Конспект открытого занятия по лексической теме "Рыбы" в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: рыбы, подготовительная группа


Цель: Продолжить формировать у детей представления о среде обитания, питании и строении рыб.

Программное содержание: Расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания.

Развивающие цели:

  • Развивать связную речь, умение рассуждать, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Формировать навыки словообразования, употребления существительных с суффиксами, уменьшительно-ласкательной формы существительных, образовании однокоренных слов.
  • Закрепить навыки слогового анализа слов.
  • Развитие мелкой моторики.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга. А также поприветствуем наших гостей. Возьмем друг друга за руки, посмотрим в глазки своему соседу: сначала слева, потом справа и на всех:

Посмотрите вы на нас! (Руки в центр круга)
Мы - ребята, суперкласс! (Руки к себе, большой палец вверх)
Дружные и смелые, (Обнялись, руки на плечи соседа)
А еще - умелые!
Можем многое мы делать, (Шагаем на месте)
Клеить, резать, шить, плести, (Движения по тексту)
Хорошо себя вести! (Обняли себя за плечи)
Посмотрите вы на нас! (Руки в центр круга)
Мы - ребята, суперкласс! (Руки к себе, большой палец вверх).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Что это?

Дети: глобус - это уменьшенная модель Земли.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, что обозначает желтый и коричневый цвета на глобусе?

Дети: Это суша.

Воспитатель: А какого цвета на нем больше всего?

Дети: синего.

Воспитатель: А что означает синий цвет?

Дети: моря, океаны, реки.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в удивительный подводный мир, а вот с кем мы там познакомимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Плаваю под мостиком, виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть, да не говорю.
Глазки есть, но не мигаю, крылья есть - не летаю. (рыбы)

Правильно, это рыбы. Рыб очень много и живут они в озерах, морях, реках, океанах.

Воспитатель: Скажите какая вода в реках, озерах?

Дети: не соленая, пресная. Рыбы, которые живут в озерах, реках называют- пресноводным.

Воспитатель: Какая вода в океанах

Дети: соленая.

Воспитатель: А рыбы которые живут в морях как называются?

Дети: морские.

Воспитатель: А есть рыбки, которые живут в аквариуме, такие рыбы называются …

Дети: аквариумные.

Воспитатель: Какая вода должна быть в аквариуме? Чем кормят аквариумных рыб? Дети отвечают.

Давайте вспомним какое строение у рыб. (можно использовать картинный материал)

Дети:

- Голова, тело, хвост, плавники, глаза, рот, жабры.

- Для чего нужен хвост? (Служит рулем)

- Чем покрыто тело рыбы (чешуей).

- Для чего нужны плавники? (С помощью плавников рыбы передвигаются в воде).

- Чем дышат рыбы в воде? (жабрами).

Они открывают и закрывают рот, заглатывают воду. Жабры забирают кислород и через жаберные крышки вода выходит обратно.

А еще что есть у рыб?

Дети: Есть глаза, они их никогда не закрывают, потому что у рыб нет век, рыбки спят с открытыми глазами.

Какие бывают рыбы?

Дети: Бывают рыбы хищные и мирные (не хищные).

- Я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут (картинка) Сначала мама - рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растет зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так и называют. Потом из головастика вырастает малек. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растет и из нее вырастает большая рыба.

1. Игра «Семейка слов»

Давайте присядем на ковер. Поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. (Педагог бросает маленький мячик, ребенок поймавший мяч, отвечает).

- Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка).

- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов).

- Что делает рыбак? (рыбачит).

- Куда ходит рыбак? (на рыбалку).

- Какой суп варят из рыбы? (рыбный).

- Как назвать большую рыбу? (рыбина).

- Чей хвост у рыбы (рыбий).

Отлично! Вы подобрали много слов из одного семейства.

Ребята, давайте вспомним, какую пословицу вы знаете.

Дети: «Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда».

Мы сейчас с вами отправимся на рыбалку.

2. Игра «Поймай рыбку»

Слоговой анализ слов. Если в названии рыбы один слог, кладем в фиолетовое ведро, если два слога - в оранжевое. Картинный материал с изображением рыб, два ведерка). Чтобы проверить правильность ответа, количество слогов прохлопывают.

3. Игра «Скажи ласково»

(лещ - лещик, сельдь - селедочка, пескарь - пескарик, сом - сомик, карась - карасик, ёрш - ёршик и т.д).

Пришло время отдохнуть.

4. Физминутка. «Рыбка плавает в водице»

5. Игра «Где, чей дом?»

Большие картинки с изображением моря, реки, аквариума развешены на трех магнитных досках. Картинки с изображением морских, речных, аквариумных рыб. Дети делятся на три команды. Педагог показывает картинку, дети называют рыбку и магнитами прикрепляют на доску с изображением водоема.

А теперь, ребята, садитесь на свои места. Посмотрите, что у нас есть. Это море. Только в нем нет рыб, я предлагаю запустить в него рыб. Рыбок мы раскрасим и поселим в море. (Большой нарисованный плакат, с изображением морского дна, гипсовые фигурки морских обитателей по количеству детей, краски, кисти, салфетки, клеенки).

Но прежде, чем приступим к работе, мы с вами потренируем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика:

Дети:

Жил да был один налим (Плавные движения сложенными ладошками, имитирующими движение плавников)
Два ерша дружили с ним, (Ладошки вместе, пальцы вверх)
Прилетали к ним две утки, по четыре раза в сутки (Руки сложены накрест, взмахи ладонями)
И учили их считать: один, два, три, четыре, пять (Загибать пальцы, начиная с большого).

6. Практическая часть

Раскрашивание рыбок и подводных обитателей. Дети вместе приклеивают их на ватман, с изображением морского дна.

7. Рефлексия

О ком мы с вами сегодня говорили? Что понравилось? Что вызвало затруднения?