Дидактический материал для изучения романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Разделы: Литература

Ключевые слова: Л.Н.Толстой, Л.Н.Толстой «Война и мир»


Каждый раз, когда беру новые классы, задумываюсь, как привлечь внимание учащихся к чтению программных произведений? Как сделать так, чтобы ребята читали с интересом? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. Задача учителя - вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании вышеуказанных умений мне помогают карточки, которые я даю для домашнего чтения, чтобы оно превратилось в поисковую осмысленную работу.

1 том. Карточка №1

  • Почему роман начинается с описания вечера в салоне А.П.Шерер? Гл.1-6, ч.1)

1 том. Карточка 2

  • Какова причина приема гостей в доме Ростовых?

Том 1. Карточка 3

  • Каков характер отношений гостей в доме Ростовых?

Том 1. Карточка 4

  • Как велась подготовка русских войск к смотру в Браунау?

Том 1. Карточка 4.

  • Как во время смотра русских войск раскрывается отношение М.Кутузова к офицерам и солдатам?

Том 1. Карточка 5

  • Какова сюжетная роль Николая Ростова?

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

  • Особенности художественной манеры Л.Н.Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

  • Что могло вызвать возглас Л.Н.Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

  • Какие свойства натуры Наташи восхищают автора?

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 1. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 2. Переправа польских улан через Неман

  • Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 3. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 4. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 5. В Петербургских салонах

  • Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 6. Богучаровский бунт (ч.2, гл.9,11,14)

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 7. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

4 том. Карточка 1. Тема народной войны в романе

  • Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны? Какое значение имеет образ Тихона Щербатого? (ч.3, гл.5,6)

4 том. Карточка 2. Гибель Пети Ростова (ч.3, гл.11).

  • Какие слова в тексте помогают особенно зримо представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети Ростова?

4 том. Карточка 3. Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова. (ч.4, гл.11)

  • В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 года и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

4 том. Карточка 4. Встреча Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Хч. 4, гл. 15-20).

  • Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.

Эпилог. Карточка 1. Историко-философские итоги. (ч.1, гл.1)

  • К каким выводам приходит автор?

Эпилог. Карточка 2. (ч.1, гл.11,14).

  • Каковы подлинные интересы Пьера?

Эпилог. Карточка 3. Николенька Болконский. (ч.1, гл.12,14)

  • Что лежит в основе отношения Николеньки к Пьеру и Николаю Ростову? Как он воспринимает разговор взрослых людей?

Эпилог. Карточка 4. Сон Николеньки Болконского. (ч.1, гл.16)

  • Почему события личной жизни героев завершаются этой сценой?