Эмоциональная сфера детей

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Эмоциям принадлежит очень важная роль в жизни детей. С их помощью они воспринимают действительность и учатся реагировать на нее. С первых дней жизни ребенку предстоит столкнуться с многообразием окружающего мира, которое представляют люди, предметы, события.

Ключевая задача развития эмоциональной сферы дошкольников заключается в том, чтобы научить детей пониманию собственного эмоционального состояния, а также окружающих людей.

Эмоциональный опыт ребенка, который заключается в опыте его переживаний, может обладать как позитивной, так и негативной окрашенностью, оказывающей существенное влияние на его психологическое самочувствие.

Основа психического здоровья детей заложена в сбалансированности как положительных, так и отрицательных эмоций, с помощью которых обеспечивается поддержание душевного равновесия. Из-за нарушения эмоционального баланса возникают эмоциональные расстройства, которые являются причиной отклонения в развитии личности ребенка, а также способствуют нарушению социальных контактов.

Мой педагогический опыт показывает, что наиболее частями формами проявления поведенческих нарушений в эмоциональной сфере являются гиперактивность и агрессия.

Гиперактивность является сочетанием таких характеристик, как общее двигательное беспокойство, неусидчивость, импульсивность поступков, эмоциональная лабильность, нарушение концентрации внимания. Гиперактивный ребенок является очень непоседливым, ему сложно закончить начатое дело, он склонен к постоянной смене настроения.

Нормативно-инструментальная агрессия является видом детской агрессивности, где агрессия проявляется в качестве нормы поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок проявляет себя неусидчивым, он драчлив, никогда не признает за собой вины, а также требователен к подчинению окружающих.

Я полагаю, что любое эмоциональное нарушение ребенка - продукт и показатель семейной аномалии, который можно рассматривать в качестве нарушения всей семьи.

В качестве основных методов, которые направлены на выявление особенностей эмоционального развития и оценки эмоционального состояния ребенка, в условиях детского дошкольного учреждения, мной используются в процессе педагогической деятельности наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты.

Я предлагаю использовать данные методики и родителям, которые наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада - при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах.

Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. Поэтому для таких групп детей необходима коррекционная работа, и чем раньше она будет начата, тем плодотворнее будет проведена.

Для развития эмоциональной сферы детей, педагог должен иметь развитую способность к эмпатии и использовать разнообразные приемы, сокращающие эмоционально-личностную дистанцию с воспитанниками. Педагогу необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность по отношению к каждому ребенку. Таким образом, у ребенка сформируется чувства защищенности и принятия, обеспечивающие психологический комфорт и безопасность в новой среде.

Основная цель программы развития ДОУ состоит в создании благоприятных условий по полноценному проживанию ребенком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию физических и психических качеств на основании возрастных особенностей, подготовке ребенка к жизни в современном социуме.

Основные задачи, которые решаются педагогическим коллективом и лично мной состоят из:

  • создания оздоровительной учебно-воспитательной системы, которая обеспечивает восстановление и укрепление здоровья детей посредством интеграции оздоровительной деятельности в педагогическую;
  • обеспечения интеллектуально-личностного развития детей с помощью интеграции дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей;
  • обеспечения целенаправленной социализации личности ребенка, включающего введение его в мир природных и общечеловеческих связей и отношений, передачи ему лучших норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, воспитания умений подчинения собственных интересов конкретным правилам;
  • изменения пространственно-предметной среды, которая направлена на обеспечение социально-эмоционального развития и саморазвития ребенка;
  • подготовке к дальнейшему обучению в школе;
  • координации усилий ДОУ и семьи по созданию оптимальных условий для развития ребенка.

Для меня интересно то, что в каждом ребенке заложено позитивное ядро, которому современный педагог должен помочь развиться.

Я полагаю, что в воспитании не должны применяться такие методы, как давление, принуждение, манипуляция. Для меня идеалом развития является свободная, творческая и гармонически развитая личность.

Список литературы

  1. Арнаутова С.П. Современная парадигма образовательной системы // Дошкольное образование. - 2013. - № 7. - с. 16-21.
  2. Беликов С.П. Развитие дошкольного образования в России на современном этапе. - М.: изд-во «АРС», 2014.
  3. Нострикова О.П. Дошкольное образование. - М., 2014.