«Чтение – вот лучшее учение»

Разделы: Литература, Начальная школа


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) - один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта, основоположника современного литературного языка.

Восхищает, какой огромный вклад внес А.С.Пушкин в русскую и мировую литературу за свою короткую жизнь, увековечив своё имя и прославив Россию.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа

Вспоминаются слова из стихотворения Пушкина, написанного незадолго до его трагической гибели.

Известны также слова Пушкина из его письма к младшему брату, Льву Сергеевичу Пушкину (1805-1852 гг.): «Чтение - вот лучшее учение». Подкрепленная авторитетом великого русского поэта эта фраза стала своего рода постулатом, принимаемым безапелляционно и широко распространенной. Сложно и мне не согласиться с данной фразой.

А правильно ли мы понимаем смысл, вкладываемый писателями в свои произведения?

Показательна в этом смысле история, произошедшая с известной современной писательницей Дарьей Донцовой. Будучи дочкой писателя, она с детства была знакома со многими известными людьми. Однажды в школе им задали написать сочинение на тему: «О чем думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть «Белеет парус одинокий»». Не долго думая находчивая девочка отправилась на соседнюю дачу, где жил Катаев и попросила его о помощи. Тому идея показалась забавной и он сам написал сочинение за Донцову. В итоге девочка получила тройку с пометкой на полях: «Неверно. Катаев хотел сказать другое». Самого писателя это только позабавило.

А имеет ли вообще значение тот смысл, который автор вкладывает в своё произведение?

Ведь каждый читатель понимает смысл произведения (письма) по своему, пропуская текст через себя и осмысливая его в соответствии со многими характерными чертами именно своей личности. Также не маловажное значение оказывает среда обитания адресата, т.е. сложившиеся стереотипы общества в данный момент времени. Более того этот смысл может меняться в рамках одной личности с годами, что ж уже говорить про века. Бывает такое, что сам автор произведения (текста) понимает написанное им только постфактум. Черновики, например, Льва Николаевича Толстого покажут Вам, как в написанном тексте изменялось буквально каждое слово. Будучи в Государственном мемориальном и природном заповеднике «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна», основанной в XVII веке и принадлежащей роду Карцевых, затем Волконский и Толстых, где были написаны такие произведения как «Война и мир» и «Анна Каренина», я видела черновики произведений собственными глазами.

Возвращаясь к известной, ставшей крылатой, фразе А.С.Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», по моему мнению, она вырвана из общего контекста и не несла в тот момент основной смысловой нагрузки, которой её в последующем «наградили» потомки. Письмо было частично опубликовано в 1855 году, полностью - в 1858 году. В оригинале: «…Тебе скажут: учись, служба не пропадёт. А я тебе говорю: служи - учение не пропадёт… Чтение - вот лучшее учение - знаю, что теперь не то у тебя на уме, но всё к лучшему». Следует учесть, что на тот момент Александру Сергеевичу было 23 года, а его брату Льву Сергеевичу - 17 лет.

В письме А.С.Пушкина чувствуется беспокойство за судьбу младшего брата, желание, чтобы он нашел себя в жизни, сделал карьеру. А карьера во времена Пушкина была неразрывно связана с военной службой. Все предки Пушкина по мужской линии в своё время находились на военной службе. Известен прадед Пушкина, Абрам Петрович Ганнибал - русский военный инженер, генерал-аншеф, любимый арап Петра Великого. Прабабушка Пушкина по линии отца, Евдокия Ивановна, была дочерью любимого денщика Петра I, будущего генерал-кригс-комиссара и адмирала, первого кавалера ордена Андрея Первозванного, графа Ивана Михайловича Головина.

В начале письма А.С.Пушкин пишет брату: «…мне без тебя скучно - что ты делаешь? в службе ли ты? пора ей богу пора. Ты меня в пример не бери - если упустишь время, после будешь тужить - в русской службе должно непременно быть в 26 лет полковником, если хочешь быть чем-нибудь, когда-нибудь...».

Таким образом, главным посылом письма А.С.Пушкина к брату, на мой взгляд, является то, чтоб он сделал военную карьеру. А учиться никогда не поздно. Учиться можно и нужно постоянно, читая соответствующую литературу, самостоятельно повышая свой уровень образования. Более того, чтение интеллектуально и эмоционально развивает человека, способствует его нравственному воспитанию.

Во времена Пушкина, книга была основным и уникальным источником знаний. В настоящее время, с развитием сети Интернет доступ каждого человека к знаниям цивилизации практически безграничен. При этом встаёт другой вопрос: «Что читать?». Но это уже совсем другая история.

В заключение хотелось бы отметить, что главное, с моей точки зрения, чему учит чтение - это мыслить, в этом и заключается развитие человека как культурно-языковой личности. Поэтому, не смотря на то, о чем думал А.С.Пушкин, когда писал письмо к брату, я, в общем, согласна с фразой и мнением ученых-филологов XXI века В.Г.Костомаровым и Н.Д.Бурвиковой, что «Чтение - вот лучшее учение».