Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

Разделы: Литература


Класс: 5

Предмет: литература

Тип урока: открытие нового знания, урок-исследование

Оборудование урока: карточки с заданиями, иллюстративный материал.

Цели урока: работа над образом литературного героя.

Задачи:

  • Обучающие: закрепить знания обучающихся о художественном образе и эпитете;
  • Развивающие: формировать навыки работы с художественным текстом и навыки устного высказывания о литературном персонаже;
  • Воспитательные: воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитание чуткого отношения к художественному слову.

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению художественного своеобразия сказки Пушкина. Речь пойдет об образе главного героя «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой - убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то - али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». - Первый раз - 12 дней, второй - 24, третий - 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки - собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.

- Ребята, проанализируйте запись Пушкина и сделайте предположение, кто центральный герой в сказке.

- Тема нашего урока «Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

- Дайте определение термина ОБРАЗ.

В центре художественного произведения находится человек с его чувствами и переживаниями, удачами и неудачами, положительными и отрицательными качествами. Человек показан мастерами слова через образы.

Образ героя - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Герой может вызывать восхищение или отталкивать, совершать поступки, действовать.

- Давайте рассмотрим схему 1.

- Из каких элементов состоит художественный образ?

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое эпитет в сказке.

- Ребята, перед вами слова ОБРАЗ - ЦАРЕВНА - КРАСОТА - ИДЕАЛ. Подумайте, как связаны эти слова.

- Еще раз посмотрите на тему урока и слова, записанные на доске. Сформулируйте вопрос, на который мы ответим сегодня на уроке.

IV. Анализ художественного текста. Фронтальная работа с классом

- Чтобы образ царевны был полным, обратимся к тексту.

Задание 1: Как зовут царевну? Почему у героини нет имени, как вы думаете?

Задание 2: Что вы можете сказать о родителях царевны? Почему звучат эпитеты «желанный», «жданный» в строках на с.72:

Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный…

Задание 3: Найдите в сказке строки, описывающие внешность царевны. Красива ли была девушка? Выразительно прочитайте отрывок «Но царевна молодая…» - Нраву кроткого такого…» (с.73). Какое настроение создает ритм в этом стихотворном отрывке? Как ритм подчеркивает характер царевны?

Задание 4. Найдите эпизод, в котором повествуется о жизни царевны у семи богатырей. Как Соколко встретил царевну? Почему? Какие черты характера открываются нам в царевне? Приведите примеры из текста. Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».

- Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие - строгая нравственность, чистота).

Задание 5. Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».

- Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

- Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?

Задание 6. Найдите в тексте строки, описывающие отношение героини к любви, к Богу («засветила Богу свечку» «Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей».

- Можно ли сказать, что царевна была красива не только внешне, но и внутренне? Можно ли сказать, что героиня воплощает идеал внешней и внутренней красоты? (идеал - высшая цель, к которой стремятся люди).

V. Физкультминутка

VI. Игра

«Литературные «крестики-нолики» с взаимопроверкой

Ребята, перед вами карточки с игровым полем для всеми любимых «Крестиков-ноликов». Каждый квадратик здесь пронумерован. Ваша задача внимательно прослушать утверждения, которые я для вас подготовила. Если утверждение верное, то вы ставите «0», если неверное, то - «Х». Победит тот, у кого сойдутся в одном из направлений - по горизонтали, вертикали или диагонали - крестики или нолики. У кого так получилось, тот обыграл учителя.

30

50

60

70

90

Утверждения:

  1. Царевна нерелигиозна.
  2. Царевна капризная.
  3. Царевна верна своему жениху.
  4. Царевна завистлива.
  5. Царевна доброжелательная
  6. Царевна - пушкинский идеал.
  7. Царевна была милосердная.
  8. Царевна не наделена внешней красотой.
  9. Царевна олицетворяет победу добра над злом.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности)

Устное рисование

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы.

Задание: нарисуйте устно портрет царевны, начав зарисовку так: «Читая сказку, я познакомился с …»

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание.

С.93 «Творческое задание».