Методические рекомендации к урокам по творчеству А.Платонова в 11-м классе. Тема: "Пророчество А.П.Платонова в повести «Котлован». Урок по повести А.П.Платонова «Котлован»"

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: А.П.Платонов


Класс: 11.

Тема: "Пророчество А.П.Платонова в повести «Котлован». Урок по повести А.П.Платонова «Котлован»"

Техническое обеспечение: мультимедиапроектор.

Цель:

  • познакомить с биографией писателя и его творчеством;
  • проанализировать повесть А.П.Платонова «Котлован».

Задачи:

  • Показать актуальность и вневременную ценность произведения А.П.Платонова.
  • Развивать устную речь; формировать умение делать выводы из прочитанного; попытаться понять сложность обстановки 30-х годов в повести; сопоставить повесть А.Платонова с романом Е.Замятина «Мы»;
  • Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

Оборудование: тексты повести; презентация.

Ход урока

Где же теперь будет коммунизм,
если его нет в детском чувстве?..
А.Платонов «Котлован»

Слайды 1-3. Слово о писателе (выступление ученика с сообщением о биографии А.П.Платонова и его творческом пути).

Слайды 4-5. Создание, публикация повести.

Слайды 6-15. Викторина на знание текста повести «Котлован».

  1. Кому из героев повести принадлежат слова: «Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка»; «Без думы люди действуют бессмысленно»? (Вощев)
  2. Как называется колхоз, упоминаемый в повести? (Генеральная линия)
  3. Единственная радость в жизни Чиклина, доставшаяся ему ещё в «прошлом времени»? (Почти нечаянный поцелуй, которым одарила его на лестнице дочь хозяина кафельного завода)
  4. Узнать героя по портрету: «Жирный калека без ног - одной не было совсем, а вместо другой находилась деревянная приставка». Он без зубов, с громадным лицом и тучным остатком туловища. (Жачев)
  5. Для строительства чего копают люди котлован в повести Платонова? Что там хотят построить? (Общепролетарский дом)
  6. Кого из героев Платонова уволили со службы «вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда»? (Вощева)
  7. Кто из героев отказался от матери из-за её «буржуазного происхождения»? (Настя)
  8. Кому из героев принадлежат слова: «И правильно: в районе мне и не поверят, чтоб был один убиец, а двое - это уж вполне кулацкий класс и организация!» (Активист)
  9. Кто из персонажей «Котлована» производит раскулачивание? (Медведь)
  10. Что припасли впрок жители деревни, в каком количестве? (100 гробов)

Слайд 16. Композиция повести.

«В день 30-летия личной жизни Вощёву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда…

- О чём ты думал, товарищ Вощёв? - …спросили его в завкоме, куда он обратился за защитой…

- О плане жизни.

- Завод работает по готовому плану треста, - возразили ему».

Так начинается повесть Андрея Платонова «Котлован». События, о которых идёт речь в повести, происходят во второй половине 1929г.

- Какие черты времени мы увидели в повести?

Характерные черты времени. Слайд 17.

  1. Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян.
  2. Грандиозные проекты, стройки коммунизма.
  3. Раскулачивание крестьян.
  4. Энтузиазм «масс».
  5. Процветание бюрократии.
  6. Доносительство.
  7. Бездуховность.

В «Котловане» отражены главные события проводившейся в СССР первой пятилетки: индустриализация и коллективизация. Герои повести строят город, но стройка стопорится на стадии рытья котлована под его фундамент. В деревне же, подвергнутой «сплошной коллективизации», аналогом «общепролетарского дома» становится «оргдвор», где сбиваются в покорное стадо колхозники, уничтожая раскулаченных крестьян...

Андрей Платонов написал повесть «Котлован» в 1929-1930-х годах.

Это были годы великого перелома - сворачивание НЭПа, индустриализация и коллективизация.

Кончилась эпоха, символом которой был Ленин, и началась новая эпоха - сталинская.

«Сталин взял Россию лапотной, а оставил её с атомным оружием». (Y.Черчилль)

Такая резкая перемена говорит о чрезвычайной важности этого периода русской истории.

Многие писатели пытались запечатлеть в слове это время: в СССР одних звали «советскими», а других - «антисоветскими».

После этой эпохи прошло уже более полувека, и беспристрастный судья - время - вынес свой вердикт.

Имена многих советских писателей, которые прославляли партию и Сталина, канули в Лету. Но в памяти народа сохранились имена ярких гениев советской прозы: Замятина, Платонова.

- Можем ли мы считать повесть Платонова антиутопией?

- С каким произведением этого же жанра мы уже встречались? (Замятин «Мы»).

- Что такое антиутопия? (Проверка утопии (опыт прорицания будущего) историей, прежде всего с позиций нравственности)

- Назовите параметры антиутопии. (Насилие над историей, человеком, природой). Слайд 18.

- Отвечает ли этим параметрам повесть Платонова? (Да).

- Насилие над историей? (Картина слома жизни в деревне и в городе).

- Насилие над человеком? (Образы героев, понимание того, что истина находится вне человека).людей, антиповедение людей нового времени).

Остановимся на этих вопросах подробнее.

Колхоз имени Генеральной линии в «Котловане» - это то же, что Интеграл имени Благодетеля в замятинском «Мы».

Между тем никто не знает, кто такой мудрый Благодетель и каков он. Генеральная линия партии - тоже: никто не знает, какой она будет завтра, какой должна быть. И там, и тут - слепое поклонение некой абстракции, слепая вера, подобие новой религии (светской, политической).

Неважно, как она называется: этатизм - преклонение перед Государством, как в «Мы», марксизм-ленинизм, как в повести «Котлован». В обоих случаях это чем является в итоге? (Подчинение людей, народа, массы - высшей силе - непостижимой, иррациональной, сверхличной).

Интересно, что взгляд автора в повести - ни в коем случае не взгляд со стороны. Платонов не судит никого из персонажей произведения, он сопереживает свершающемуся. Он стремится не только разобраться в том, что происходит. Но и донести в будущее время повесть о происходившем, приобщить их - почти физически! - к уже пережитому народом.

Что же пытался найти Вощёв? Чем он занят? Слайд 19.

Ищет смысл жизни и существования.

Выглядит он усталым, он не имеет семьи, имущества, а в его вещмешке находятся безделушки, подобранные им по дороге.

- Как Вощёв относится к своей жизни?

По его мнению, жизнь вне его тела идет автоматически, лишь он пытается найти ее смысл, но от сознания этого Вощев не ощущает особой гордости.

Теперь поговорим о строительстве в повести Платонова и строителях «общепролетарского дома». Слайд 20.

Странствующий Вощёв попадает на символическую стройку, где закладывается фундамент здания светлого будущего. В «Котловане» воссоздана библейская ситуация: «Построили себе город и башню, высотою до небес…» Башня - первое, что видит Вощёв, попадая в город, где ему предстоит рыть котлован. О башне посреди земли, в которой сможет поселиться всемирный пролетариат, мечтает автор проекта «вечного» дома инженер Прушевский.

Это дом - мечта, дом - символ.

Строители, как говорит автор, - это «грустно существующие люди».

- Владеют ли они смыслом жизни? Слайды 21-22.

Теперь поконкретнее об этих людях.

  1. Сафонов. О чём он «беспрерывно заботится»?
  2. А какая мысль омрачает Прушевского?

(Слова Прушевского «мною пользуются» = - точные слова, характеризующие специфику отношений между «безвестным» человеком и «всеобщим существованием», т.е. государством. Государством, для которого человек - лишь подсобный материал, мелочь природы»)

- Кто здесь «государственные люди» в повести? (исполнитель Сафронов, председатель окрпрофсовета Пашкин, «активист» из колхоза им. Генеральной Линии).

- Портрет товарища Пашкина? (текст)

- О чём его светлые думы?

Советская власть обеспечила своим представителям на местах лучшие условия существования, чем для всего остального народа, но все-таки они еще не потеряли контакт с массами. Докажите это.

Прушевский однажды переночевал в бараке с землекопами, а Пашкину приходилось выслушивать угрозы Жачева в свой адрес.

Но Пашкин - руководящий работник. А кто Жачев? (В прошлом работяга, сейчас - инвалид, искалеченный войной, находится на самой низкой ступени социальной лестницы).

- Что позволяет ему чувствовать себя выше других людей?

Инвалид войны Жачев представляет собой человека, который воевал и был ранен.

Жачев представляет собой типичный образ красноармейца «до мозга костей» - его война еще не окончена, он будет бороться со всеми врагами Советской власти.

- Чем живёт калека, получающий пенсию по инвалидности?

Фактически вымогает у других средства к существованию, не выказывая при этом ни малейшего желания работать.

- Почему он хочет на прощание товарища Пашкина убить?

Прушевский, Пашкин и Сафронов руководят жизнью пролетариата, но они - всего лишь низшее звено власти.

- Как показана в повести более высокая власть?

Более высокая власть в повести никак не показана, что придает «Котловану» более правдоподобный вид.

Тема деревни, конечно, не случайно появляется в повести, начатой в декабре 1929г. и законченной в апреле 1930г. Слайд 23.

- Как показываются в повести процессы коллективизации?

- Здесь мы встретимся ещё с одним персонажем. Это активист.

- Смешон он или страшен?

- Медведь?

- Кого он идёт раскулачивать?

Образ светлого будущего в повести

Таков мир людей в повести «Котлован», и весь этот мир занят одним делом. Каким?

Строительством светлого будущего.

Символом этого светлого будущего является девочка Настя, которую землекопы приютили у себя.

Жачев, Вощев и другие связывают свое будущее с детьми, а Настя, единственный ребенок в повести, кроме безликих пионеров, умирает от болезни.

Важнейшая тема в повести - тема детства. Образ Насти имеет символический смысл. Слайд 24.

- Роль Насти в жизни строителей котлована? (удивительное существо, одновременно нежное и деспотичное).

- А мысли и слова у этого ребёнка совсем не детские.

То, что рабочие видят реального ребенка, ради которого стоит жить "впрок", вдохновляет их и заставляет работать еще больше. Кроме того, мы видим, что рабочие воспринимают Настю как символ будущего благоденствия, коммунизма (Сафронов приветствует девочку как "элемент будущего"). Сама Настя говорит: "Главный - Ленин, а второй - Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то и я не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала»

- Игрушки Насти? (гробы, кости матери)

- От чего она умерла?

Но девочка Настя, единственная радость и надежда землекопов, умирает. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: "Зачем... теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?" Но землекопы все равно продолжают свою работу...

«Гробовое ложе Чиклин выдолбил в вечном камне и приготовил ещё особую, в виде крышки, гранитную плиту, дабы на девочку не лёг громадный вес могильного праха».

(Гибель девочки явно ассоциируется с мыслью Достоевского о том, что будущая гармония не стоит детской слезинки).

- Вот это насилие над личностью, над историей.

Смерть девочки, символизировавшей собой не просто будущее, а коммунистическое будущее, имеет два значения. Во-первых, Платонов говорит нам о том, что никакая, пусть даже самая благородная цель, не оправдывает человеческие жертвы, насилие над личностью, тем более смерти ребенка, в чем он перекликается с Достоевским. А во-вторых, Платонов просто предсказывает недолговечность утопической идеи "полного душевного коммунизма".

Ключевое слово «Котлована» - «ликвидация», многократно повторяясь, создаёт лейтмотив повести. У него несколько синонимов; «устранение», «уничтожение», «истощение», «погибель». С ним связан центральный образ - символ повести - «гроб».

Обратите внимание на особенность прозы Платонова: в ней часто ключевое значение имеют стихотворные включения. «Где раньше стол был яств, /Теперь там гроб стоит», - приводит автор стихи Козлова. Эти незатейливые строчки воплощают «центральную метафору «Котлована».

В результате попыток «авангарда» из «пролетарского вещества» «организовать скелет коммунизма» человек превращается в «обрастающее шкурой животное».

Символом низведения людей на уровень биологического существования становятся в повести образы матери Насти, мужика Елисея, а позднее - превращённых в безликое стадо «обобществлённых мужиков».

Совершается страшная по своим последствиям операция над человеческой природой. Измождённые каторжным трудом, измученные голодом и холодом люди теряют способность думать. Смирившиеся «от истощения тяжёлым грунтом» землекопы лишаются «теплоты жизни, которая названа однажды душой». Персонажи «Котлована» испытывают физическое страдание от того, что у них «вынута душа». А без души человек превращается в «ветхое животное», лишённое воли к жизни. В одном из кульминационных эпизодов повести изображается механический танец колхозников (текст), утративших вместе с имуществом интерес к жизни. Параллель между колхозниками и стадом общественных лошадей. Гибель души превращает людей в мертвецов при жизни.

Гробы - Когда мы с ними впервые встречаемся?

Явившиеся предвестием коллективизации, становятся символом участи крестьянства, воспринявшего «обобществление» как «колхозное заключение», «плен», «скорбь», «сиротство».

Платонов показывает, что принудительная коллективизация совершается под лозунгами «подложного» содержания по указке «единоличного» хозяина страны. Отношение крестьян к происходящему яснее всего выражается в эпизоде гибели рабочих - «двадцатипятитысячников», которые были убиты, не успев приступить к своей деятельности.

Платонов был едва ли не первым в русской литературе художником, показавшим процесс превращения страны в лагерь. Барак, на полу которого забываются тяжёлым сном землекопы котлована, напоминает Оргдвор, где спят вповалку бывшие крестьяне. Всем им уготована одна участь, которая во всей её страшной неизбежности открылась позднее Шаламову.

«Люди…, побывавшие в лагере, - если не были раздавлены… уцелели случайно…»

Платоновские землекопы были прямыми предшественниками «артистов лопаты», лагерных «доходяг» Шаламова.

Смысл названия повести

- Все действия повести разворачиваются вокруг чего?

Вокруг котлована, который роют землекопы.

- Будет ли он построен? Почему?

По-видимому, он никогда не будет завершен, так как начальство беспрестанно требует его увеличить.

- Зачем роется котлован?

В будущем доме все хотят укрыться от печалей и невзгод, но у дома нет даже фундамента, а есть лишь котлован, рытье которого должно же будет когда-нибудь завершиться. У пролетария есть желание начать дело, продолжить его, но слишком часто у него нет желания его завершить, что и показывает Андрей Платонов на примере котлована и Вощева. Когда главный герой увидел мертвую Настю, то он спросил себя, «зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?»

Котлованом, рытье которого было завершено, являлась могила для Насти. Ребенок, олицетворяющий светлое будущее, умер. Так встает резонный вопрос: для чего котлован, для чего дом, если в нем некому будет жить?

Языковое своеобразие повести

Мне тут попались такие слова. Может, вы ответите на вопрос: «Я читала «Котлован» Платонова на французском языке, это занятие показалось мне довольно-таки трудным. В чём причина? Может быть, мне попался неудачный перевод?»

Ёмкость платоновского «штампа», глубина подтекста, внутренняя речь героев, своеобразие речи персонажей. Корявость.

Платонов избегает уже ставших стандартными словосочетаний. Его литературный язык предельно четок, ясен и при этом весьма колоритен.

Инвалид Жачев говорит, что он пострадал на «капиталистической воине». На какую мысль наводит это простое словосочетание?

Что на этой войне люди гибли и страдали из-за чужих капиталов.

Одновременно под этим понятием могут скрываться и первая мировая война, и гражданская война, война с капиталом, к тому же, устами Жачева автор дает понять, что в будущем СССР ожидают «социалистические войны».

Описание пейзажа, как это делается у Платонова, также нигде более не встретишь.

У него поле может быть «усталым».

Безлюдную ночь населяют лишь «вода и ветер».

И только «одни птицы сумели воспеть грусть этого великого вещества, потому что они летали сверху и им было легче».

Платонов наделяет природу чувствами, но природа «Котлована» грустна и печальна, а люди роют в теле земли котлован для пролетарского дома.

Вывод: «высокое косноязычие» Платонова. Чтение «Котлована» - многотрудное занятие, но оно будит мысль читателя, заставляет осмыслить историю страны, нашей культуры.

Авторская позиция в повести «Котлован» - позиция честного и сострадающего художника. Платонов всей душой понимает боль и страдания людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить, людей, чьи представления о добре и зле, совести, справедливости попраны. И теперь (после объединения в колхоз) они «свободные и пустые сердцем».

Значение повести

Повесть, написанная в первые годы «великого перелома», раскрыла всю его сущность (коллективизация хозяйств и душ), показала его движущие силы, проблемы и надежды.

Андрею Платонову удалось в своеобразной манере и весьма ясно показать людей государства, стремившегося вырваться в мировые лидеры.

Выступая против насилия над личностью, против полного физического и духовного равенства (единомыслия), Платонов обвиняет тоталитарное государство в том, что оно пытается сделать из людей марионеток.

Он пишет, что кто-то "oдин (или Несколько) вынул из человеческих сердец веру и узурпировал истину, наделав из нее массу кумачовых плакатов об ударном темпе и энтузиазме. А на место Бога теперь претендует реальный живой человек - "вождь всех времен и народов". Повесть Платонова "Котлован" - свидетельство того, что автор уже тогда понимал антидемократичность Советской власти и видел, к чему может привести такое развитие событий.

Слайд 25. Личность растворяется в массе, вера исчезает с приходом живых идолов. Наверное, именно поэтому в полном молчании исчезает Плот, на который, не расходуя средств на умерщвление, погрузили неугодных: и середняков, и бедняков, и несознательных бедняков. Плот - это символ воздействия на непослушных. В нем находит отражение трагический исход в лагеря и ссылки. В чем же были виноваты крестьяне? В отличие от рабочих-землекопов они заботились не о всеобщем благе, а о том, как прокормить собственные семьи. Крестьяне не ожидали от Советской власти ничего хорошего. Поэтому у каждого жителя деревни вплоть до маленьких детей был заготовлен гроб - Повесть Платонова "Котлован" - это не только суровое пророчество, но и предупреждение всем поколениям. Нет ценности выше человеческой личности, не возомни из себя бога - автор призывает читателя вернуться к вечным нравственным постулатам. Этим и рядом других произведений Платонов со всей силой своего таланта показывает ошибочность и опасность пути, по которому шла наша страна в те страшные годы.

Д/з: написать тезисы к сочинению на одну из тем:

  1. Является ли «Котлован» антиутопией?
  2. «Котлован» как отражение жизни народа в 30-е годы.
  3. Почему Вощев теряет смысл жизни, а медведь становится Медведевым?
  4. Нашёл ли Вощёв искомую истину? Какую истину нашёл Платонов?