Активизация словаря у детей с ЗПР с использованием тематических альбомов

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ЗПР


ФГОС ДО выделяет "развитие связной, грамматически-правильной, диалогической и монологической речи" в качестве одной из приоритетной задач речевого развития При сборе анамнеза, при наблюдении за детьми в режимных моментах (во время НОД, прогулок, во время самостоятельной деятельности) Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и дидактическими пособиями. - "Чудо-пирог".

Цель использования данного пособия: создать условия, способствующие всестороннему развитию речи.

Задачи:

  • способствовать расширению словарного запаса по лексическим темам;
  • развивать лексико-грамматические категории, диалогическую и монологическую формы речи;
  • развивать фонематические процессы и связную речь;
  • формировать навыки классификации и обобщения;
  • развивать мелкую моторику детей;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков общения с взрослыми и детьми.

Преимущества дидактического пособия, способствующие эффективному усвоению задач:

  • использование материала при проведении игр способствует повышению произвольного внимания и развитию познавательного интереса;
  • практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей;
  • совместная игровая деятельность способствует повышению уровня свободного общения с взрослыми и детьми.

Пособие можно использовать индивидуально, по подгруппам и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическое пособие состоит из поля, оформленного в виде пирога и разделенного на пять секторов (кусков пирога). В центре и на секторах "липучки" для прикрепления демонстрационного и раздаточного материала - карточек, которые хранятся в подарочных коробках. В центре «пирога» прикрепляется круг или карточка с изображением предметов, цифр или букв, объясняется задание, а дети, в зависимости от задания, выбирают из предложенного раздаточного материала необходимые карточки и помещают их на секторах. Одним из приоритетных условий является объяснение и доказательство детьми своего выбора.

Данное дидактическое пособие применяется для закрепления пройденного материала. Один набор карточек по лексической теме можно использовать при проведении нескольких дидактических игр.

Для мотивации детей мы используем "театр живых кукол", которые просят о помощи, создают проблемные и игровые ситуации, что вызывает у детей наибольший интерес к игре. В игре могут принимать участие до пяти человек, поэтому дети выбираются с помощью считалок, загадок, бросания кубика. «Чудо-пирог» широко используется и в различных сюжетно-ролевых играх. Дети охотно меняют украшение пирога, проговаривают и согласовывают свои действия, что способствует развитию общения, речевой активности, мелкой моторики.

Игры по следующим направлениям:

«Времена года»

Цель: Побуждать детей к составлению рассказа о временах года.

Задачи:

  • Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него;
  • Способствовать развитию умения у детей составлять предложения по набору карточек и объединять их в связный рассказ;
  • Развивать у детей речевую активность, зрительную память;
  • Активизировать словарь по данной лексической теме.

Дидактические игры в данном блоке:

  • «Подбери признаки времен года»,
  • «Когда это бывает»,
  • «Что перепутал художник?»,
  • «Найди и расскажи»,
  • «Дополни картинку»,
  • «Вспомни цвета времени года».

«Профессии»

Цель: Формировать представление детей о разных профессиях, а также о необходимых для каждого вида профессий инструментах.

Задачи:

  • Способствовать закреплению названий предметов, принадлежащих данной профессии;
  • Формировать умение правильно согласовывать слова в предложениях в роде, числе, падеже;
  • Упражнять в составлении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
  • Способствовать развитию логического мышления, связной речи дошкольников;
  • Развивать диалогическую форму речи;
  • Воспитывать познавательный интерес и уважение к труду взрослых.

Дидактические игры в данном блоке:

  • «Угадай, кто это»,
  • «Кому что нужно»,
  • «Посчитай по образцу»,
  • «Составь рассказ с опорой на схему»

«Голова - живот - ноги»

Цель: Продолжать воспитывать и развивать фонематические процессы.

Задачи:

  • Закреплять правильное произношение звуков;
  • Способствовать развитию умения дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком, упражнять детей в отчётливом произнесении слов;
  • Развивать фонематический слух.

Дидактические игры в данном блоке:

  • «Подбери слова на заданный звук»,
  • «Найди место звука в слове»,
  • «Найди и скажи правильно»,
  • «Звонкий - глухой»,
  • «Найди большее количество слов с заданным звуком»,
  • «Что общее»

«Угости друга пирогом»

Задачи:

  • Упражнять в умении считать в пределах 10;
  • Продолжать формировать умение соотносить количество предметов с цифрой;
  • Продолжать совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже;
  • Развивать диалогическую речь, внимание, мышление.

Дидактические игры в данном блоке:

  • «Посчитай и назови»
  • «Хватит ли?»
  • «Сосчитай правильно»

«Цветная мозаика»

Цель: Развивать в процессе восприятия предметов мыслительные операции: сравнение, установление сходства и различия предметов по форме и цвету.

Задачи:

  • Продолжать формировать умение соотносить предметы по форме и цвету с геометрическими образцами;
  • Упражнять в умении использовать в речи прилагательные, обозначающие признаки, характеризующие свойства и качества предметов;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
  • Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Дидактические игры в данном блоке:

  • «Подбери по форме»,
  • «Подбери по цвету»,
  • «На что похоже»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/323863-ispolzovanie-avtorskih-didakticheskih-posobij

Презентация

2 слайд

Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. Большинство детей с ЗПР имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности Дифференциации таких понятий, как «овощи - фрукты», «дикие - домашние животные», различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов. Несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т.д.) Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития ребенка. Такое пособие составлено учителем логопедом Кругловой Еленой Константиновной, а мною было изготовлено и адаптировано для работы с детьми с ЗПР. Как вы уже знаете, что занятия по развитию речи в коррекционных группах проводятся в соответствии с лексическими темами именно этот принцип положен в основу дидактического пособия. Данное пособие представляет собой альбомы по лексическим темам с играми на основе картинок на липучках. Все пособия выполнены в цвете, заламинированы, благодаря чему возможно их применение неограниченное количество раз.

С помощью таких игровых упражнений решаются следующие задачи:

  • расширяются представления обучающихся об окружающем мире,
  • обогащается пассивный и активный словарь детей,
  • повышается речевая активность детей,
  • развивается мелкая моторика,
  • совершенствуются навыки самоорганизации и контроля

3 слайд

Остановимся более подробно на лексическом альбоме по теме "Транспорт".

4 слайд

На данном слайде вы можете видеть задания на сортировку идентичных изображений (позволяют детям обнаружить значимые свойства)

5 слайд

Следующее задание «Воздушный транспорт» Цель: развитие умения классифицировать транспорт 2 вариант игры может быть «Что лишнее»

6 слайд

Так же можно отработать дифференциацию существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

7 слайд

Самое любимое и залипательное занятие это Корректурные пробы.

8 слайд

Следующая игра «Части целого» Цель данного задания обогащение активного словаря, формирование грамматического строя речи, формирование мыслительной операции «обобщение».

9 слайд

Затем представлена Мнемотаблица она используется в работе в качестве дидактического материала по развитию связной речи детей с целью развития памяти.

10 слайд

"Продолжи ряд". Цель задания - это развитие логического мышления с помощью приёма «сериация».

11 слайд

Разрезные катинки.

12 слайд

«Разложи по порядку». Цель: расширить словарный запас, развить внимание, память, сенсорные эталоны.

13 слайд

Кто чем управляет.

14 слайд

Продолжи фразу.

Данные альбомы используются на индивидуальных занятиях учителем дефектологом так же воспитателем для закрепления материала.