. «Березы»)
  3. «Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром». (К.Паустовский. «Жильцы старого дома»)

КОНВЕРТ № 7

НАЙДИ ЭПИТЕТЫ

  1. «Вчера горячие лучи солнца не совсем ещё покончили с новым льдом, и он, тонкий, острый, остался широкой лентой у берегов, и синяя зыбь свободной воды тревожит его». (М.Пришвин. «Дерево»)
  2. «Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью». (М.Пришвин. «Ель и береза»)
  3. «Только к закату мы вышли на берег озера. Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой». ( К.Паустовский. «Последний чёрт»)
  4. «Темный лес хорош в яркий солнечный день- тут и прохлада и чудеса световые: райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч». (М.Пришвин. «Темный лес»)

КОНВЕРТ № 8

«ПОЧЕМУЧКА»

  1. Почему ребята хотели помирить Фильку и раненого коня? («Теплый хлеб»)
  2. Почему Варюша так упорно искала потерянное колечко? («Стальное колечко»)
  3. Почему К.Паустовский назвал одну из своих сказок «Растрепанный воробей»? Почему воробей Пашка совершил благородный поступок, принес букетик подснежников девочке? («Растрепанный воробей»)
  4. Почему кота назвали Ворюгой? Как ребятам удалось его перевоспитать? Почему кота теперь стали называть не Ворюгой, а Милиционером? («Кот-ворюга»)

КОНВЕРТ № 9

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ…

1. Почему ласточка летает около человека, когда он идет по некошеному лугу. («Сивый мерин»)

ОТВЕТ: Когда человек идет по некошеному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем выискивать их в густой траве - она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы.

2. Как барсук лечил свой нос. («Барсучий нос»)

ОТВЕТ: Барсук расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

3. Как дед «Десять процентов» из рассказа «Золотой линь» определил, что к вечеру будет дождь.

ОТВЕТ: «Закричала лягушка.

- Сухомень! - вздохнул дед. - Надо думать, к вечеру хороший дождь натянет».

4. Какими чертами человеческого характера наделен воробей Пашка?

ОТВЕТ: Добротой, благородством, благодарностью.

5. О чем удивительном и вполне реальном узнали вы из рассказов и сказок К.Паустовского?

ОТВЕТ: О приметах погоды, лесных пожарах, о цветах, дождях.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ОБЩИХ ИТОГОВ

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ