Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними

Разделы: Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: профилактика употребления психоактивных веществ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


СЛАЙД 1

Традиционно, усилия разных специалистов - медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних запретов, которые плохо защищают подростка. Но нам известно, что запреты для детей чаще несут обратный эффект, и развивают желание сделать наперекор.

Поэтому, опыт и многочисленные психологические исследования доказывают, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к желанию употребления ПАВ, и к предупреждению возникновения желания к их употреблению. Соответственно требуется комплексная профилактика употребления ПАВ.

Объектом превентивной работы должны являться дети всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста.

Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.

СЛАЙД 2

Типы психоактивных веществ.

Немного слов о том, какие бывают ПАВ.

Психоактивное вещество - любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются «наркотиками». Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и др.

Психоактивные вещества делятся на «легальные» и «нелегальные». К легальным психоактивным веществам относятся вещества, не запрещённые законом к употреблению, хранению и распространению, однако это не зависит от степени их вредного влияния на психику и организм человека.

К легальным психоактивным веществам относят никотин, алкоголь (все напитки, содержащие этиловый спирт), кофеин.

К нелегальным психоактивным веществам относят производные каннабиса (конопли) - марихуану, гашиш, анашу и т.д.; опиоиды (героин, опий, морфий и т.д.); стимуляторы (экстази, кокаин, эфедрин, эфедрон, винт, первитин и т.д.), галлюциногены (ЛСД и т.д.), депрессанты (барбитураты и ряд других препаратов), а также целый ряд других веществ.

СЛАЙД 3

Цель: формирование у учащихся школы негативного отношения к табакокурению, к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ.

СЛАЙД 4

Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:

1. Развитие социальной и личностной компетентности:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
- формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки
принятия решений, критического мышления;
- повысить самооценку детей;
- сформировать установку «ведение здорового образа жизни».

2. Выработка навыков самозащиты:
- формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
- информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.

3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
- Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
- Сформировать навыки регуляции эмоций

СЛАЙД 5

Основные направления работы по профилактике:
1. Информирование и просвещение обучающихся, их родителей и других значимых лиц.
2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с участниками программы.
3. Проведение творческих мероприятий по профилактики ПАВ.
4. Формирование актива среди учеников, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни.

СЛАЙД 6 с презентации

СЛАЙД 7

Согласно положениям Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, утвержденной приказом Министерства образования России от 28.02.2000 No 619, основными направлениями работы в школе по профилактике употребления ПАВ являются следующие: профилактическая работа с родителями, педагогами и обучающимися.

В целом успех профилактических мер зависит от их координации: ни одна из предпринимаемых мер не будет эффективной, если ее реализовывать отдельно от других.

Например, меры, направленные исключительно на родителей, будут безуспешными, если ничего не делается в рамках образовательного процесса; меры же, направленные исключительно на педагогов, могут встретить сопротивление родительской семьи и детей; а меры, направленные только на детей, могут вызвать сопротивление родительской семьи. То есть изолированное решение проблемы только на одном из уровней целостной системы невозможно. В основе наиболее успешных превентивных стратегий лежит координированное нацеливание профилактических мер на все ключевые группы системы профилактики.

СЛАЙД 8

Методы профилактики:

1.Лекция (В наше время целесообразно иллюстрировать лекции и беседы ссылками на конкретные факты из жизни, приводить примеры из художественной и научно-популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, необходимо также освещать юридические и правовые аспекты окружающего социума
2.Пропаганда ЗОЖ (говорить о пользе зожа)
3.Организация внеурочной деятельности (кружки в школе, деятельность вне школы, ДМК)
4.Дискуссионные формы(мозговой штурм)
5.Игры
6.Приглашение специалистов (из КДН, из Психологического центра)
7.Работа с родителями (о том как не допустить потребления, как заподозрить ребенка в употреблении)

СЛАЙД 9

Работа, которая проводится с обучающимися:

  1. Психологическая диагностика
  2. Контроль поведения детей, стоящих на учёте
  3. Классные часы по проблеме употребления ПАВ
  4. Беседы по вопросам профилактики употребления ПАВ
  5. Беседа по правам, обязанностям и ответственности человека и гражданина
  6. Приглашение инспекторов ОМВД по теме: «Юридическая ответственность несовершеннолетних»
  7. Тренинговые занятия

СЛАЙД 10

На экране вы видите один из примеров, используемого упражнения во время тренинговых занятий. Это пример дискуссии во время мозгового штурма.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПРИНИМАЮТ ПАВ?» (10 минут)

  • Ведущий делит участников на группы, состоящие из 5 человек. Каждая группа получает лист А4 и ручку.
  • Задача: обсудить и составить список возможных причин, побуждающих молодежь вовлекаться в потребление ПАВ. Списки могут включать в себя следующие факторы:
  • Давление со стороны сверстников - некоторые люди имеют друзей, которые принимают ПАВ и поэтому, чтобы не отдаляться от своих друзей, они вынуждены тоже принимать ПАВ.
  • Любопытство - многие люди любят экспериментировать. Например, им интересно, какой будет эффект от употребления ПАВ.
  • Имитация - молодежь видит, как их родители, родственники, близкие друзья принимают ПАВ. Им кажется, что это совершенно нормальное поведение. Например, «Мои родители расслабляются, когда они выпивают алкогольные напитки, следовательно, я могу сделать тоже самое, чтобы расслабиться»
  • Стратегия копирования поведения - если в семье произошло какое-либо трагическое событие (смерть родственника, развод, насилие), и ПАВ помогают справиться с неприятностями.
  • Ради забавы - некоторые люди полагают, что ПАВ могут поднять настроение и создать забавные ситуации.

СЛАЙД 11

И также, пример одной из игр во время тренинга.

Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой употребления ПАВ. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов ватмана, на которых отражена соответствующая точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения.

Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать другие листы с утверждениями, если вдруг их позиция в ходе упражнения изменилась.

Примеры спорных утверждений:

  1. Наркомания - это преступление.
  2. Легкие ПАВ безвредны.
  3. ПАВ повышают творческий потенциал.
  4. Наркомания - это болезнь.
  5. У многих молодых людей возникают проблемы из-за употребления ПАВ.
  6. Прекратить употреблять ПАВ можно в любой момент.
  7. Наркомания излечима.
  8. Многие подростки начинают употребление ПАВ «за компанию».
  9. Люди, употребляющие ПАВ, очень часто не осознают, что зависят от них.
  10. Наркоман может умереть от СПИДа.
  11. Зависимость от ПАВ формируется только после их многократного употребления.
  12. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он ПАВ или нет.
  13. Наркоман может умереть от передозировки.
  14. Продажа ПАВ не преследуется законом.
  15. Наркомания неизлечима.
  16. Проблема распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов В, С касается только потребителей ПАВ.

СЛАЙД 12 с презентации

СЛАЙД 13

Также, обязательно проводится работа с родителями и педагогами.

Работа с родителями подразумевает в себя:

  1. Родительские собрания по вопросам совершенствования системы профилактической работы с несовершеннолетними и раннего выявления незаконного потребления ПАВ.
  2. Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам употребления ПАВ.

Работа с педагогическим коллективом

  1. Ознакомление с информацией по поводу ПАВ.
  2. Совещание педагогов школы по вопросам профилактики.

СЛАЙД 14

Следует особое внимание уделить семьям неблагополучным, так как риск потребления ПАВ детьми в таких семьях намного выше.

В школе можно выделить несколько форм неблагополучных семей:

  • семьи, где родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей (не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью; антисанитарные условия жизни, периодическое отсутствие родителей дома без уважительной причины, оставление ребенка одного дома без контроля со стороны взрослых);
  • бытовое пьянство родителей (систематическое употребление родителями спиртных напитков, сбором по месту жительства посторонних лиц для распития спиртных напитков);
  • семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • безработные родители или временно неработающие;
  • «благополучные» семьи без тесных эмоциональных связей, где ребенок чувствует себя одиноким, нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, потеря родителями авторитета перед ребенком;
  • гипоопека (частичное выполнение родителями своих родительских обязанностей, когда ребенок основное время предоставлен сам себе, родители не контролируют его свободное время, его общение, и занятия).

СЛАЙД 15

Профилактика дезатаптации детей и проблем детей "группы риска" в первую очередь заключается в раннем выявлении неблагополучных, проблемных семей.

Чем раньше выявлена таковая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок остался в семье с родителями.
Для раннего выявления семей, находящихся в социально-опасном положении есть несколько источников:

  • родственники ребенка (когда приходят родственники, которые проявляют тревогу о несовершеннолетних детях, о тех проблемах, которые существуют в семьях их родственников);
  • отдел опеки и попечительства администрации, жильцы микрорайона, соседи;
  • комиссия по делам несовершеннолетних;
  • отдел по делам несовершеннолетних ПДН ОВД.

СЛАЙД 16

И в конце своего выступления, я бы хотела напомнить известные вам данные, это признаки потребления. Можете записать, если забыли, или сфотографировать. Мы все прекрасно знаем данные симптомы, но никогда не будет лишним себе напомнить.

Признаки потребления:

1. физиологические признаки:

  • бледность или покраснение кожи;
  • расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
  • несвязная, замедленная или ускоренная речь;
  • потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
  • хронический кашель;
  • плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);
  • резкие скачки артериального давления;
  • расстройство желудочно-кишечного тракта;

2. Поведенческие признаки:

  • беспричинное возбуждение, вялость;
  • нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
  • уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;
  • трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;
  • бессонница или сонливость;
  • болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;
  • избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки;
  • снижение успеваемости в школе;
  • постоянные просьбы дать денег;
  • пропажа из дома ценностей;
  • частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры;
  • самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;
  • частое вранье, изворотливость, лживость;
  • уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
  • неопрятность внешнего вида;

3. Очевидные признаки:

  • следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;
  • бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;
  • закопченные ложки, фольга;
  • капсулы, пузырьки, жестяные банки;
  • пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;
  • папиросы в пачках из-под сигарет.