Бал в жизни дворянского общества XIX века

Разделы: Литература


Введение

История и культура России 19 века тесно связаны со светской жизнью, а именно балами. Значение слова «бал» восходит к итальянскому и французскому языку - «bal», «ballo», что означает «танцевать». Существует и другая версия, согласно которой слово было заимствовано из польского или немецкого языков, в которых «bal» означает «кружить». Таким образом, бал - это светское мероприятие, центральным развлечением на котором являются танцы. [1] Бал - это собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Такое значение слова можно найти в толковом словаре С. Ожегова. Балы отличались повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.

Бал - это, прежде всего, праздник, поэтому не случайно балы давались по случаю свадеб, дней рождений монархов, а также по случаю памятных дат и государственных праздников. Таким примером является, возможно, самый первый бал в истории - бал в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской в 1385 г. во французском городе Амьене. Широкое распространение и развитие балы получили во Франции во времена правления Екатерины Медичи и ещё более при короле Генрихе IV. Со времён Людовика XIV балы постепенно распространились во многих немецких резиденциях и стали составлять существенную часть большинства придворных празднеств.

В России о балах ничего не знали почти до начала 18 столетия. Первый бал на Руси был дан на свадьбе Лжедмитрия I и Марины Мнишек в 1606 году. Потом о них забыли. Возобновил балы Петр I, их начали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году. Первые русские балы назывались ассамблеями. Вернувшись из Голландии, Петр I издал указ об Ассамблеях - прообразах дворянских балов. «Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению и вежливым манерам». [3] По мнению ряда исследователей, одной из причин введения Петром I светских праздников была его уверенность в том, «что ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа». [21] Другая же причина - стремление Петра Алексеевича сблизить все сословия общества, для чего устраивались праздники, маскарады, гулянья. Многочисленные успехи русской армии давали к этому повод. Собственно балы были введены Петром Великим в 1717 году, после полуторалетнего пребывания за границей (Голландия, Франция). На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, заключались торговые договоры и многое другое. Петр I позаимствовал эту идею для того, чтобы внести в Россию европейские обычаи, а также для проведения общего досуга. Официально танцевальные вечера стали проводиться в Санкт-Петербурге с 26 ноября 1718 г., когда генерал-полицмейстер Петербурга Антон Девиер объявил волю Петра I об учреждении ассамблей. В «Указе об ассамблеях», в частности, говорилось: «...в котором доме собрание или съезд делается, не только дли забавы, но для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что где делается, при том же и забава…».[22] После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов, а придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.

Балы очень крепко вошли в русский обиход и вскоре проникли чуть ли не во все слои общества. А к середине 19 века балы имели наибольшее распространение среди народа. Например, в Петербурге и Москве проводилось до тысячи балов в год. Но и в менее крупных городах такое торжественное мероприятие пользовалось большой популярностью, проводилось около сотни балов в год.

Следует отметить, что балы делились на две основные категории: придворные и общественные. «Придворные балы были довольно чопорные и скучные и считались официальными мероприятиями. Такие балы чаще всего проводились в Петербурге. На них часто присутствовала императорская свита и представители самых знатных семей Москвы и Петербурга. Общественные балы в России устраивались дворянством, купечеством, ремесленниками, художниками и даже артистами. Они имели довольно свободную форму проведения и очень широкий круг участников. Можно сказать, что бал в 19 веке был основной формой общения и просвещения для большинства городских жителей». [2] Общественные балы также часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т.п. Балы выполняли очень важные социальные функции. Они позволяли налаживать и поддерживать связи между разными кругами общества (в рамках одного социального слоя). Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя. Детские балы - это особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо в помещении танцклассов. Туда привозили и совсем маленьких детей, и подростков. На детских балах танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами. Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению. Семейные балы были наиболее веселыми и непринужденными. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых, как правило, несколько десятков человек.

Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали выводить в свет. Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге. На Московских балах сговаривались свадьбы. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», - писал Пушкин.

Особой традицией были балы кадетские и юнкерские. Их отличительной чертой было то, что под строгим надзором воспитателей на этих балах встречались кадеты, юнкера и их сверстницы из гимназий или институтов благородных девиц. На этих балах будущую элиту российского общества учили применять правила этикета на практике, правильно себя вести. Именно на этих балах шло непримиримое соперничество представителей различных корпусов в искусстве танца. Кадетские балы всегда отличал дух соревнования. Для каждого учебного заведения было особо почетно быть признанным «первым номером» в танцах, поэтому к балу готовились очень тщательно, дабы «не уронить чести корпуса перед обществом». [3]

«Организация балов до середины XIX века подчинялась довольно строгому распорядку, строго определенными были и система танцев, а так же их последовательность». [4]

«Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. Музыка и танцы были частью дворянского образования. Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха». [5]

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Бал в имперской России был больше, чем просто танцевальный вечер. Это была возможность завязать полезное знакомство, показать себя с лучшей стороны и вообще устроить свою жизнь.

Григорий Гагарин. «Бал у княгини М.Ф.Барятинской». 1834 г. Акварель.

Глава I. Особенности организации бала 19 века

На протяжении 18-19 вв. балы прочно вошли в русский обиход. По сложившейся в России традиции бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня Масленицы. Не принято было устраивать балы в период больших постов, во время траура. Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени - времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде - и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Бальный сезон разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в столицу со своими взрослыми дочерьми - «на ярмарку невест».

«Внутренняя организация бала делалась задачей исключительной культурной важности, так как была призвана дать формы общению «кавалеров» и «дам», определить тип социального поведения внутри дворянской культуры. Это повлекло за собой ритуализацию бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов». [7]

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской. Бал давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и другими событиями. Вся ответственность за проведение частного бала, естественно, целиком лежала на хозяине и хозяйке, но нередко они прибегали к помощи лиц из списка приглашенных. Организация общественного бала возлагалась на подготовительный комитет, функции председателя которого были сопоставимы с функциями хозяйки. Каждому члену подготовительного комитета давалось какое-то конкретное поручение по организации бала: один занимался приглашениями, другой - убранством помещения, остальные - выбором оркестра, угощением гостей. С приглашением к людям высокочтимым отправлялся сам хозяин, к близким знакомым - слуга с собственноручно написанным хозяином или хозяйкой письменным приглашением. Примерно с 20-х годов 19 столетия хорошим тоном стали приглашения, отпечатанные типографским способом, обязательно на дорогой атласной бумаге, с различными виньетками (небольшими рисунками или орнаментом в начале или конце текста). Посылать билеты полагалось заранее, чтобы гости, а скорее гостьи, - могли подготовиться к мероприятию. Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своѐм согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие, но для отказа требовалась веская причина. Приглашения на императорские балы посылали не позже чем за две недели до начала праздника. Первый бал сезона проходил в Николаевском зале Зимнего дворца, куда приглашали до 3000 гостей. Далее устраивались балы концертные (до 700 человек) и эрмитажные (до 200 человек). Название соответствовало тем залам, которые отводились в Зимнем дворце под танцы.

На придворные балы приглашались гражданские чины с супругами первых четырех классов Табели о рангах (канцлер, действительный тайный советник, тайный советник, действительный статский советник); воинские чины (полный генерал, генерал-лейтенант, генерал-майор, полковник); придворные (обер-камергер, обер-гофмаршал, обер-гофмейстер, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер, гофмейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер, камергер). Помимо этих сановников на бал приглашались иностранные дипломаты с их семьями, старейшие офицеры гвардейских полков с женами и дочерьми, молодые офицеры - «танцоры» и гости по специальному приказанию императорской семьи. Строго регламентирован был и порядок записи гостей. Гофмаршал двора вел особый реестр приглашенных. Непременным условием приглашения на придворные балы для мужчин было обладание формальным правом быть представленным императору, для дам - предварительное фактическое представление императрице. [7]

В богатых домах местом приемов служили парадные апартаменты, центральную часть которой занимал бальный зал, а по сторонам располагались гостиные, буфетные и столовые. Самые знатные и богатые люди для этих целей строили отдельные здания. В домах победнее для приема использовались жилые помещения. В начале 19 века практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты, часто дорогие, богато декорированные. Естественно в домашних концертах исполнялась камерная музыка - в России слушали и любили европейских композиторов. Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов-исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства, виртуозы - пианисты и скрипачи. Организаторы бала ровно в назначенный час собирались у входа в помещение, где должно было проходить торжественное мероприятие, чтобы приветствовать гостей. Если бал частный, приглашенных встречали хозяин и хозяйка, если общественный - ответственные члены подготовительного комитета.

«Гости обычно начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами». [6]

Гости заходили в частный дом, где был организован прием, и перед тем, как подойти к хозяевам и поприветствовать их, снимали в гардеробе верхнюю одежду. После обмена рукопожатиями с хозяевами гости проходили в бальную залу. В 19 веке бал становится обязательным атрибутом придворной аристократической светской жизни. М.В.Коротков в книге «Путешествие в историю русского быта» пишет: «Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали». [20] Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках.

Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям. На балах всегда присутствовало большое количество людей. В Московских залах их численность порой достигала до 5 тысяч человек. Это лишний раз доказывает популярность балов в 19 веке. Именно поэтому архитекторы усердно работали над планом проектировки залов. Они должны были быть просторными или хотя бы создавать такой эффект. Для этого архитекторы использовали золотые и белые цвета. Также серебряная поверхность зеркал, размещавшихся в большом количестве на стенах зала, иллюзорно увеличивала пространство. Существенным элементом интерьера был паркет с определённым рисунком в виде двойных кругов. Ещё довольно широко использовались колонны. Они позволяли открыть проемы и создавать больше пространства между парадными комнатами. Иногда для освещения залов люстр и канделябров было недостаточно. Поэтому дополнительно сооружались специальные пирамиды, на которые могло быть установлено до трех тысяч свечей. Очень важно было установить свечи строго вертикально, чтобы расплавленный воск не капал на гостей.

В бальной зале рядом с танцплощадкой почти всегда расставляли столы со стульями, где в перерыве между танцами можно было отдохнуть.

«На балу или званом вечере реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе - он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих. На балу служебные иерархии ослаблялись. С другой стороны, бал был одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта. Внутренняя организация бала делалась задачей исключительно культурной важности. Это повлекло за собой ритуализацию бала, не лишённую однако «бальных вольностей».[23]

Светские ритуалы, к числу которых относятся и балы, и танцевальные вечера, были своеобразным актом общественного представительства дворянина. К тому же для молодого поколения бал - это место, где, по словам П.А.Вяземского, «…мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию, и почитанию старости». [24]

Глава II. Бальный этикет

В России балы получили широкое развитие с эпохи Петра I и послужили отправной точкой в формировании европейского мировоззрения. Бальная культура - это культура общества, это социальное и политическое явление, имеющее глубокие исторические корни. Балы проходили и в царских резиденциях, и во дворцах вельмож, и в губернских собраниях, и в имениях крупных помещиков. «Это был регламентированный ритуал, где каждая деталь поведения и костюма играла свою роль. Это был своеобразный театр жизни, театр представления, в котором разыгрывались и вершились судьбы народов, плелись тончайшие кружева европейской политики, создавалось общественное мнение. На балах представляли высшему обществу молодых девиц. Выходу в свет предшествовали годы обучения этикету, манерам, танцам». [8]

Этикет (от фр. еtiquette - этикетка, надпиcь) - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Бал - важная часть культуры и светской жизни людей 19 века. Именно поэтому появился этикет, правила, созданные специально для этого торжества. Бальный этикет в 19 веке знал каждый человек из высшего сословия. Стоит заметить, что правил было довольно много, и они были непростыми. Все участники бала должны были выглядеть безупречно, контролировать свои движения и слова. Изучение правил бального этикета занимало достаточно много времени. Вот почему социальная культура входила в человеческую жизнь с детства в виде бесчисленных уроков танцев и этикета, а также посещений детских балов. Тем не менее, все трудности, проблемы и недостатки, связанные с танцами, были оплачены положением и признанием, которое можно было получить путем регулярного участия в танцевальных мероприятиях.

Русская дворянская культура 19 века выработала гибкую систему элементов этикета, которая могла варьироваться в зависимости от повода, количества и возраста гостей и многих других обстоятельств. Бальный этикет включал в себя и бальные костюмы, и культуру поведения, и правильное исполнение танцев, и оформление бальных помещений.

Перечислить подробно все правила поведения на балу очень сложно, ведь для этого необходимо учитывать особенности самого бала. Остановимся на общих правилах поведения на балу. После прибытия на бал (часто с опозданием) сначала нужно было приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми людьми. Особые обязанности на балу возлагались на кавалеров. Они должны были быть безупречны и находились под самым пристальным вниманием. Для того чтобы мужчина воспринимался как кавалер для бала, он должен быть обучен танцам (до совершенства), хорошо разбираться в этикете. Для ведения бесед он должен был разбираться в политике, литературе, живописи, музыке, уметь шутить и цитировать классиков. Именно потому особенно ценились господа юнкера и кадеты. Обученные этикету, грамотные, воспитанные, блистающие выправкой и эполетами, и главное, прекрасно танцевавшие. Многие приходили на кадетские балы посмотреть, как танцуют кадеты и поучиться у них манерам поведения.

Кавалеры во время танцев должны были предотвращать столкновения с другими парами и развлекать свою даму негромким светским разговором. Лица у танцующих должны были быть веселыми и любезными. Дурным тоном считалось вставать впереди первой пары или вклиниваться в середину колонны, приглашать на танец, не зная движений, наступать на платья дамам. И напротив, хорошие манеры и умение танцевать могли сыграть существенную роль в карьере молодого человека. По окончании быстрого танца, например, вальса, не следовало сразу отпускать руку дамы, чтобы она сделала реверанс, держась за руку кавалера (при исполнении реверанса дама отводила одну ногу назад, касаясь пола кончиком носка и, сгибая колени, выполняла полуприседание, одновременно делая наклон головы, взгляд направлялся вниз). После реверанса и поклона кавалер спрашивал, куда отвести даму. [9] Также кавалеры должны были ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Следовало избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находили удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, были достойны сожаления. Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны были устраняться за пределами бальной залы.

Дамам не следовало злословить, напротив, надо было вести себя спокойно и доброжелательно. Кроме того, дамам следовало избегать любых проявлений дурного юмора, который мог вызвать неодобрение со стороны светского общества. Дамам следовало передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких и лёгких шагов. На балу следовало держать себя скромно, танцевать грациозно, соблюдая правила приличия.

Остановимся на правилах приглашения на танец (ангажементе). Кавалер, приглашающий даму на танец, подходил к ней и, изящно поклонившись, делал приглашение в самой вежливой и деликатной форме: «Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на «танец». Если же приглашаемая хорошо была знакома, то просто: «Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами». Также, чтобы пригласить понравившуюся даму, можно было подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом необязательно). Дама, принимая приглашение, подавала кавалеру левую руку. Неприлично было приглашать даму, которой кавалер не был представлен. Если кавалер приглашал даму и забывал потом об этом, это считалось непростительной невежливостью, в подобном случае он совершенно справедливо навлекал на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества. [10] На кадриль, вальс или польку можно было приглашать даму абсолютно любому человеку. Только изначально нужно представиться ей. На мазурку или котильон следовала приглашать только хорошо знакомых девушек или родственниц. Дама могла отказаться от приглашения на танец только в том случае, если ее уже пригласили на этот танец. Тогда кавалер должен был спросить, не желает ли она станцевать с ним следующий танец. И так до тех пор, пока дама не назначит свободный танец. Дама могла отказаться танцевать, сославшись на самочувствие, но в этом случае неприлично было принять приглашение другого кавалера. В остальных случаях дамы были вынуждены принимать предложения кавалеров. Приглашение Императора, если он присутствовал на балу, принималось в любом случае, независимо от того, пригласил кто-то другой даму или нет. [9]

Что касается атрибутов, то у дамы обязательно имелись при себе веер и карне. Веер был не просто аксессуаром, позволяющим навевать на себя прохладу, этот атрибут также являлся средством общения дам с кавалерами. Существовал даже тайный язык жестов, который назывался «язык веера», благодаря данному языку состоялось немало тайных встреч и свиданий. Веер можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая находилась на плече партнера). Мелочи дамы складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте. Бальная книжка (карне) была очень важным женским аксессуаром на балу. Дамы брали с собой бальные книжки, в которых отмечали имена кавалеров, пригласивших их заранее на танец. Пообещать по забывчивости танцевать один танец с двумя кавалерами было не только нарушением норм этикета, но и могло привести к дуэли между мужчинами. Также карне служило доказательством популярности девушки: чем больше кавалеров у неё было записано, тем больше дама была востребована. Внешний вид книжки тоже играл не последнюю роль, ведь он указывал на финансовое положение семьи дамы. Карне украшалась различными драгоценными камнями, гравировками, вышивкой и многим другим. Барышне, имевшей успех у кавалеров, было неприлично хвастаться исписанной бальной книжкой перед менее удачливыми подругами. Она должна была наоборот помогать подругам выбирать кавалеров.

«Замужняя дама приезжала на бал с мужем. Если муж не мог приехать, допускалось появление с подругой и мужем этой подруги. Однако частое появление в свете в таком сопровождении не рекомендовалось. Незамужние девушки приезжали исключительно с матерью или пожилой родственницей, которая следила за своей подопечной. Девица могла появиться на балу и в сопровождении отца, который представлял ее своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желавшие танцевать с его дочерью. Хозяин или хозяйка бала, а так же приглашенный танцмейстер могли попросить кавалера потанцевать с дамой, которую никто не пригласил». [9]

Также стоит сказать о правилах поведения во время танцев. Их достаточно много, и поэтому некоторые из них будут перечислены в третьей главе.

Что касается одежды на балу 19 века, то на бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в перчатках. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка (один или несколько цветков или бутонов, собранных в маленький букет, вставленный в петлицу, аксессуар мужского костюма). Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор. Мужская бальная мода не отличалась разнообразием. Кавалерам полагалось являться на бал во фраках, жилетах и галстуках. В первой половине века предпочтение отдавали белым галстукам, а во второй - черным. Фраки были исключительно черного цвета, хотя в самом начале 19 века допускались некоторые вариации. Если мужчина был военным служащим, то бал для него был поводом надеть свой парадный мундир с поправкой на бальную обувь. Важным аксессуаром бального костюма были перчатки. Они должны были быть не просто белыми, а белоснежными. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные - замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули - в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось только на 1-2 бала. В течение 19 века женские бальные платья отличались глубоким декольте, желательно обнажающим плечи. Такие наряды подразумевали наличие на шее украшений, ведь бал был не только местом для танцев, но и поводом показать себя и свой достаток. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори (цвета слоновой кости). К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусицей). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслет. Замужние женщины могли позволить себе более кичливые наряды ярких цветов и массивные дорогие украшения. Цвет драгоценных камней должен был соответствовать цвету платья. Например, жемчуга и бриллианты выбирали к розовым тканям, а сапфиры и бриллианты - к голубым. «Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди». [6] Дамское бальное платье 19 века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из тонких и легких материй - шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток. Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать.

Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, чаще - белыми, и отделывались искусственными цветами-подснежниками, незабудками, бледными маргаритками. Букетики таких цветов прикалывали к волосам. Для последующих балов платья молодой девушки могли быть чуть пышнее, но, согласно русской традиции, девушка из хорошего общества не должна была носить драгоценностей (кроме скромной нитки жемчуга или цепочки с небольшой подвеской), дорогих, ярких или темных тканей, перья и меха. Все это дозволялось только замужним дамам. Цвет и отделка бальных платьев могли быть любыми. Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна. Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах, зато замужняя дама обычно надевала головной убор: легкую шляпу без полей (ток), берет. Обувь обычно надевали без каблука, удобную и мягкую, чтобы можно было легко выдержать многочасовой бал. Платья из струящихся тканей следовало дополнять легкими палантинами, которые придавали бы еще большую воздушность кружащейся в танце даме. Как вариант были допустимы и тяжелые шали, выполненные из кашемира. Умение изысканно носить шаль на своих плечах было предметом гордости. Для этого многие дамы проводили немало часов у зеркала, чтобы отточить свое мастерство. Нетанцующие дамы (а в их разряд переходили особы 26-28 лет, мужчины таковыми становились с 35 лет) приезжали на праздник в длинных платьях из плотной и тяжелой материи: бального бархата, шелкового штофа, шерсти. Чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку, называвшуюся «сорти де баль».

Бальное платье - это было очень дорогое произведение портняжного искусства. Основу его составлял корсет - предмет одежды в виде широкого пояса с вшитыми упругими пластинками, туго охватывающего нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре изящной осанки. Грамотно сшитый корсет мог утянуть талию до 20 см. Нижние юбки способствовали тому, чтобы платье красиво колыхалось и шуршало. Передвижение в бальном платье - это особое искусство: требовалось вовремя подобрать юбки для шага или реверанса, сложно было преодолевать подъем по лестнице. В танцах длинный шлейф перебрасывался через руку или крепился к кисти, специально нашитой петлей. Надевая платье со шлейфом, даме надо было помнить, что прежде чем сойти с места, следовало посмотреть, не стоит ли кто-нибудь на нем. Воздушные и легкие бальные наряды оказывались удивительно непрочными. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки.

Обязательной частью наряда дамы были перчатки. Дамы предпочитали модели перчаток, заканчивающиеся выше локтя. Перчатки не снимались на протяжении всего бала, за исключением времени ужина. Голые руки на балу считались «моветоном» (по-французски «mauvais ton» - «манеры, поступки, не принятые в хорошем обществе, дурной тон, невоспитанность»). В том случае, если перчатки внезапно рвались, а запасных не было, дамы предпочитали оставаться в рваных.

Дамские прически начала 19 века - это кудри и локоны, уложенные в художественном беспорядке и собранные вверху или сзади. Локоны имели самый разнообразный вид - трубчатые, спиральные, «стружкой», «штопором». Волосы не собирали в простой пучок или узел, а аккуратно укладывали, подворачивая один слой под другой. [7]

На балах 19 века дамы не должны были сильно заметно краситься. Румяна и пудра - это максимум, что могла использовать девушка. Самым позорным считалось нанести на губы помаду. Если же дама ослушалась и накрасила губы, хозяин мог выгнать её с бала, а окружающие люди подумать о распутном поведение девушки.

Независимо от специфики бала мужчина должен был пригласить на танец хозяйку, а на первый и последний танец - свою спутницу, независимо от того, жена она ему или просто знакомая. Слишком частые танцы с один и тем же кавалером также считались недопустимыми, если только он не был официальным женихом девушки. Кавалер, постоянно выбиравший одну и ту же девушку, как бы заявлял всему свету, что намерен скоро на ней жениться. Если через короткое время после бала не следовало предложение руки и сердца, репутация девушки считалась погубленной, а молодому человеку предстояло серьезное объяснение с родными девушки, справедливо считавшими, что он оскорбил честь семейства. Подобные объяснения могло закончиться либо предложением и свадьбой, либо поединком с неизвестным исходом. Вот насколько важно было соблюдать бальный этикет.

Заканчивались балы довольно поздно. Независимо от времени, гости могли уезжать, когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе. Гости могли покидать бал в удобное для них время, не привлекая излишнего внимания прощаниями. Русские балы всегда отличались своим размахом и великолепием. В течение недели обязательно следовало нанести хозяевам визит вежливости и поблагодарить за бал.

Глава 3. Распорядок на балу

На русских балах в 19 веке программа танцевального вечера -количество и последовательность танцев - варьировалась в зависимости от бала: на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия бала развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону. Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись - как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы собственного сочинения. [11] Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль. Танцы являлись неотъемлемой частью бального вечера. Уметь танцевать должен был каждый, поэтому с ранних лет детей обучали танцам наравне с другими предметами. Танцы осваивали с раннего детства (с 5-6 лет). Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и поэтому воспитывалось с детства. [12]

Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле гости сбрасывали верхнюю одежду и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречали хозяйка и хозяин. И вот музыка и праздничное сияние.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера.

На русских балах в 19 веке программа танцевального вечера - количество и последовательность танцев - варьировались в зависимости от бала: на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия бала развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону. Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись - как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Основными танцами в танцевальной программе (по порядку) являлись: полонез, вальс, французская кадриль, полька, мазурка, котильон.

Полонез - перешедший с 18 века в 19, полонез - или «польский», всегда открывал придворные балы. Бал по традиции открывался полонезом - танцем-шествием. В церемониальном танце-марше принимали участие все желающие, где каждый должен был показать себя в выгодном свете. Это был самый строгий и самый официальный танец со множеством поклонов и реверансов. Появился он в Польше в 17 веке, а на Руси его называли «ходячий разговор». Это потому, что во время танца было принято беседовать. Главная тема полонеза - восхищение прекрасной дамой. Из-за медленного темпа и несложной техники исполнения в танце могли участвовать все присутствующие, невзирая на возраст. Танцующие пары переходили из бальной залы в смежные комнаты и даже шествовали через весь дом. [11] «Этот танец представлял всех приглашенных, давал возможность рассмотреть дам, их прически и туалеты, а хозяин с хозяйкой шли первой парой. Но для многих дам полонез превращался в весьма неохотное испытание - совсем непросто было пройти перед присутствующими «с изяществом и благородством», дотрагиваясь до руки кавалера лишь кончиками пальцев». [4] «Базовые шаги полонеза состояли из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа.

При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная». [13] В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам: колонна, фонтан, веер, звёздочки, цепочка, коридор и другие. Полонез, как правило, исполнялся в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника.

Вальс - самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову танец, был вторым на балу. Бывали случаи когда открытие бала начиналось
непосредственно с вальса. Считают, что вальс зародился в конце 18 века, и на протяжении всего 19 века, да и сейчас, этот танец любим многими. Увлекательный, способный разбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным особенно среди старшего поколения. Основной причиной ненависти и нападений на вальс стало то, что танец разрушил основы эстетики танца 18 века: мужчина и женщина смотрели друг на друга в танце. Кроме того, рука джентльмена обхватывала талию дамы, что считалось в прежние времена крайне неприличным. Вальс создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки. По правилам во время танца в паре необходимо было находиться не слишком близко друг к другу и не слишком отдаленно, не отворачивать головы друг от друга, чтобы глаза были не слишком подняты, но и не опущены. Ноги должны быть вытянуты, танцевать следовало на носках и без шарканья, руки держали закругленными - левая рука дамы лежала на плече кавалера, а правая рука кавалера обхватывала талию дамы. В России вальс танцевали долго, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки - можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур. Когда дама желала прекратить вальс, то предупреждала об этом кавалера, произнося слово «мerci» («спасибо» по-французски), с легким поклоном головы. Дирижер-распорядитель, желая закончить вальс, перед тем, как замолкала музыка, объявлял: «Valse va finir» («Вальс закончен»). Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па (от фр. pas - шаг - термин хореографии, широко используемый в балете, обозначающий танцевальный шаг, отдельное танцевальное ритмическое движение с определённой постановкой ног) - более спокойный, и французский, более живой - в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце 19 века появились вальс-галоп и вальс-менуэт. [11]

Французская кадриль - в первой трети 19 века этот танец был одним из самых популярных на балу, его могли танцевать несколько раз за вечер. «Исполнялась кадриль двумя или четырьмя парами, расположенными в углах прямоугольника (фр. quadrille), друг против друга. Своё название получила из-за квадратного построения танцующих пар». [13] В начале девятнадцатого столетия кадриль состояла из пяти фигур и требовала техничного мастерского исполнения: танцующие выделывали па с ловкостью и грациозностью, и для этого надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих гостей. К концу 19 века происходит эволюция французской кадрили: пары выстраивались в виде колонны, а не в виде каре (построение пар по сторонам прямоугольника), в танце насчитывалось шесть фигур и упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом: медленные, спокойные движения избавляли от излишнего головокружения и усиленной циркуляции крови, вызываемой вальсом.

Полька - в аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец - полька. Быстрый живой центральноевропейский танец, полька появился в середине 19 века в Богемии (современная Чехия) и с тех пор стала народным танцем. «В России полька появилась в 1845 году. Этот танец - тогда очень модный во Франции - привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц. Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах». [13] Не взирая на большую популярность, польку не танцевали на придворных балах. Во время исполнения польки дирижер должен был допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое танцевальное искусство. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу 19 века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты танца - полька-трамблян, полька-галоп, полька-мазурка.

Мазурка - стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином. Мазурка - это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. Мазурку танцевали в четыре пары, при ее исполнении допускались разговоры. Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру - он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.

«Бравурный», или краковский, стиль - характерный для провинциальных балов - отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость. Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, как в бравурном исполнении. В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движениями кавалера, что было связано с модой.

Мазурка продолжалась долго: одни пары исполняли фигуру, показанную распорядителем и его дамой, другие наблюдали за ними или вели светскую беседу, получившую название «мазурочная болтовня». Принимающие участие пары могли пропускать фигуры танца для утоления жажды или обсуждения какой-либо темы. Длинные интервалы между регулярными выступлениями пар заполнялись разговорами танцоров. Мазурочные беседы позволяли общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности. Мазурку в конце 19 века постепенно вытесняют котильон. Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка и кадриль-мазурка.

Котильон - игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки. «Танец - игра, самый непринужденный и шаловливый, в нем были и «фигуры с шутками, и подавание карт, узелков, сделанных из платков, и обманывание и отскакивание в танце одного от другого, и перепрыгивание через платок, и, что всего привлекательнее, битье кавалером в ладоши вслед вальсирующей паре, дабы перестала танцевать» - писал танцмейстер Л. Петровский, объясняя почему многие молодые люди стремились на бал. Котильон - один из самых необычных танцев, который длился не менее двух часов. Его главное отличие от других танцев - постоянная смена партнеров. Причем составление пар было целым отдельным действом: танцующим раздавали карты и те, кому выпадали одинаковые масти, составляли пару. Был и более изощренный способ выбора: кавалерам раздавали разные картинки, а дама должна была проколоть одно из маленьких сердечек, прикрепленных на большое картонное, и изображение, которое было в нем спрятано, должно было совпасть с картинкой одного из кавалеров. Он и становился ее парой. [14] На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы. Начинался котильон туром вальса по кругу - за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца - чаще от более легких к более сложным.

Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги). Девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном. Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.

«Полонез, вальс, французская кадриль, полька, мазурка - эти танцы были основными на русских балах, при этом, ими не ограничивалась танцевальная программа». [15]

Остановимся на некоторых правилах, которые следовало соблюдать во время танцев.

Дама должна была строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимали, а тем более без перчаток не танцевали. Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следовало только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если в зале было свободно, кавалеру следовало вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно было слишком близко подходить к танцующим, чтобы избегать столкновений. Если же столкновение произошло, стоило извиниться и проявить внимание. Танец обычно начинался с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

В танце даму вёл кавалер, и все ошибки он должен был принимать на свой счет. Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно было прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не мог позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину. В танце, имеющем строгую последовательность фигур, нужно было следить за предыдущими парами, особенно за первой, и не делать ничего раньше них. По окончании танца кавалер кланялся своей даме и сопровождал ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре. [10]

«В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен был развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж. После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие коробки с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей». [16]

Обязательной частью бала был ужин, который отличался от повседневного изысканностью блюд. Так как ужин отодвигался на поздний вечер, даже ночь, то он обычно предлагался в облегченном варианте. В разных источниках часто упоминается гурьевская каша, которую придумал повар графа Д.А.Гурьева. Она готовилась из манки на сливочных пенках вместе с грецкими орехами, ананасами и множеством других фруктов. Для сервировки ужина из кладовых доставались парадные сервизы на большое количество персон. Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее «важными» приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией.[11]

Популярное молодежное бальное развлечение конца 18 - начала 20 в. - игра в «живые» картины. Особенно распространено оно было на семейных балах и вечерах. Показывали живые картины перед танцами или в перерыве между ними. Они требовали подготовки и репетиций, поэтому готовились заранее, часто в виде сюрприза кому-нибудь из членов семьи. Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных, например «Аполлон и музы», «Три грации», «Моисей в пустыне», «Подводное царство» и т.п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям - плащу, короне и т. п. Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно. За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки - дети.

Гости на балу очень часто играли в фанты. Например, юной даме, чтобы выкупить свой фант приходилось петь, танцевать, поплакать понарошку и расцеловаться с первым кавалером, который войдет в зал. На балу любили гадать на картах, раскладывать пасьянс. Пасьянсом называется карточная игра, рассчитанная чаще всего на одного игрока. Ее суть - в целенаправленном перемещении, замене и комбинировании игральных карт, первоначальный расклад которых совершенно случаен. Карты перемещаются по заранее известным правилам так, чтобы добиться какого-то конкретного результата. Это и занимательное развлечение, и способ гадания. Пасьянс, или по-французски «patience», в переводе на русский означает «терпение».

На балу работала почта. Почтальоны всегда были готовы передать послание любой ценности, будь то признание в любви или информация о новом открытии. Если кто-либо на балу не знал, как признаться в любви, сделать красивый комплимент или просто сказать приятное, если его сердце поразил недавно знакомый ему человек, незнакомец или незнакомка, он использовал почту. Если кому-нибудь просто хотелось привлечь внимание противоположного пола, то почта приходила им на помощь. Этикет не позволял почтальонам разглашать тайны сердца или имя отправителя.

Великолепие бального гардероба, красота музыкальных композиций, различное обилие яств на праздничных столах - всё это вызывало настоящие, неподдельные эмоции, не оставляло никого равнодушным. Таким образом, бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет. Дворянский бал 19 века - это не просто развлекательное действо, это важная часть культурной светской жизни.

Заключение

Бал - важная часть русской культуры, он был призван определить тип социального поведения внутри общества. Бал был организован, имел четкую структуру, определенный порядок танцев и строгий этикет. Танцы были при этом не только средством приятного времяпровождения - им придавалось чрезвычайно большое значение в общественном поведении человека, они были необходимым условием воспитания и образования. Дворянский бал - это не просто развлекательное действо, это часть светской жизни дворянства, а также отражение новых направлений в моде, музыке и этикете.

На бальном паркете кто-то принимал важное решение, находил свою любовь, а кто-то расставался навсегда. Здесь проливались слезы счастья и радости, горя и печали. В 19 веке бал служил не только видом досуга, но и важным коммуникативным средством в дворянском обществе. Бальный досуг в культуре дворянской повседневности на протяжении всего 19 века был одной из главных составляющих русской культурной жизни, неотъемлемой частью культурной жизни страны.

Как утверждают исследователи, последний бал императорской России состоялся 13 февраля 1903 года. Некоторые костюмы, в которые были одеты Романовы, сохранились в Эрмитаже.

Бальные традиции 19 века продолжаются и сейчас. В настоящее время самым популярным является Венский Оперный бал. Это светское мероприятие проходит ежегодно в последний четверг перед Великим постом в Вене. Оно собирает более 5 тысяч гостей: дипломатов, бизнесменов, деятелей искусства. По традиции бал также открывается полонезом.

Важно сохранить описание бала не только на страницах литературных произведений, но и в памяти будущих поколений. Необходимо постигать и сохранять историческое и культурное наследие наших предков.

Список литературы и интернет-источники

  1. https://fb.ru/article/285743/chto-takoe-bal-bal---eto
  2. https://www.liveinternet.ru/users/taris45/post445505361/
  3. https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43348073843/Istoriya-balov.-Balnyiy-etiket
  4. https://museum-tarhany.livejournal.com/15594.html
  5. https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43566580734/Iz-istorii-russkogo-bala
  6. https://elsa555.livejournal.com/70533.html
  7. https://otherreferats.allbest.ru/culture/00135589_0.html
  8. https://bookitut.ru/Russkij-bal-XVIII-nachala-XX-veka-Tanczy-kostyumy-simvolika.html
  9. http://trianon-studio.ru/ru/library/etiquette/ball-etiquette
  10. https://pikabu.ru/story/pravila_balnogo_yetiketa_xix_veka_5571447
  11. https://hda.org.ru/articles/vozniknovenie-i-razvitie-tantsev-populyarnyih-na-russkih-balah-v-xix-veke/
  12. https://var-veka.ru/blog/istoriya-balov-v-rossii.html
  13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Полонез, https://ru.wikipedia.org/wiki/Кадриль, https://ru.wikipedia.org/wiki/Полька
  14. https://slavynka88.livejournal.com/195184.html
  15. https://vk.com/topic-8573785_27553445
  16. https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43348073843/Istoriya-balov.-Balnyiy-etiket
  17. Коротков М.В. Путешествие в историю русского быта. М.,1993, с.45.
  18. Захарова О. Бал эпохи Петра Великого.// Родина. - 1995. - №1.- С.117.
  19. Антонов Б. Танцевальные вечера в Петербурге//Нева. - 1992. - С.268.
  20. Ю.М.Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начло XIX века). Часть вторая. Бал.
  21. Захарова О.Ю. Русские балы и конные карусели. М., 2000. С.5.