Сжатое изложение как средство формирования универсальных учебных действий (из опыта использования разных техник написания изложения)

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


В работе рассмотрены варианты подготовки к написанию сжатого изложения как формы основного государственного экзамена. Система работы по подготовке к написанию изложения построена с учётом выявленных проблем, необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий, приёмов работы с текстом. Выбор «техники» написания черновика изложения очень важен для достижения результативности, так как в процессе отработки ликвидируются пробелы в знаниях о структуре текста, совершенствуются языковые приёмы, развиваются коммуникативно-речевые умения учащихся.

Оптимизация процесса проведения государственной итоговой аттестации предполагает постоянную корректировку структуры и содержания контрольно-измерительных материалов. В 2022 году экзаменационная работа по русскому языку в 9-м классе (ОГЭ) осталась без изменений, так как разработка последней версии экзамена (с учётом стратегических направлений) уже ориентирована на оценку предметных и метапредметных компетенций учащихся.

Экзаменационная работа в 9-м классе состоит из трёх частей:

  • часть 1 - написание сжатого изложения;
  • часть 2 - выполнение тестовых заданий на основе печатного текста;
  • часть 3 - написание небольшого по объёму сочинения-рассуждения на альтернативную тему.

Написание сжатого изложения (часть 1) проверяет уровень сформированности коммуникативных компетенций у выпускников основной общеобразовательной школы.

Именно сжатое изложение показывает умение быстро ориентироваться, выбирать главное, основное в воспринимаемом материале, выполнять информационную обработку текста, что очень важно в современных условиях в связи с увеличивающимся потоком информации.

Опыт показывает, что значительной проблемой при написании изложения является неспособность экзаменуемого правильно определять тему и идею (основную мысль текста), вычленять микротемы, передавать информацию кратко и обобщённо. Сжатое изложение - это не простой пересказ, а новый текст, созданный на основе звучащего. Именно поэтому подготовка к написанию изложения должна носить систематический характер, вестись целенаправленно и продуманно.

При подготовке к написанию изложения я обязательно использую такую последовательность.

1. Теоретический курс с целью систематизации знаний по тексту, который включает вопросы правил построения текста, типологические особенности текстов, способы выражения авторской позиции, основные приёмы компрессии текста.

Обязательна проработка следующих моментов. Как строится абзац? Что такое микротема? Что такое ключевое слово? Содержательные и языковые приёмы сжатия текста. Принципы сжатия текста. Как составлять план? Основные средства связи между предложениями в тексте.

Например, очень важна информация о строении абзаца текста. Абзац (микротекст) имеет определённую структуру: предложения, входящие в него, неодинаковые по своей роли. Внутри абзаца, как и в тексте, есть зачин, содержащий посыл, начало мысли, основная часть - развитие мысли, темы и концовка, своеобразная логическая точка, которая подводит итог микротемы. Ключом к пониманию текста, к определению основной мысли часто бывают первые предложения. Это могут быть утверждения или вопросы. Определить микротемы помогают первые фразы каждого абзаца, именно они чаще всего выражают обобщающие суждения автора

Наиболее тщательной отработки требуют приёмы компрессии, которые делятся на содержательные и языковые. Умение пользоваться этими приёмами помогает структурировать текст. Основные формы компрессии содержания - это

  • разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Главная информация - информация, без которой не понятен авторский замысел, эта информация содержится в ключевых словах. Второстепенная информация - та информация, которую можно сокращать, т.е. повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста;
  • свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Языковые способы свёртывания информации связаны с содержательными и показывают умение пользоваться средствами языка, но при систематической подготовке это не вызывает трудностей. Приёмы обобщения - это и есть свёртывание информации. Приёмы упрощения требуют большей тренировки.

Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, лексико-грамматических особенностей текста и подготовленности учащихся. В сжатом изложении нужно применить несколько способов сжатия.

2. Первый этап обучения сжатому изложению - работа с текстом, который можно увидеть, прочитать. Визуально воспринимаемый текст удобен для отработки приёмам компрессии. Для работы с текстом используется памятка «Последовательность работы при визуальном восприятии текста» На данном этапе учащиеся «выбирают» свой путь написания изложения, что очень важно для получения результата в дальнейшем. Именно при визуальном восприятии уже нарабатываются техники написания.

Первый путь:

  • написание подробного изложения;
  • компрессия подробного изложения до требуемого объёма. Второй путь:
  • краткая запись микротем изложения;
  • «наращивание» внутри каждой микротемы до требуемого объёма

3. Изложение по тексту, воспринимаемому на слух.

По мнению учёных, слышать (воспринимая, понимать) речь собеседника могут далеко не все. Между тем умение слушать - показатель речевой культуры человека, проявление способности адекватно понимать и верно оценивать звучащую речь. Это умение является важнейшим условием для успешного овладения основами наук по разным школьным предметам.

Важно научить на данном этапе использовать визуальные средства: план, ключевые слова, которые делают процесс прослушивания целенаправленным, осмысленным. Можно использовать предварительные записи, и на их основе составлять подробный план, формулируя микротемы каждой части текста. Составление плана - чрезвычайно важный приём подготовки к изложению, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Для работы с текстом используется памятка «Последовательность работы при восприятии текста на слух». Записи желательно делать между прослушиваниями и при втором прослушивании. Хотя при написании изложения нет требования обязательного сохранения стилевых особенностей авторского текста, ключевые авторские определения каких-либо фактов должны быть сохранены: иногда их перефразирование может привести и к искажению смысла высказывания. Можно делать записи с пробелами между строк, чтобы было место для дополнения информации.

4. Отработка техник написания изложения

Техника написания - это организация «рабочего поля», чтобы зафиксированное можно было расшифровать. Можно разработать свою систему сокращений, например, обозначать одной буквой слово, которое является темой текста (как в словарях), пользоваться специальными знаками, сокращать части сложных слов и т.д. Хочу заметить, что черновики учащихся обязательно нужно проверять, это поможет выявить пробелы в построении текста, использовании приёмов компрессии, выявлении авторской позиции и т.д.

В ходе подготовки к итоговой аттестации было разработано несколько таких техник, которые использовали обучающиеся при написании изложения.

Первый образец техники используется в том случае, если при первом чтении определена вся структура текста, определены абзацы, может быть составлен чёткий план с учётом типа речи, на основании этого плана (после второго чтения) сформулированы микротемы. При записи лист делится пополам вертикальной чертой, части изложения - горизонтальной.

В левый столбик записываются по абзацам ключевые слова, предложения или составляется план. Записи можно делать с пробелами. Во время второго прослушивания делаются уточнения, дополнения, фиксируются яркие авторские слова и выражения.

В правом столбике записываются микротемы или запись всего текста по абзацам. По микротемам восстанавливается подробный или сразу сжатый вариант изложения.

Образец № 1

Ключевые слова, предложения, план
(записываются с пробелами)

Микротемы

Следующую технику можно назвать «Записи с пробелами» Записи желательно делать между прослушиваниями и при втором прослушивании.

Образец № 2

Тема: Собака

Идея: Собака может воспитать человека.

Z В жизни должна быть одна собака.
Спасла скрасила один-во. Пробудила силы любви
Может быть собака побитая.
Z В моей жизни собака горизонт, струна, краска.
страдания и радости.
Собака должна пробудить в реб. добр, чувство. Не моё открытие, а народа

Каждому предложению надо отвести целую строчку, чтобы было пространство для восстановления текста. Для обозначения абзаца используется знак Z (абзацы можно установить по интонации).

Вверху для удобства работы лучше оставить две строчки: на первой будет записана тема, на второй - идея. Здесь видно, как работают ключевые слова, элементы компрессии, видны смысловые ошибки.

Как показала практика, наиболее употребителен тот вариант техники написания изложения, который был выбран при визуальном восприятии текста: подробное с последующим сокращением или сжатое с последующим наращиванием объёма. См.:

1. Чтобы оценить доброту, надо самому испытать ее. Доброта приходит как дар.

2. Чужая доброта - это большая теплота, от которой сердце согревается. Человек, хоть раз испытавший доброту, не может не ответить взаимностью.

3. Это великое счастье - почувствовать в своем сердце огонь. В этот миг человек слышит пение своего сердца.

Чтобы оценить доброту, надо самому испытать ее. Доброта приходит как дар.

Чужая доброта - это большая теплота, от которой сердце согревается. Человек, хоть раз испытавший доброту, не может не ответить взаимностью.

Это великое счастье - почувствовать в своем сердце огонь. В этот миг человек слышит пение своего сердца. И для вражды и ненависти не остается места в душе.

Таким образом, 1-я часть экзамена (сжатое изложение) проверяет следующие коммуникативно-речевые умения выпускника:

  • умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно и логично излагать свои мысли;
  • умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Сформированность данных умений демонстрирует не только репродуктивные, но и продуктивные навыки учащихся.

Такая форма экзамена, как сжатое изложение, требует не просто мобилизации памяти школьника и внимания к нормам правописания, но и прежде всего умения выполнять информационную обработку текста, демонстрируя УУД смыслового чтения. Владение продуктивными навыками обработки информации - условие успешного обучения по разным школьным предметам.

Список литературы

  1. Пономарёва Н.В., Золотарёва И.И. Результаты государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена по русскому языку в Иркутской области в 2022 г. Методические рекомендации. - Иркутск: ГАУДПО ИРО, 2022. - 57 с.
  2. Сенина Н.А., Кобякова Г.Н., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2017: учебно-методическое пособие / под ред. Сениной Н.А. - Ростов-на-Дону: «Легион», 2016. - 512 с.