Конспект интегрированного коррекционного занятия для детей с ОВЗ 5–7 лет. Тема: «Овощи и фрукты»

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, овощи и фрукты


Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формирование коммуникативных (вербальных и невербальных) навыков: смотреть в глаза, улыбаться.
  • Формирование активного социального взаимодействия с педагогами.
  • Уточнение и активизация словаря, формирование речевой и двигательной подражательности.
  • Развитие ротового выдоха.
  • Формирование сенсомоторных предпосылок к общению у детей с ТМНР.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Формирование понимания величины предметов.
  • Формирование навыка соотнесения по величине.
  • Формирование понимания и действия по инструкции.
  • Развитие мелкой моторики, пинцетного захвата пальцами, зрительно-двигательной координации.

Оборудование: игрушка мишка, картинки «огород», «сад», «овощи», «фрукты», ёмкости с сыпучим материалом, игрушки «овощи-фрукты», Степашка, Хрюша, резиночки, губки поролоновые (разрезанные на мелкие части) красного и желтого цвета, пинцеты (2), кастрюлька, чашка, ёмкость с пенной водой, реалистичные и вырезанные по контуру изображения овощей и фруктов большие и маленькие, панно с большим и маленьким ящиками, макеты кастрюль (2 шт), рабочие листы с изображениями двух кастрюлек и наборы маленьких карточек с изображениями овощей и фруктов, клей-карандаш.

Ход занятия

1. Организационный момент

Коммуникативная игра с мишкой «Здравствуй, здравствуй, не зевай!»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Учитель-логопед показывает, что он и мишка рады ребенку. Стимулирует, чтобы ребенок тянул руки к мишке:

Здравствуй, здравствуй не зевай
и ладошки мне давай

2. Повторение

Логопед побуждает детей поздороваться с мишкой и сказать, кто хороший.

Учитель-логопед: «Кто у нас хороший? Рома хороший!» Ребёнок держит мишку за лапку левой рукой, а правой указывает на себя во время фразы «Рома хороший» и т.д. Если ребёнок левша, указательный жест он делает левой рукой.

3. Подведение к новой теме

На доске две картинки «Огород» и «Сад», под ними предметные картинки «овощи-фрукты».

У каждого ребёнка в руках предметная картинка (дублирующая те, что на доске). Ребёнок соотносит картинки и ставит их на доску в нужный ряд «Овощи», «Фрукты»

4. Пальчиковые игры

«Жёлтый, жёлтый наш лимон»

Взять пинцетом кусочек жёлтой губки (лимон), положить в чашку (каждый ребёнок) и выполнять движения в соответствии с текстом (все вместе).

Желтый-желтый наш лимон,
Кислым соком брызжет он.
В чай его положим.
Вместе с желтой кожей.

На первую строчку одноименные пальцы соединить подушечками - показать лимон, на вторую - пальцы резко развести в стороны, на третью строчку соединять большой, указательный, средний пальцы одной руки и «опускать лимон в чай», на четвертую - пальцы в том же положении, делать вращательные движения - «помешивать чай».

«Овощи»

Взять пинцетом кусочек красной губки (морковь), положить в кастрюльку (каждый ребёнок) и выполнять движения в соответствии с текстом (все вместе).

«Мы морковку порубили, порубили, порубили,
И в кастрюльку положили, посолили, поперчили.
Будет супчик овощной (хломаем в ладошки)
вкусный, сытный (гладим животик) и густой (показать класс - большой пальчик вверх)

5. Новая тема

Игры с учителем-логопедом.

Дети садятся за столы, там их ждут Степашка с Хрюшей.

Логопед под музыку поет песенку 1 детям:

Решил Степашка у нас погостить,
Чем же Степашку нам угостить?
Фруктами!

Логопед показывает вазу для фруктов (фруктовницу).

Сюда будем складывать фрукты для Степашки.

Логопед под музыку поет песенку 2 детям:

Решил Хрюша у нас погостить,
Чем же Хрюшу нам угостить?
Овощами!

Логопед показывает корзину для овощей.

Сюда будем складывать овощи для Хрюши.

А где же фрукты и овощи для Степашки и Хрюши? Вот они, но их надо почистить.

Дети снимают разноцветные резинки с игрушечных фруктов и овощей и раскладывают для Степашки и Хрюши в вазу и корзину.

6. Игра «Большой-маленький»

Дети сидят на скамеечках, перед ними доска с панно, на котором изображены большой и маленький ящики. В ящиках сделаны прорези-кармашки. Дефектолог каждому ребенку раздает по паре одинаковых картинок овощей разной величины. Дети по очереди подходят к ящикам и раскладывают в них овощи в соответствии с размером.

7. Игра «Суп и компот»

Дети рассаживаются за столы, перед ними разложены рабочие листы с изображениями двух кастрюлек и разрезанные маленькие карточки с овощами и фруктами. У дефектолога на доске два макета кастрюль, расположенные друг над другом. Он предлагает детям «сварить» суп и компот. Показывает, например, один из фруктов, просит детей найти у себя такой же и наклеить его в указанную кастрюльку (верхнюю или нижнюю). Вместе с педагогом дети «наполняют» свои кастрюльки.

8. Закрепление знаний по новой теме

Дети подходят к ёмкости с сыпучим наполнением, в которой спрятаны овощи и фрукты. Ребёнку надо достать один предмет и покормить голодную корову (игрушка рукавичка).

Побуждаем к речи ребёнка:

Корова: Дай!

Ребёнок: На!

Корова: Ам, Ам, Ам! Спасибо.

9. Дыхательное упражнение

Корова не все фрукты и овощи съела, посмотрите, что это осталось?

Это БАНАН.

Игра с пеной: на ладошке у логопеда пена: на слог Ба, сдуваем пену (часть пены разлетается), на слог НАН хлопнуть ладошкой по оставшейся пене.

Если ребёнок позволит положить пену себе на ладошку, то кладём ему!

10. Итог

Логопед и мишка выражают удовольствие от участия в занятии каждого ребенка. Хвалят детей. Логопед предлагает детям попрощаться с мишкой, побуждая их повторить «СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ», помахать ручкой и сказать «пока»!

Видеоприложение