В дружбе – сила!

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • развивать умения уч-ся вести рассуждения о понятии «дружба»;
  • формировать умение аргументировать свою точку зрения;
  • формировать нравственные качества уч-ся (умение дружить, беречь дружбу).

Единица содержания: формирование законов дружбы.

Ход занятия

1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 5 мин

Задача: обеспечение мотивации, принятие цели, готовности к активной деятельности.
Метод: репродуктивный.
Форма работы: фронтальная.

Деятельность воспитателя

Деятельность ученика

Звучит песня «Совершите чудо». Приложение 1
Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе...»
Сегодня классный час посвящен ... (Открывается доска, там плакат со словами «друг», «приятель», «товарищ» и написано предложение «Друг - это тот, кто...».)
Ребята говорят пожелания друг другу

Итак, тема нашей беседы: «Дружба». Я предлагаю вам поработать в группах (3 ряда)

Дети определяют тему беседы

2. Усвоение нового материала 10 мин

Задача: обеспечить самостоятельное выполнение заданий, применение знаний и способов действий в изменённой ситуации.
Метод: репродуктивный/продуктивный.
Форма работы: фронтальная/ групповая/ индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Знакомство с понятием «дружба» (работа в группах)
Составление пословиц о дружбе.
Учащиеся трех групп получают конверт с пословицами о дружбе. Надо собрать пословицу из отдельных слов (на листочках) и прикрепить на доске.
Обсуждение понятия «дружба».
Учитель. Молодцы, пословицы у вас получились. Какая общая тема пословиц?

1-я группа. «Друг за друга стой - выиграешь бой».
2-я группа. «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».
3-я группа. «Без друга на душе вьюга».

Дружба.

На доске записаны вопросы, каждой группе предлагается высказать свое мнение. Высказывания учащихся по этим вопросам.

Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Кто такой друг?
- Что значит «дружить»?
- Есть ли определенные правила дружбы?
- «Друг», «приятель», «товарищ» - одно ли значение у этих слов?

3. Проверка усвоения 5 мин

Учитель. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
Каждой группе выдается по 3 лепестка, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.

Все вместе, используя «ромашку», еще раз ответим на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?».

Дети читают

4.Закрепление изученного 15 мин

Комментирование ситуаций.
Учитель. А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы - прокомментировать ее.
Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.
1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.
2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.
Формулирование правил, законов дружбы.
Учитель. Вы замечательно справились с работой консультантов. Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. Мы их все прикрепим на доску и выберем общие законы для нашего класса.
Приложение 2
Учащиеся работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.

Учитель. Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали. Эти законы мы поместим в нашем классном уголке.
Занятие заканчивается игрой «Найди друга». Приложение 3

Все учащиеся делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями. (Можно просто предлагать угадать, кто это из твоих одноклассников.)

5.Итог на рефлексивной основе 5 мин

Задача: обеспечить анализ собственной деятельности каждым обучающимся с учётом поставленных в начале урока целей, получение обучающимися информации о реальных образовательных результатах, выражение степени удовлетворённости индивидуальной и совместной деятельностью и мотивация к её дальнейшему продолжению.
Метод: продуктивный.

Затем все учащиеся становятся в круг со словами: «Шире круг, шире». Учащиеся берутся за руки и по очереди говорят соседу что-нибудь приятное. Знаками внимания могут быть личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо...» - и подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что ...»