Формирование навыков экспериментальной деятельности по физике в домашних условиях учащихся с ограниченными возможностями здлровья

Разделы: Физика, Инклюзивное образование


Получение качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сопряжено с рядом проблем. Даже здоровому ученику необходимо прикладывать значительные усилия для осмысления пройденного на уроке материала, выполнения домашних заданий, самостоятельного поиска и обработки информации. Для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитель должен объективно, своевременно и качественно контролировать результативность обучения. На основе полученных данных определять и координировать темп их продвижения в программном материале, пошагово отслеживать уровень успешности усвоения учебного материала, вовремя реагировать на возникшие трудности. Основная проблема состоит в том, что здоровые ученики и с ограниченными возможностями здоровья обучаются в одном классе, а учебники и учебные материалы не учитывают индивидуальные возможности и особые потребности учеников с ограниченными возможностями здоровья.

В МОУ СОШ в 7-9-х классах обучаются пятеро учеников с ограниченными возможностями здоровья: двоим рекомендовано обучение по программам ЗПР, трое учеников - инвалиды по основному заболеванию со стороны эндокринной системы. У данных учеников в основном сохранен интеллект и нет явных физических патологий. Однако, они отличаются от остальных в классе инертностью мышления, пониженной работоспособностью, неустойчивостью внимания, импульсивностью и слабостью речевой регуляции, неспособностью длительное время удерживать и концентрировать внимание на том материале, который необходимо качественно усвоить, воспроизвести или систематизировать. Сложна для их восприятия не только физическая теория, но и практика решения задач, ведь для этого необходимы навыки математических вычислений и общая эрудиция.

Актуальность представленного опыта по формированию навыков экспериментальной деятельности по физике в домашних условиях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется необходимостью поиска наиболее эффективного способа осуществления их качественного обучения, использование которого поможет выявить причины неуспеваемости, предупредить снижение интереса к предмету, выбрать для обучения ребенка соответствующий маршрут.

Возникает проблема: можно ли рассматривать домашний эксперимент как один из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья для усвоения программного материала и развития у них творческих способностей?

Проблему можно решить, приобщая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к выполнению самостоятельных практических действий в домашних условиях. Это усилит интерес учеников к познанию и смотивирует на достижение результата, повысит интерес к изучению физики, закложит прочную базу теоретических знаний, усвоенных учениками с ограниченными возможностями здоровья в процессе самостоятельной деятельности.

Особенности организации обучения физике учащихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом адаптации учебного материала

  1. Обучение предмету «Физика» детей с ограниченными возможностями здоровья ведется на основе тех же авторских и примерных программ и тех же УМК, что и в общеобразовательных классах. Содержание предметных областей не изменено.
  2. В требованиях к уровню освоения учебного материала для детей с ограниченными возможностями здоровья учитывается только базовый.
  3. Предусматривается уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем для обзорного или ознакомительного изучения, более упрощенно формулируются планируемые результаты обучения.
  4. Теория изучается без выводов сложных формул. Задачи, требующие применения объемных математических вычислений решаются учащимися с ограниченными возможностями здоровья с помощью учителя.
  5. При проектировании уроков планируется время на рассмотрение вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью. Максимальное использование межпредметных связей с географией, химией, биологией и другими науками позволяет ученикам с ОВЗ лучше осмыслить и более прочно закрепить полученные знания и практические умения.
  6. Критерии оценивания образовательных результатов основаны на уровневом подходе. Оценивание осуществляется регулярно (словесно или в виде отметки). К контрольно-оценочной деятельности приобщаются ученики с ограниченными возможностями здоровья с целью формирования у них навыков самооценки.

Приобщение учеников с ограниченными возможностями здоровья к выполнению домашнего эксперимента по физике. Примеры предлагаемых домашних экспериментов

Для осуществления экспериментальной деятельности учащиеся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья получают инструкцию по выполнению домашнего эксперимента, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм его выполнения. При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы, могут привлекать к помощи родителей, что обеспечивает взаимопонимание и поддержку в семье. Работы, проделанные учеником самостоятельно, позволяют ему повысить самооценку, открыть новые грани, а полученные при этом положительные эмоции, надолго закрепляют в памяти нужную информацию. Все предлагаемые работы связаны с жизнью и дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.

Применение в практике обучения физике домашних экспериментов активно влияет на выработку функциональной грамотности, которая необходима в быту и повышает их интерес к предмету.

Пример 1. Домашний эксперимент «Наблюдение диффузии», 7 класс

Цель работы: пронаблюдать диффузию в жидкости и исследовать ее зависимость от температуры жидкости.

Оборудование: сосуды с одинаковым количеством горячей и холодной воды, кристаллики марганцовки.

Инструкция к выполнению работы.

  1. Налейте из крана в один сосуд некоторое количество горячей воды, в другой - такое же количество холодной воды.
  2. Бросьте в сосуды кристаллики марганцовки.
  3. Понаблюдайте процессы, происходящие в сосудах через 20 с, через 10 мин, через 1 ч, через 2 ч.
  4. Объясните наблюдаемые явления.
  5. Сделайте вывод по результатам эксперимента.
  6. Выполните презентацию (видео), отражающую выполнение эксперимента.

Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Предметные и метапредметные:

  • на базовом уровне сформировано представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ, вследствие движения молекул;
  • развито умение наблюдать и описывать диффузию в жидкостях, определять зависимость скорости диффузии от внешних факторов (температуры);
  • развито умение планировать свою деятельность;
  • развито умение осуществлять по алгоритму и анализировать ход эксперимента, формулировать вывод, представлять осуществление эксперимента в виде презентации (видео).

Личностные результаты: развитие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации по теме; акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы; формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.

Пример 2. Домашний эксперимент «Определение плотности сливочного масла», 7 класс

Цель работы: определить плотность твердого тела правильной формы.

Оборудование: пачка замороженного сливочного масла (рис), линейка.

Инструкция к выполнению работы.

  1. Измерьте а - длину, b - ширину и с - толщину пачки сливочного масла в см.
  2. Рассчитайте объем пачки масла по формуле V = abc
  3. Найдите на пачке масла его массу.
  4. Рассчитайте плотность масла по формуле ρ= m / V в г/см3, перевести значение плотности в кг/м3.
  5. Занесите данные измерений и вычислений в таблицу:

а, см

b, см

с, см

V, см3

m, г

ρ, г/см3

ρ, кг/м3

6. Сделайте вывод по результатам эксперимента.

Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Предметные и метапредметные:

  • овладение знаниями по теме «Плотность» на базовом уровне;
  • сформированы экспериментальные умения и навыки исследовательской деятельности: измерения, представление результатов измерения в виде таблицы, умение формулировать вывод по результатам эксперимента.

Личностные результаты:

  • акцентирование внимания на ключевых элементах изученной темы,
  • формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.

Темы домашнего эксперимента, проводимые в учебном году (7 класс):

  • Измерение размеров малых тел,
  • Измерение собственного давления на поверхность,
  • Изучение действия архимедовой силы на плавающее яйцо,
  • Изготовление весов, динамометра, рычага и др.

Пример 3. Домашний эксперимент «Исследование зависимости интенсивности испарения от рода жидкости, площади ее свободной поверхности и температуры», 8 класс

Цель работы: исследовать зависимость интенсивности испарения от рода жидкости, площади ее свободной поверхности и температуры.

Оборудование: сосуды с одинаковым количеством воды и растительного масла комнатной температуры, термометр, тарелка.

Инструкция к выполнению работы.

  1. Налейте в сосуды одинаковое количество воды и растительного масла, оставьте в помещении. Проследите за оставшимся количеством жидкости в сосудах через 2 дня. Сделайте вывод по результатам эксперимента.
  2. Налейте одинаковое количество воды в стакан и тарелку, оставьте в помещении. Проследите за оставшимся количеством жидкости в стакане и тарелке через 2 дня.
    Сделайте вывод по результатам эксперимента.
  3. Налейте в сосуды одинаковое количество воды, один сосуд оставить в помещении, другой вынести на балкон. Проследите за оставшимся количеством жидкости в сосудах через 2 дня.
    Сделайте вывод по результатам эксперимента.
  4. Выполните презентацию (видео), отражающую выполнение эксперимента.

Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Предметные и метапредметные:

  • овладение знаниями по теме «Испарение» на базовом уровне;
  • акцентирование внимания на зависимости интенсивности испарения от рода жидкости, площади ее свободной поверхности и температуры;
  • сформирование экспериментальных умений и навыков исследовательской деятельности: нахождение простейших закономерностей в протекании явлений, обобщения результатов, умение формулировать выводы по результатам эксперимента, представлять осуществление эксперимента в виде презентации.

Личностные результаты: формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.

Пример 4. Домашний эксперимент «Наблюдение явления дисперсии света», 8 класс

Цель работы: наблюдать разложение пучка белого света в спектр.

Оборудование: сосуд с водой, плоское зеркало, фонарик, лист белой бумаги.

Инструкция к выполнению работы.

  1. Наполните неглубокий сосуд водой, опустите с воду плоское зеркало, прижмите сосудом лист белой бумаги к стене.
  2. Направьте на зеркало свет фонарика, чтобы отраженные лучи падали на лист бумаги.
  3. Нарисуйте в тетради то, что появиться на бумаге.
  4. Сделайте вывод по результатам эксперимента.
  5. Выполните презентацию (видео), отражающую выполнение эксперимента.

Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Предметные и метапредметные:

  • овладение знаниями по теме «Световые явления. Дисперсия света» на базовом уровне;
  • акцентирование внимания на условии получения радуги в домашних условиях;
  • сформирование экспериментальных умений и навыков исследовательской деятельности: наблюдения дисперсии, выявления причинно-следственных связей между научными фактами, проверка их достоверности, обобщения результатов, умение формулировать выводы по результатам эксперимента, представлять осуществление эксперимента в виде презентации.

Личностные результаты: формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.

Темы домашнего эксперимента, проводимые в учебном году (8 класс):

  • Исследование ледяных узоров на стеклах,
  • Наблюдение статического электричества,
  • Исследование явления преломления света на границе воздух-вода и др.

Пример 5. Домашний эксперимент «Изучение прямолинейного равномерного движения», 9 класс

Цель работы: изучить равномерное прямолинейное движение заводной игрушки, определить скорость равномерного прямолинейного движения.

Оборудование: заводная игрушка, линейка, секундомер.

Инструкция к выполнению работы.

Поставьте заводную игрушку на край стола, измерьте длину стола - пройденный путь.

  1. Заведите игрушку. Пронаблюдайте за ее прямолинейным равномерным движением вдоль стола, измерьте время движения.
  2. Повторите опыт еще два раза для разных путей s .
  3. Рассчитайте скорость движения по формуле υ= s / tи среднее значение скорости по формуле υср=(υ1+υ2+υ3)/3.
  4. Занесите данные измерений и вычислений в таблицу:

№ оп

s, м

t, с

v м/с

vср, м/с

1

2

3

6. Сделайте вывод по результатам эксперимента.

Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Предметные и метапредметные:

  • овладение знаниями по теме «Скорость равномерного прямолинейного движения» на базовом уровне;
  • акцентирование внимания на изучение равномерного прямолинейного движения в домашних условиях;
  • сформирование экспериментальных умений и навыков исследовательской деятельности: выявления причинно-следственных связей, обобщения результатов, умение формулировать выводы по результатам эксперимента, представлять осуществление эксперимента в виде таблицы.

Личностные результаты: формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.

Пример 6. Домашний эксперимент № 2 «Измерение мощности человека», 9 класс

Цель работы: научиться измерять собственную мощность при подъеме по лестнице здания.

Оборудование: весы, секундомер.

Инструкция к выполнению работы.

  1. Определите свою массу взвешиванием.
  2. Определите время подьема на 3-5 этаж.
  3. Рассчитайте высоту подъема по формуле h = h1 ∙ n, где n-количество этажей, h1=3 м - средняя высота каждого этажа.
  4. Рассчитайте мощность, развиваемую вами при подъеме по формуле N = mgh / t.
  5. Занесите данные измерений и вычислений в таблицу:

m, кг

n

h, м

N, Вт

6. Сделайте вывод по результатам эксперимента.

Образовательные результаты учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Предметные и метапредметные:

  • овладение знаниями по теме «Мощность» на базовом уровне;
  • акцентирование внимания на его изучении в домашних условиях;
  • сформирование экспериментальных умений: измерения, представления результатов измерения в виде таблицы, умение формулировать вывод по результатам эксперимента.

Личностные результаты: формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки и интереса к знаниям по физике.

Темы домашнего эксперимента, проводимые в учебном году (9 класс):

  • Проверка закона инерции,
  • Исследование взаимодействия магнитов,
  • Исследование звука и др.

Домашний эксперимент является важной частью любого урока физики и имеет огромный образовательный и развивающий потенциал. Приобщение учеников с ограниченными возможностями здоровья к экспериментальной деятельности в домашних условиях позволяет учителю в наглядной и доступной форме представить изучаемый материал. Это один из самых эффективных способов достижения положительных образовательных результатов. Активные формы обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья , к которым относится домашняя экспериментальная деятельность, способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, появляется возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность. Учебный успех усиливает мотивацию учеников с ограниченными возможностями здоровья, у них формируется познавательная самостоятельность, ответственность, воспитывается трудолюбие.

Экспериментальная деятельность позволяет формировать и развивать систему универсальных учебных действий: проведение простейших наблюдений, измерений, опытов, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, оценивание, умозаключение, высказывание собственного мнения и его обоснование, представление результатов работы в различных формах.

Таким образом, приобщение учеников с ограниченными возможностями здоровья к домашней экспериментальной деятельности позволяет осуществить переход от «живого» созерцания к научному познанию и направлено на стимулирование их деятельности, на облегчение усвоения изучаемого материала с эффектом значительного повышения их работоспособности и психологической активности.

Список литературы

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
  4. Физика. 7 класс: учебник / И.М.Перышкин, Е.М.Гутник. - М.: Просвещение, 2019.
  5. Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов. - М.: Мнемозина, 2018.
  6. Физика. 9 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов. - М.: Мнемозина, 2018.
  7. Домашние эксперименты по физике для 7-9 классов. Методические указания / Сорока Д.С., Шевчук Е.П. - Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ им. С.Аманжолова, 2017.
  8. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001.