Retrieval practice как активный метод формирования метапредметных компетенций

Разделы: Иностранные языки


В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация.

Кривая показывает, что уже через час вы забудете до 60% любой полученной только что информации. А через неделю в памяти останется не более 10%. Как ни прискорбно, но это правда.

Большую часть новой информации человек просто забывает. В долговременной памяти остается только та информация, которая повторяется по определенной схеме.

Без регулярного повторения выученного через месяц из памяти стирается большая часть материала. Получается, что почти все время, которое уходит на обучение, просто тратится впустую. Особенно это видно в наших школах и вузах, где никто из преподавателей не учитывает особенности кривой забывания. Учителя из года в год твердят один и тот же материал, поэтому отлично помнят его. А школьник должен сильно напрячься, чтобы к концу года помнить все изученное на уроках и хорошо сдать итоговые контрольные и экзамены. И совсем неудивительно, что после сдачи экзаменов информация из головы ученика наконец-то спокойно улетучивается. А единственной целью повторения изученного материала школьниками является успешная сдача экзаменов, тестов, контрольных работ.

Значение термина «Повторение»

Педагогический терминологический словарь

Повторение - возвращение к ранее пройденному учебному материалу; необходимое условие прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения. Дидактические требования к повторению опираются на закономерности процесса обучения и данные педагогической психологии. Повторение эффективно только в том случае, когда в содержание обучения заложено развитие идей, понятий, умений; если в его построении соблюдаются преемственность и системность. Для того чтобы повторение не было механическим воспроизведением ранее пройденного, содержание и методы обучения должны включать элементы новизны. Иначе повторение неэффективно и ведёт к потере интереса к учению. Возвращение к пройденному всегда должно сочетаться с углублением и совершенствованием знаний, умений, убеждений, вести к их систематизации и обобщению.

Исходя из определения, Повторение не имеет ничего общего с успешной сдачей экзаменов или тестов.

Повторение - это:

  • взгляд назад на ранее изученный материал;
  • набор изменений, который корректирует или улучшает что-то
    уже известное.

Как понимают сами обучающиеся это слово

Что вкладывают они в это понятие и с чем его ассоциируют

Группы учащихся можно объединить по способу усвоения и переработки информации, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов, уровня подготовки и мотивации учебно-познавательной деятельности.

И.М.Чередов сформулировал критериальную базу уровней обученности учащихся.

Так к группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы; выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенных тренировочных упражнений, умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объеме, затрудняются в выделении существенного, закономерного, после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.

В ходе анкетирования по теме «Повторение - мать учения», обучающимся пятых классов предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Что такое Повторение;
  • Когда нужно повторять изученный материал;
  • Как вы повторяете нужную информацию;
  • С чем ассоциируется понятие «Повторение».

Из анализа ответов обучающихся всех уровней обучаемости, были получены следующие результаты:

  • Повторение - это зубрежка;
  • Повторение нужно только перед экзаменами;
  • Повторение - активность в «последнюю минуту» перед тестом;
  • Повторение - это перечитывание, подчеркивание, ведение заметок, выделение;
  • Повторение - не знаю точно, как повторять материал (что-то непонятное и недостижимое).

У 80% анкетируемых Повторение вызывает негативные эмоции:

  • Трудно;
  • Скучно;
  • Вызывает стресс;
  • Боязнь неудачи;
  • Страх перед экзаменом.

Из данных анкетирования мы видим, что представление обучающихся о Повторении строится на неэффективных (традиционных) подходах к обучению.

Рассмотрим в таблице и сравним два метода обучения

Ineffective (traditional) approaches to study (неэффективный подход)

Effective approaches to study (эффективный подход)

Выделение и ведение заметок в открытой книге

1. Предложите учащимся прочитать книгу, посмотреть видео или прослушать урок, не делая заметок (пока!)
2. Закройте книгу, видео или сделайте паузу во время урока, чтобы учащиеся могли записать то, что они помнят (две вещи, все, что угодно!)
3 .Откройте книгу, посмотрите видео и продолжите урок.

Перечитывание

Самопроверка

Целеполагание: сдать экзамен

Считать частью процесса обучения

Подготовка в последнюю минуту

Разговорные и академические аналогии

Работы прошлых лет

Обучение через самобъяснение

Зубрежка

Практика с интервалами
и чередованием

Отсутствие представления об эффективном обучении

Метапознание (Metacognition)

Один и в тишине

В социуме с друзьями

Краткосрочно

Долгосрочные учебные универсальные действия и привычки

Задача педагога - изменить значение понятия Повторения для обучающихся, как сформулировано в Педагогическом терминологическом словаре, «чтобы повторение не было механическим воспроизведением ранее пройденного, содержание и методы обучения должны включать элементы новизны. Иначе повторение не эффективно и ведёт к потере интереса к учению. Возвращение к пройденному всегда должно сочетаться с углублением
и совершенствованием знаний, умений, убеждений, вести к их систематизации
и обобщению».

Мы склонны думать, что большая часть обучения происходит на начальном этапе кодирования, когда учащиеся получают информацию «внутри», перечитывая, просматривая и делая заметки. Тем не менее, один из самых надежных выводов более чем 100-летнего исследования когнитивистики заключается в том, что значительная часть обучения происходит, когда учащиеся извлекают информацию «из себя» посредством практики поиска.

Нужно ли внедрять в учебный процесс метод Retrieval Practice (метод извлечения информации из долговременной памяти, практика поиска)?

Преимущества данного метода

  • Было доказано, что практика поиска эффективно передает информацию в нашу долговременную память, тем самым улучшая качество обучения.
  • Практика поиска - отличный способ оценить обучение и помочь учащимся определить свои сильные стороны, а также любые пробелы в обучении.
  • Есть много разных способов побудить детей извлекать информацию, что делает этот метод обучения интересным, привлекательным для самых разных учащихся.
  • Практика поиска прекрасно сочетается с одноранговым (peer-to-peer learning/равный-равному) обучением. Например, дети разного уровня владения языком, могут работать в парах, задавая друг другу вопросы по изученной теме.
  • Учащиеся, которые практикуются в извлечении информации после ознакомления с темой, лучше справляются с формальной оценкой своего обучения.
  • Поисковая практика позволяет учащимся получать постоянную обратную связь, а не только во время выставления оценки.
  • Этот метод обучения легко вписать в ваш учебный график - прелесть практики поиска в том, что это можно сделать всего за несколько минут. Например, в качестве начального задания вы можете задать своим детям один вопрос по ранее затронутой теме, дать им несколько минут, чтобы они записали свой ответ, а затем показать правильный ответ на доске.
  • Регулярная практика поиска - отличный способ для детей увидеть свой прогресс в обучении и эффективный способ способствующий развитию мышления. Например, если вы регулярно просите детей активно извлекать информацию с помощью еженедельных викторин по теме, дети смогут увидеть, насколько улучшилась их память с течением времени.
  • Практика поиска повышает эффективность обучения, вытягивая информацию из голов учащихся, а не забивает их в головы учащихся.

Как использовать практику поиска в классе

Писать ответы

Помимо того что вы просто задаете учащимся вопросы о том, что они узнали, вы можете сделать это более открытым, попросив детей записать что-то одно или только то, что они могут вспомнить по теме. Затем дети могут по очереди прочитать вслух то, что они вспомнили. Этот метод не только отлично подходит для улучшения усвоения знаний детьми, но также укрепляет их навыки говорения и восприятия на слух и помогает учащимся учиться друг у друга.

Используйте викторины

Викторины (Quiz) - это эффективный и увлекательный способ побудить учащихся к извлечению знаний. Чтобы наилучшим образом определить любые пробелы в знаниях детей, рекомендуется, чтобы дети выполняли все викторины индивидуально.

Используйте флэш-карты

Использование готовых или сгенерированных флэш-карт также отлично подходит для практики поиска, это метод, который можно легко использовать в классе или дома. Я очень люблю лексические карты по темам, а также карты для фразовых глаголов и устойчивых словосочетаний. Система Лейтнера - эффективный метод запоминания и повторения с помощью флэш-карт. Основанный на применении принципа интервальных повторений, метод может стать отличным подспорьем для интеграции поисковой практики в образовательный процесс.

Научите этому кого-то другого

Когда учащиеся объясняют что-то себе или другому человеку, это отличный способ помочь им запомнить информацию; плюс, это отличный способ укрепить свои коммуникативные навыки.

Создайте ментальную карту

Вы можете попросить детей по памяти составить ментальную карту по теме. Поместите тему в центр карты и попросите детей написать одним цветом на карте то, что они могут вспомнить. Затем попросите детей заполнить любую важную информацию, которую они пропустили, другим цветом. Это отличный способ привлечь визуалов.

Задавать вопросы

Попросить учащихся написать свои собственные вопросы по теме - отличный способ ускорить их обучение. Этот метод позволяет им по-настоящему погрузиться в тему на более глубоком уровне и рассмотреть важные учебные вопросы, такие как «как» и «почему». Затем они могли бы опросить других учеников, используя эти вопросы, или позже ответить на них самостоятельно.

Советы по использованию Retrieval practice

  1. Меняйте методы. Продолжайте изучать (и повторять) весело и интересно, используя каждый раз новую технику поиска. Вы даже можете позволить учащимся выбрать, какой метод они хотели бы попробовать в следующий раз.
  2. Важно хвалить учащихся, когда мы видим, что учащиеся улучшают свое обучение (например, если вы заметили, что ребенок дает больше правильных ответов в тесте, чем в предыдущий раз), но важно не делать поисковые упражнения исключительно ради оценки. Чтобы сосредоточить внимание на ускоренииобучения этому методу, рекомендуется проводить викторины и тесты, когда вы просто предоставляете обратную связь, а не выставляете оценки.
  3. Эффективно рассчитывайте время для поисковых упражнений: лучше всего давать небольшие задания. Таким образом, хорошей идеей будет включить практику поиска в свое обучение в виде коротких занятий в течение нескольких дней, а не посвящать этому один день в неделю.
  4. Подождите некоторое время после изучения темы, прежде чем пытаться проделать поисковые упражнения. Дети с большей долей вероятности еще помнят информацию, потому что она свежа в их памяти. Однако если вы немного подождете и попросите их вспомнить, это укрепит их долговременную память и знания.
  5. Использовать записи и различного вида лексические карты можно только во время обучения, при осуществлении тематического и итогового контроля обучающиеся должны использовать только свою память только для поиска и извлечению информации.

Информационные ресурсы для практики поиск

  1. https://quizlet.com/ru
    Я выбираю его за эффективные методы запоминания слов, а также современный и лаконичный дизайн. А еще Quizlet подойдет как новичкам, так и тем, кто владеет английским на уровне Advanced.
  2. learnenglish.de
    На втором месте - на сайт learnenglish.de, здесь вы найдете электронные флэш-карточки. Создатели сайта предлагают три этапа изучения новых слов:
    Сначала вы просматриваете слова и стараетесь запомнить их при помощи ассоциации с картинкой.
    Потом вам на некоторое время показывают картинку, а вы пытаетесь вспомнить слово.
    На третьем этапе вы тестируете свои знания: пишите рядом с картинкой слово на английском языке.
  3. https://freerice.com/
    Freerice.com - самый необычный из всех ресурсов. Сразу скажу, новичкам он не подойдет, а вот с уровня Pre-Intermediate можно пробовать заниматься на нем. Здесь необходимо подбирать значения к английским словам.
  4. https://www.memrise.com/
    Сервис основан нейробиологом Принстонского университета Грэгом Детре и выдающимся мнемотехником Эдом Куком. Ресурс невероятно популярен - на сайте зарегистрировано порядка 40 миллионов пользователей из 189 стран мира.
    Memrise - современная платформа, где в качестве обучающего инструмента использованы интерактивные карточки. Благодаря продуманному дизайну сайтом легко пользоваться на интуитивном уровне.
  5. https://coggle.it/
    Онлайн-сервис для ментальных карт. В бесплатной версии можно сделать максимум три интеллектуальные карты, но без ограничений работать с картами других людей.

Надеюсь, что информация заинтересует читателей, даст импульс к внедрению поисковой практики (практики извлечения) на уроках английского языка.