Система подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ по математике

Разделы: Математика

Класс: 9

Ключевые слова: ОГЭ по математике


На протяжении нескольких лет основные проблемы, возникающие при выполнении девятиклассниками экзаменационной работы, не меняются и отражают несформированность метапредметных навыков, наряду с умениями и навыками математических действий:

  • несформированность вычислительных навыков;
  • недостаточно развитые умения смыслового чтения, что не позволяет по условию задания построить правильную математическую модель;
  • неумение понять суть вопроса, содержание задания, что приводит к построению неверного хода решения;
  • неспособность грамотно сформулировать и оформить решение в письменном виде; недостаточные геометрические знания, слабая графическая культура.

Подготовку к экзамену начинаем на первом уроке математики в 9-м классе, каждый учащийся получает справочные материалы, которые будут у ребят на реальном экзамене. Работаем с материалами на каждом уроке: изучая новую тему или повторяя на уроках пройденное, в справочном материале делаем пометки по соответствующей теме. Изучаем содержание справочных материалов: ищем, какая информация есть по данной теме, и дополняем её, записываем на своем экземпляре значимую для конкретного ученика информацию. В конце года у учащихся на справочном материале пометки по всем темам, на которые им нужно будет обратить внимание при финальной подготовке к экзамену. Хорошо видно, какая информация будет на экзамене в помощь ученику и что нужно выучить. Например, в рубрику «Свойства арифметического квадратного корня» добавляем определение корня, тождество извлечения корня из квадратного выражения и тождество возведения корня в квадрат, в рубрику «Свойства степени» - значение нулевой степени, правило возведения дроби в отрицательную степень; в рубрику «Прямоугольный треугольник» - формулу площади прямоугольного треугольника, свойство медианы, проведенной из вершины прямого угла, радиус описанной окружности и т.д.

Рисунок 1

Сопровождаем каждый урок примерами из КИМ ОГЭ и даём домашнее задание на основе открытого банка ОГЭ, а также даём задание найти, выписать и решить аналогичные задания с официального сайта ФИПИ.

Если есть возможность дополнительных занятий, то начинаем эти занятия с повторения и восстановления навыков счета с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами, десятичными дробями. Затем приступаем к заданиям ОГЭ по номерам, начиная с 6 задания. Задания № 1-5 выделяем в отдельные занятия или на уроке выделяем 7-10 мин на эту работу.

При подготовке обучающихся к итоговой аттестации основное внимание уделяем подготовке именно к выполнению первой части экзаменационной работы. Это позволяет повторить значительно больший объем материала, сосредоточить внимание обучающихся на обсуждении подходов к решению тех или иных задач, выбору способов их решения, сопоставлению этих способов и выбору наиболее рационального, проверке полученных ответов на правдоподобие и т.п.

До апреля решаем задания ОГЭ в рабочих тетрадях, записывая краткое решение, чтобы при проверке можно было проанализировать ошибки и спланировать работу по коррекции знаний. Настаиваем на выполнении чертежа в тетради и нанесения всех известных элементов на чертеж и выделении неизвестного элемента. К тестовой форме контроля приступаем в апреле-мае, используя бланки ОГЭ.

С первого урока ориентируем учащихся на необходимый минимум для получения положительной оценки за экзамен. На основе статистики прошлого года знакомим учащихся с заданиями с наиболее высоким процентом выполнения, для определения круга заданий с высокой степенью получения желанного балла за задание. Например, по данным 2022 года из первых пяти заданий наибольший процент имеют задания № 1 и № 2; из заданий № 6-14 рейтинг следующий: № 7, № 6, № 10, № 8 и № 9; из заданий № 15-19 - № 18, № 16, № 17. К апрелю каждый учащийся устанавливает для себя порядок решения заданий ОГЭ от простых для него заданий по нарастанию сложности.

При решении каждого задания ориентируемся на прохождение всех этапов:

  • Внимательно прочитать условие, выделить в тексте ключевые моменты;
  • Выполнить вычисления (рассуждения). Обычно нужно сделать 1-2 шага;
  • Зафиксировать полученный ответ;
  • Проверить правильность ответа, решив обратную задачу, или подставив корни в уравнение, или оценив полученный ответ оценкой (прикидкой) ожидаемого результата, а при решении задачи можно проверить реалистичность полученного ответа;
  • Прочитать ещё раз вопрос в задании и убедиться, что ответ получен именно на него;
  • Записать ответ в бланк ответов № 1

Все необходимые материалы распечатываем каждому ученику.

Помогают в работе следующие ресурсы:

Название сайта

Материалы сайта

Электронный адрес

"Распечатай и реши"

ОГЭ-2023

https://www.time4math.ru/ege

Федеральный институт педагогических измерений

Открытый банк заданий ОГЭ

https://fipi.ru/

Первое сентября (личный кабинет)

ШЦВ

https://my.1sept.ru/

В течение года, работая с КИМ ОГЭ, обучающиеся обязательно их подписывают, работают на них, делают необходимые пометки; если решение требует дополнительного места, то прикрепляем к работе чистый лист, на котором продолжаем работать. В конце урока или занятия работы сдаются, для того чтобы их сохранил учитель, и в середине мая каждый ученик получает папку со своими работами, выполненными в течение года, которые перед экзаменом может просмотреть, вспомнить способы решения, рассмотреть свои пометки, задать вопросы на консультации перед экзаменом по решенным материалам.

Своевременно информируем родителей учащихся о текущей подготовке, вклеиваем в дневник следующие материалы:

1. О всех пробных ОГЭ по предмету без выставления оценок, с указанием набранных баллов по каждой части

Фамилия

Алгебра минимум
6 заданий

алгебра
(октябрь)

алгебра
(декабрь)

Геометрия минимум
2 задания

геометрия
(октябрь)

геометрия (декабрь)

подпись родителей

1

хххх

3

6

4

2

Фамилия

Алгебра минимум
6 заданий

алгебра
(октябрь)

алгебра
(декабрь)

Геометрия минимум
2 задания

геометрия
(октябрь)

геометрия (декабрь)

подпись родителей

2

хххх

8

11

4

4

2. Об итоговом пробном ОГЭ с оценкой и набранными баллами

Фамилия

Алгебра минимум 6 заданий

алгебра
27.04

Геометрия минимум 2 задания

геометрия
27.04

оценка

подпись родителей

1

ххххххх

6

3

3

Фамилия

Алгебра минимум 6 заданий

алгебра
27.04

Геометрия минимум 2 задания

геометрия
27.04

подпись родителей

2

ххххххх

12

3

4

3. О результатах повторения и восстановления навыков счета

Фамилия

обыкн. дроби

полож. и отрицат. числа

десятич. дроби
(сложение и вычитание)

десятич. дроби (умножение и деление)

Совместные
действия с обыкнов. и десятич.

степень

корень

хххххх

3

отс

4

3

2

3

2

Фамилия

обыкнов. дроби

положит. и отрицат. числа

десятич. дроби
(сложение и вычитание)

десятич. дроби (умножение и деление)

Совместные
действия с обыкнов. и десятич.

степень

корень

хххххх

5

5

5

5

5

5

4

Работу со справочным материалом по данной системе используем последние три года, а другие приемы подготовки - в течение 10-12 лет.

Такая система работы помогает, делая упор на практику, вооружить учащихся необходимыми теоретическими знаниями, которые они, во-первых, могут легко найти в справочном материале, во-вторых, повторить и применить на экзамене.