Методическая разработка недели русского языка в школе

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Роль внеклассной работы по русскому языку огромна:

  • углубляет и расширяет знания, полученные на уроке - по всем разделам языка,
  • способствует развитию речи учащихся благодаря своей коммуникативной направленности,
  • формирует положительную мотивацию изучения русского языка,
  • расширяет лингвистический кругозор, раскрывая богатство русского языка, развивает языковое чутье,
  • обогащает запас знаний учеников о нормах русского языка,
  • развивает логическое мышление,
  • повышает уровень грамотности, так как формирует орфографическую и пунктуационную зоркость,
  • прививает навыки самостоятельной работы,
  • пробуждает творческую активность.

Методика проведения недели:

  • создать оргкомитет,
  • написать объявление о неделе,
  • составить и вывесить программу,
  • проводить занятия до уроков, на переменах, после уроков,
  • ежедневно сообщать информацию об итогах,
  • в субботу, на закрытии недели подвести общие итоги, наградить победителей, организовать чаепитие или концерт,
  • на переменах вывешивать ребусы, загадки и ящик для ответов,
  • оформление школы, класса.

Можно использовать:

  • конкурс на создание стенгазет,
  • конкурс на лучшую тетрадь в классе/школе,
  • конкурс на самого грамотного (диктант),
  • выставка книг о русском языке,
  • альбом иллюстраций к художественным произведениям, выявление лучшей работы,
  • проведение викторин.
  • у каждого дня недели свои тематика и название.

Предлагаем провести следующую неделю русского языка

«Неделя юных языковедов»

Объявление о неделе русского языка

Есть праздник слов, когда они, лучась, исторгнут семицветное свеченье. Их достигают люди в светлый час! Огромный смысл их - высшее значенье. Приглашаем всех принять активное участие в конкурсах, играх и познавательных мероприятиях, посвященных неделе русского языка, которая состоится с… по… Ждем вас, юные языковеды!

План

Понедельник. «Кто говорит, тот сеет, кто слушает - собирает»

1. Создание устного журнала (выступлений в классе) или стенгазет на тему: «Язык мой - друг мой» с распределением по классам:

  • «Жемчужины русского языка» - посвящено пословицам, поговоркам и загадкам о русском языке (начальная школа),
  • «Великое русское слово» - приводятся высказывания писателей и поэтов о русском языке (5 кл.),
  • «Слово на карте» - о происхождении географических названий (6кл.),
  • «Приключения слов» - посвящено словам, изменившим свое значение («знакомые незнакомцы») (7 кл.),
  • «Почему мы так говорим» - об этимологии слов и выражений (8кл.),
  • «А знаете ли вы» - об интересных фактах языка (9кл.),
  • «Известные языковеды» (10-11 кл)

2. На переменах в коридоре вывешены слова, в которых нужно правильно расставить ударение. Ответы собираются в специальном ящике.

Орфоэпическая минутка.

На следующий день рекомендуем разместить эти же слова с верным ударением. И обязательно написать фамилии тех учеников, кто справился с заданием без ошибок.

  • баловать
  • бармен
  • водопровод,
  • договор
  • жалюзи
  • завидно
  • каталог
  • квартал
  • красивее
  • ломота
  • банты

Ответы

  • щавЕль
  • мАркетинг
  • мастерскИ
  • новорождЁнный
  • обеспЕчение
  • облегчИть
  • откУпорить
  • алфавИт,
  • апострОф,
  • свёкла
  • фОрзац

3. С понедельника и до пятницы по школе в коридорах разместить различные словарные слова для запоминания. Для начальной школы и для среднего/старшего звена слова должны быть разные. В пятницу в определенное время написать словарный диктант среди желающих, выявить победителей.

Слова для начальной школы:

аккуратный, апельсин, библиотека, винегрет, город, деревня, животное, здравствуйте, интересный, кроссовки, лестница, матч, неделя, отдых, понедельник, ромашка, спасибо, трамвай, учитель, фамилия, чёрный, яблоко.

Слова для 5-11 классов:

Конфета, хоккей, фиолетовый, природа, троллейбус, гирлянда, фантазия, Россия, идеальный, офицер, оригинальный, землетрясение, юный, фонтан, гардероб, священный, миллион, сдать, посетить, беречь, шоколад, медленный, винегрет, профессия, спортсмен, килограмм, жюри, пожалуйста.

4. Всю неделю проводится конкурс на лучшую тетрадь.

Вторник. «Белоснежная гора от лунного света еще белее становится, разумный человек от хороших слов еще умнее делается».

1. Конкурс поэтов / конкурс на лучшее стихотворение.

На следующий день не забудьте указать на стенде фамилии победителей.

1) Необходимо вставить пропущенные слова в стихотворения, не нарушив рифмы, свои ответы опустить в специальный ящик.

Жил на свете … слон,
Сочинял … он.
Книжки … писал,
И друзьям их ...
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не ...
Вот картина, вот…,
Вот ромашка, вот …,
Вот и пушка, вот и …,
Вот вам пышка, а вот …,
Вот сосед, а вот .
Чтобы нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.

Первоначальный вариант:

Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),
Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).
Чтобы нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.

2. Сочинить по предложенным рифмам небольшое стихотворение

А)

____________лета
____________глаза
____________где-то
____________слеза

Б)

_________________год
_________________хлопушки
_________________хоровод
_________________игрушки

В)

________________морозной
________________звёздный
________________волков
________________снегов

Г)

_____________________гуляет
_____________________мороз
_____________________рассыпает
_____________________берёз

Среда. Подготовить ознакомительный плакат или беседу в каждом классе на тему «Правильно ли мы говорим».

На переменах в коридоре - шарады с ящиком для ответов, В конце дня обязательно фамилии отличившихся учеников разместить на стенде.

Шарада - языковая игра, в которой загаданное слово делится на части, причем каждая из них - самостоятельное слово, которое нужно отгадать по указанному значению

1)

Первый слог - нота,
Второй - тоже,
А целое на боб похоже
(фасоль)

2)

Две ноты, союз - всё вместе - игра,
В которую любит играть детвора.
(домино)

3)

Две ноты и предлог,
Соединясь, дадут гудок.
(сирена)

4)

К предлогу две ноты прибавьте,
Согласную букву приставьте,
А целое, скажем мы точно,
И мягко, и красно, и сочно.
(помидор)

5)

Три простеньких слова;
Нота, круг, союз -
Дают нам вместе овощ,
Приятный всем на вкус (редиска)

6)

Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом - мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную
(столяр)

7)

Начало - буква в слове «плот»,
Конец - местоимение,
А середина - пара нот,
Всё вместе - поощрение
(премия)

8)

Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта,
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета
(яблоко)

9)

Первое - наречие,
Второй предлог,
В целом нежный
Душистый цветок
(мимоза)

10)

Три буквы - термин при игре,
Другие три - победный крик,
А в целом встретишь на дворе,
Услышав вдруг собачий рык
(конура)

11)

Мой первый слог найдешь в капели,
Второй же звали губы, рот.
Вы целое, конечно, ели:
Меня дает вам огород.
(капуста)

12)

Мой первый слог - местоимение,
Второй же времяисчисление,
Я третий слог из азбуки несу,
А целое находится в лесу
(ягода)

13)

Мой первый слог - в оркестре. Боевой!
С ним борются и побеждают.
Часть света - назовешь второй,
А целым школу называют.
(гимназия)

14)

Начало - голос птицы,
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(картина)

15)

Начало слова - лес,
Конец - стихотворение,
А целое растет, хотя и не растение.
(борода)

Четверг. На переменах в коридоре - метаграммы с ящиком для ответов.

В конце дня обязательно фамилии отличившихся учеников разместить на стенде.

Метаграмма - языковая игра, по условиям которой из загаданного слова при замене буквы или звука получается новое слово.

1)

С буквой «Т» его все знают:
Он с собой весну несет.
С буквой «Ш» всегда играют,
Коль в строю народ идет.
(март-марш)

2)

Ты меня, наверно, знаешь:
Я в сказке Пушкина герой,
Но если «л» на «Н» сменяешь -
Сибирской стану я рекой.
(Елисей-Енисей)

3)

Если мне на место «А»
Мягкий знак дадите,
Сорную траву тогда
В птицу превратите
(лебеда - лебедь)

4)

Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною,
Но замените мягкий знак
На букву «А» - и я завою.
(сирень-сирена)

5)

Я символ власти, нужный королю.
Но если «Н» на «В» сменить -
Я травку на лугу щиплю.
И можете меня доить.
(корона - корова)

6)

Металл я ценный - это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
(золото-болото)

7)

Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но н на б смени скорей -
И обитатель я морей.
(кран-краб)

8)

С буквой щ на самом деле
Я на службе у Емели.
М поставь на это место -
Без меня не будет теста.
(щука-мука)

9)

С буквой «Б» я хвойный лес,
С «В» в чужой карман залез.
(бор-вор)

10)

Я животное с рогами,
Но смените а на у,
И увидите вы сами,
Как я превращусь в пургу.
(баран-буран)

Пятница. Словарный диктант.

Викторина «Час веселого языкознания» между двумя командами, в каждой из которых есть представители с 5 по 11 класс.

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К.Паустовский)

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. В процессе сегодняшней игры, я думаю, мы в этом не раз убедимся.

Цель нашей игры - повторить и обобщить знания по русскому языку.

Ход игры

Загадочные круги: Составить слова из предложенных букв. Двигаться можно в любом направлении, не переставляя буквы. Время - 1 минута. Сколько угаданных слов, столько начисляется баллов.

Лексический конкурс. Каждой команде нужно указать лексическое значение предложенных слов. За каждое слово - 1 балл.

1) Авторалли, мумия, сенсация

2) Мулине, регби, видеоклип

Авторалли - спортивное соревнование (гл.образом междунар.) на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)

Мумия (от араб. мум - воск) - труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием; (пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.

Мулине (франц.) - цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.

Регби (от назв. англ. города Регби) - спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке ("поле") соперника за лицевой линией или забить в ворота.

Видеоклип (от англ. - обрезка, стрижка) - короткий рекламный или музыкальный фильм, преимущественно для показа по телевидению.

Сенсация (лат. - чувство) - сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.

Побудь Шерлоком Холмсом

У меня есть друзья. Отгадайте по их фамилиям, кто они по профессии.За каждое угаданное слово - 2 балла.

  • Старужлин - журналист
  • Тирахтерко - архитектор
  • Стибукин - букинист
  • Алербина - балерина
  • Кохуджин - художник
  • Рератевин - ветеринар
  • Посажкин - сапожник
  • Цепрадов - продавец
  • Терапальпедов - преподаватель
  • Ромхетабкин - бортмеханик

Конкурс знатоков мудрых мыслей

За 3 минуты подобрать устойчивые выражения (фразеологизмы) о словах:

1 - хлеб (хлеб всему голова; не хлебом единым жив человек; встречать хлебом, солью; хлебом его не корми; сидеть на хлебе и воде; хлеб да каша - пище наша; будет хлеб - будут песни.)

2 - каша (с ним каши не сваришь; кашу маслом не испортишь; хороша кашка - да мала чашка; во рту у него каша; заварить кашу; мало каши ел…)
За каждое выражение -1 балл.

Викторина. Блиц-опрос

За каждый правильный ответ - 1 балл. При неправильном ответе вопрос переходит к следующей команде.

  1. Какие местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)
  2. Название какого города состоит из одного мужского и ста женских имен? (Сева-сто-Поль)
  3. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь)
  4. Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими? (имя)
  5. В каком глаголе «нет» звучит 100 раз? (сто-нет)
  6. В какой пословице насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)
  7. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (в феврале)
  8. Когда он нужен - его выбрасывают, а когда не нужен - поднимают (якорь)
  9. На первом стоит часовой. Второе в лесу зеленеет. На целое, только стемнеет, ты ляжешь - и кончен твой день трудовой. (Пост-ель).
  10. Первая - нота, второе - тоже, а целое - на горох похоже. (Фа-соль).
  11. Первый слог - китайский напиток, второй - название буквы, а целое - птица. (Чай-ка)
  12. Мой первый слог - на дереве, второй мой слог - союз, а в целом я - материя и на костюм гожусь. (Сук-но).
  13. Из писка птиц мой первый слог возьмите, второй - с бараньей головы. Откройте печь и там найдите то, что не раз едали вы. (Пи-рог).
  14. Лежу я на земле,
    Прибита я к железу,
    Но буквы переставь во мне -
    В кастрюлю я полезу. (шпала - лапша)
  15. Географию со мной
    Изучают в школе дети.
    Дай порядок букв иной -
    И найдешь меня в буфете (атлас - салат)
  16. Не раз в оркестре я звучала…
    Мой голос струнный так певуч!
    Но «ф» мою поставь сначала -
    И я во тьму направлю луч (арфа-фара)

Конкурс «Самый грамотный»

Капитаны команд выполняют индивидуальные задания - исправляют ошибки.

  • Здраствуй Леша! пишит тибе твой друк . У миня щас каникулы и я отдыхаю на море. Сдесь очень красива. Люблю купаца и загорать. Дасвиданье.
  • Привет олег! как у тебя дила? Я жыву харашо. Люблю играть в кампъютер гулять с сабакой. Олег приежай ко мне в гости а я тебя буду ждать.
  • Подведение итогов.

Суббота. Подведение итогов.

(Лучшие в словарном диктанте, в орфоэпической разминке, в разгадывании шарад и метаграмм, в конкурсе на лучшую тетрадь). Награждение победителей. Вывешены лучшие результаты на всеобщее обозрение.

Список использованной литературы

  1. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М., 2003.
  2. Орг А.О. Неделя русского языка. - «Русская словесность». 2001. №1
  3. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. М., 2004.
  4. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. М. 2000.