Сценарий музыкально-образовательной сказки "Королевство Музыки"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Дополнительное образование


Сказка была реализована на городском проекте «Классическая музыка в детском саду».

Действующие лица:

  • фея музыки - Гармония
  • король - Скрипичный ключ
  • жители Королевства - нотки, Диез, Бекар, Бемоль, Басовый ключ.

Музыкальное оформление:

  • П.И.Чайковский «Детский альбом»,
  • И.Гайдн «Мы дружим с музыкой»,
  • Ф.Шуберт «Форель»,
  • Г.Струве «Песенка о гамме»,
  • В.Залесский «Лесная тишина»,
  • Г.Струве «Я хочу увидеть музыку».

Стихи и диалоги к спектаклю и музыкальным номерам: Евгения Кедрова.

1. Под любую классическую музыку в зале появляется фея:

Без музыки не проживу и дня,
Она во мне, она вокруг меня!
И в пенье птиц, и в шуме городов,
И в зареве рассвета над землёй.
Она - везде и верный спутник мой!

- Здравствуйте, мои дорогие, юные друзья! Здравствуйте и вы, уважаемые взрослые! Вы, конечно, меня узнали! Кто я такая?

(дети пытаются угадать)

- Что ж, позвольте вам представиться. Я фея королевства Музыки - Гармония. (фея делает реверанс) И сейчас в нашем королевстве начнётся самый настоящий бал!

2. Под музыку вступления Й.Гайдна «Мы дружим с музыкой», сл. П.Синявского в зал парами торжественным полонезом входят жители королевства, впереди идёт Скрипичный ключ. Девочки в красивых белых платьях, мальчики в костюмах и бабочках. У короля на голове корона с изображением скрипичного ключа. У остальных детей на голове ободок в ввиде нотного стана с изображением ноты у девочек и диеза, бемоля, бекара и басового ключа у мальчиков.

Дети проходят полонезом и встают в одну линию.

Исполняется песня «Мы дружим с музыкой», после второго куплета вновь звучит вступление и дети ещё раз торжественно проходят полонезом. После этого все выстраиваются в одну линию.

Фея: Перед вами все жители нашего королевства. Думаю, что со многими из них вы уже успели познакомиться, а если нет, они сейчас сами расскажут вам о себе.

3. Скрипичный ключ (выходит вперёд):

Я, ребята, ключ скрипичный,
Очень добрый, симпатичный.
Называюсь я ключ соль,
Нотной азбуки - король!

Звучит музыка Ф.Шуберта «Форель», сл. Е.Кедровой.

Скрипичный ключ поёт свою арию:

Я главный в королевстве,
Иду всегда вперёд.
И вслед за мною вместе
Идут мои семь нот.

(скрипичный ключ идёт по кругу, а за ним выстраиваются девочки-нотки)

Я их сейчас расставлю
В волшебный звукоряд
И музыкой хрустальной
Все ноты зазвучат!
Поют все:
И музыкой хрустальной
Все ноты зазвучат!

4. Фея: А вы знаете, дети, сколько нот в музыке и как они называются?

(дети в зале называют ноты)

- Какие вы молодцы! Наши нотки тоже очень хотят с вами познакомиться!

Звучит «Итальянская полька» из «Детского альбома» П.Чайковского, сл. Е.Кедровой.

Каждая нота, представляя себя, выходит вперёд и делает реверанс:

Я всех старше, я первая - До,
Я резвушка, весёлая - Ре,
Ну, а я всех милее, я - Ми.

Все:

Нас в дорогу возьми!
Меня запомни, я - Фа,
Со мной вкусней всё, я - Соль.
На свете нет прекрасней меня,
Ведь зовут меня нотою - Ля!
Я - младшая нота - Си.

Все: На танец нас пригласи.

(ноты красиво бегут по кругу и поют):

И в вихре музыки закружим мы тебя,
Будешь с нами навеки!

(ноты выстраиваются в линию и делают долгий и глубокий реверанс)

5. Фея: Как хорошо, что все вы знаете ноты! Только для того, чтобы спеть или сыграть какие-нибудь музыкальные произведения, одного только названия нот недостаточно. Необходимо запомнить, где все ноты пишутся и понять, о каком волшебном звукоряде рассказывал наш король Скрипичный ключ!

- Ведь ноты можно не только спеть или сыграть, главное, что их можно записать! А вы, ребята, знаете, где пишутся ноты?

(дети говорят свои варианты)

Фея рассказывает детям, что ноты пишутся на пяти линейках, которые называются нотным станом, объясняет, что ноты можно писать на линейках, между линейками, под-над, а также, на добавочных линейках снизу и сверху от нотного стана. (Все действия фея показывает на руке, система ручных знаков, и дети тоже повторяют вместе с ней).

- Скрипичный ключ открывает нотный стан и расставляет все ноты по своим местам, словно по рядам. Вот, о каком музыкальном звукоряде говорил нам наш король. И если спеть все ноты подряд, не пропуская ни одной, то получится гамма. Сейчас мы вам споём песню, которая так и называется, «Песенка о гамме».

Звучит песня Г.Струве, сл. Н.Соловьёвой «Песенка о гамме».

В припевах дети, называя ноту, поднимают вверх карточку с её написанием на нотном стане. Последний припев дети в зале поют вместе с хором по нотам.

6. Фея: Какие вы молодцы, ребята! Как замечательно вы поёте! Вы познакомились со Скрипичным ключом, знаете, как называются ноты и где они пишутся, но, в нашем королевстве остались ещё жители и они очень хотят с вами познакомиться! Давайте, их послушаем!

Вперёд выходит Диез:

Если нота захотела
Вознестись, вдруг, до небес,
Ноте сразу помогаю,
На полтона поднимаю,
Потому, что я - ???

(дети должны угадать и назвать диез, фея им помогает)

Вперёд выходит Бемоль:

Ну, а если нота хочет
Опуститься вниз - изволь.
На полтона опускаю,
Потому, что я - ??? (бемоль).

Между Диезом и Бемолем встаёт Бекар и строгим голосом говорит:

Ни диезов, ни бекаров
Больше нет! Абра-ка-дар!!!
Все я знаки отменяю,
Потому, что я -??? (бекар).

Фея: Вот, такие волшебные знаки живут в нашем королевстве. Их ещё называют знаками альтерации, потому что они изменяют высоту ноты. Диез - повышает ноту на полтона, бемоль - понижает, а бекар - возвращает ноту на её прежнее место, отменяя и диез и бемоль. Он так и называется - знак отмены.

Внезапно вперёд выбенает Басовый ключ и строгим голосом говорит:

А меня вы все узнали?
Что ж на праздник не позвали!!!
Я и грозен, и могуч,
Я зовусь -??? (басовый ключ)

Фея: Ой, Басовый ключ! Прости меня, пожалуйста! Про тебя-то я совсем забыла!

Фея рассказывает детям о басовом ключе и для чего он нужен в музыку.

7. Фея: Вот, теперь, ребята, вы знакомы со всеми жителями нашего королевства и, теперь, мне бы хотелось поговорить с вами о самой музыке. Что такое музыка и где можно её услышать?

(Дети дают свои ответы и объяснения, фея им помогает)

Фея: Как много вы знаете о музыке! Действительно, музыка живёт во всём: и в звуках природы, и в том, что нас окружает. Вот, послушайте, какая замечательная песня есть на эту тему.

Хор исполняет песню Г.Струве, сл. И.Исаковой «Я хочу увидеть музыку».

8. Фея: Ребята! А откуда же берутся музыкальные произведения, например, песни или сочинения для музыкальных инструментов и даже целые большие оперы и балеты?

(дети озвучивают свои версии)

- Правильно! Все эти произведения пишет композитор. Сначала, музыка рождается у него в голове, он её слышит. Потом, записывает всё в специальную нотную тетрадь при помощи нот, скрипичного и басового ключа и разных музыкальных знаков. Затем, эти рукописи издаются в типографии и мы получаем настоящие нотные сборники, которые можем открыыть и спеть или сыграть понравившееся произведение.

(Фея показывает детям музыкальный сборник)

Вы знаете, что в нашем королевстве тоже есть свой композитор-сказочник, который пишет для нас не только песни, но и целые музыкальные сказки, которые мы потом исполняем на разных площадках. А зовут этого композитора Залесский Вадим Александрович.

(Фея представляет детям концертмейстера детского академического хора «Созвучие» Залесского В.А.)

Послушайте, какую красивую песню написал специально для нас Вадим Александрович.

Хор исполняет песню В.Залесского, сл. Л.Яхнина «Лесная тишина».

Фея: Пользуясь случаем, вы можете задать нашему композитору несколько вопросов.

(Дети задают вопросы. Диалог с композитором)

9. Фея: Очень жаль, но, настало время расставаться! Нам очень понравилось у вас в гостях, но, мы должны идти дальше и рассказать другим детям о королевстве Музыки! А вы теперь сможете нам в этом помогать. Расскажите всем, кто ещё не знает, про ноты, как они называются и где пишутся, про нашего короля и знаки альтерации! Пусть, отныне, музыка станет вашим верным спутником и помощником во всём!

Хор исполняет «Утреннее размышление» из «Детского альбома» муз. П.Чайковского, сл. Е.Кедровой:

Будем мы вместе с музыкой жить,
Будем с ней с детства мы крепко дружить!
Чтобы не смолкли её голоса
Гармонией звука наполним сердца!

Музыка - это солнечный свет,
Музыка- радость и счастья рассвет!
Пусть же отныне жизнь будет полна
Тем светом волшебным, что дарит она!
И музыка навсегда,
И музыка навсегда с тобой
Навсегда му-зы-ка!