Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Изучив и проанализировав большое количество педагогической литературы, по проблеме развития музыкальных способностей средствами музыкального фольклора я пришла к выводам:

  • В настоящее время недостаточно ведется работа по ознакомлению дошкольников с традициями национальной культуры.
  • Нет системы в проведении специальных занятий по ознакомлению дошкольников с фольклором в системе музыкального воспитания.
  • Не всегда включены отдельные методы и приемы, направленные на приобщение детей к национальной культуре в общую систему занятий.

Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ и музыкальных педагогов.

Работу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием музыкального фольклора следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа. При этом необходимо выделить следующие методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание народных песен, сказок;
  • разыгрывание для детей и самими детьми народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;
  • ручной труд.

Особое внимание для развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте уделяют импровизации - это важная ступень, ведущая к театрализованной деятельности. При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными являются приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимает ведущее место в системе обучения детей музыкальному фольклору.

В прослушивании музыкальных произведений на занятии подбираются маленькие отрывки из народных сказок (русских, грузинских, азербайджанских, армянских и др.), пословиц, поговорок, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного.

В процессе разучивания песен в своей работе музыкальный руководитель использует песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности, это становится предпосылкой к формированию музыкальных способностей.

Методика ознакомления с музыкальной сказкой

Сказку ребенку надо пропевать, а не читать, и пропевать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

  • показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);
  • использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку - присказкой новой, интересней
  • беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
  • выборочное пение по просьбе детей;
  • рассматривание иллюстраций, книг;
  • просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;
  • прослушивание сказки в исполнении мастеров художественного слова.

При пропевании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют, набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, колобок, а какой заяц. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к пропеванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец», цель их использования - дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки, пропевание пословицы, это закрепит впечатление об услышанной сказке, и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения. Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом русского народа и народа других национальностей.

Объём фольклорного материала на одном занятии может быть разным, в зависимости от процесса разучивания того или иного музыкального произведения или игры. Место фольклорного произведения в занятии зависит от вида музыкальной деятельности, к которой оно относится. Музыкальные произведения подбираются с учётом сезонности, в соответствии с календарно-тематическим планированием в ДОУ и с учётом регионального компонента. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса. На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы ребенок знал и понимал культуру других народов, умел взаимодействовать с представителями других национальностей, ценил многообразие мира.

Периодическое повторение пройденного (разученного) репертуара, закрепляет у детей уверенность в собственных умениях, развивает желание петь самостоятельно, без помощи взрослых и без музыкального сопровождения, импровизировать, инсценируя хорошо знакомые песни, потешки, попевки, используя необходимую атрибутику, знакомые танцевальные движения, игру на музыкальных инструментах.

Исполнение народных песен на разных языках частушек, национальных танцев и хороводов, игра на национальных музыкальных народных инструментах развивают музыкальные способности, сближают между собой самых разных, не похожих друг на друга детей. Ребёнок приобретает личный музыкально-фольклорный опыт, позволяющий испытывать «радость узнавания» знакомой русской народной мелодии. Углублённая работа в данном направлении помогает развивать у детей свободное владение телом, музыкальный слух, воображение и фантазию, более глубокое постижение содержания музыки. Дети приобретают собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогащая его запасом разнообразных двигательных упражнений, помогающих раскрыть способности каждого ребёнка, его сценического творчества, способности к импровизации, нестандартности мышления средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Русские народные музыкальные инструменты - гусли, дудки, балалайки, ложки, скрипки, барабаны, гармони, домры, бубны, колокольчики, свирели, свистульки, трещотки. Азербайджанские народные музыкальные инструменты - духовые (тутэк, баламан или балабан, зурна), струнно-щипковые (тар, саз, уд, канон), струнно-смычковые (кеманча), ударные (дэф (бубен), нагара, гоша-нагара).

Детям старшего дошкольного возраста больше нравятся дразнилки, частушки, небылицы, они тонко чувствуют юмор. События, разворачивающиеся в небылицах, могут быть совершенно невероятные, нереальные, что укрепляет в детях понимание подлинных, реальных событий, связей вещей и явлений. Использование в работе разных приемов активизации детей в НОД, например, приём поочерёдного вступление, активизирует слуховое внимание детей, развивает умение слушать друг друга, фиксировать качество исполнения, отмечая неточное. Режиссура песен в старших группах усложняется, появляются характерные роли: лирические («Пошла млада», комические («Из-за рощи зеленой», задорные («Жил я у барина»).

Дети любят игры-хороводы, в которых сюжет текста превращается в небольшое театрализованное действие («Как задумал старый дед»). При распределении ролей, обращают внимание старших дошкольников на характер, манеру поведения персонажей, предлагают использовать при обыгрывании сценки, музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки и т.д.). Запоминание старинного текста в некоторых стихах и песнях развивает память и мышление детей, народные костюмы, предметы домашнего обихода (домашняя утварь) вызывают неподдельный интерес .

При разучивании детских закличек, приговорок, игровых припевов, колыбельных песен и шуточных скороговорок речитативного склада используют многократные повторы секундовых, терцовых, реже квартовых попевок. Строящиеся на напевных интонациях клича, они отражают естественные понижения и повышения разговорной речи (ходы на малую секунду). Доступные каждому ребенку секундовые и терцовые интонации детских песен подготавливают детей к более сложным по музыкальному языку мелодий.

Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе народного музыкального творчества. Выразительные запоминающиеся попевки-формулы облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям ребенка, развивают музыкальный слух и память, легкие, дыхание, голосовой аппарат, ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок поются полным голосом, как можно громче.

Ведущими организующими факторами в напевах являются, во-первых, вербальное начало - сам стих, слово с особыми формами его произнесения, продиктованными жизненным смыслом, функциональным назначением того или иного фольклорного текста. Во-вторых, метроритмический строй, в основе которого легко обнаруживаются простейшие ритмопримитивы, связанные с различными формами движения, счётом.

Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, - необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо. Необходимо создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание и пропевание сказок, загадок, их драматизация.

Одним из приоритетных направлений фольклора в дошкольном учреждении является знакомство детей с традиционными и обрядовыми праздниками. Их важной чертой является взаимосвязь с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Праздничная культура имеет свою культуру, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Народный праздник уходит своими корнями к народным традициям, которые длительное время передаются людьми от поколения к поколению и входят в систему ценностей и норм общества. Традициям свойственны долговечность, исключительная устойчивость и прочность. В ходе исторического развития наций и народов одни традиции складываются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, сохраняя старую форму. Черты психического склада народа, его самобытность наглядно прослеживаются в народных традициях и обычаях: устойчивые явления в семейном быту, языке, художественном творчестве, поведении и общении.

Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для человека датами и событиями. По утверждению фольклориста Снигерева И.М., народные праздники - это сильнейшие и обильнейшие источники к познанию народной жизни, в которых есть не только красота и поэзия, но и отдых, веселье, предания и сказания, с каждым из которых связаны свои обряды, особенности, приметы.

Результатом является проведение календарных и фольклорных праздников. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Очень популярны в дошкольных учреждениях славянские народные праздники, такие как «Капустные посиделки», «Покрова», «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Праздник масленицы можно проводить на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение», летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала.

Таким образом, при ознакомлении с музыкальным фольклором на занятиях со старшими дошкольниками воспитателю следует обратить внимание на следующее:

  1. Использовать предметы народно-прикладного искусства и народные музыкальные инструменты.
  2. Систематический подход к ознакомлению с окружающим миром обеспечен в том случае, когда его содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т.д.).
  3. Необходимо широко применять наглядный материал (игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания.
  4. В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка.
  5. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: появление сюрпризного момента, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.
  6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.
  7. Обязательное правило - неоднократное полное прочтение произведения, пропевание песен, потешек, закличек. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.
  8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше - возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.

Список использованной литературы

  1. Лойтер, С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: исследование и тексты [Текст] / С.М.Лойтер. - Петрозаводск: КГПУ, 2001. - 296 с.
  2. Обрядовый музыкальный фольклор как источник народной музыки [Текст] / Л.Фатуллаева // Культура народов Причерноморья. - 2011. - № 208. - С. 145-147.
  3. Дайн, Г. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие [Текст] / Г.Дайн; ил. Л.Ермиловой. - М.: Дет. лит., 2001. - 159 с.
  4. Демина, Г. Д. Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников [Текст] / Г.Д.Демина // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 457-459.
  5. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие / Авт. коллектив: Н.В.Пугачева, Н.А.Есаулова, Н.Н.Потапова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 137 с.