Аналитическая деятельность учителя (методическое занятие с учителями)

Разделы: Администрирование школы


Цели:

  • осмысление теоретических основ понятия «аналитическая деятельность» с точки зрения компетентностного подхода;
  • систематизация знаний по педагогическим технологиям, используемым в МОУ «Бендерская гимназия №2»;
  • определение возможного взаимодействия различных образовательных технологий, их связь со средствами обучения, используемыми учителями в работе, с результатами педагогической деятельности.

Средства:

  • Психологические: комфортность обстановки; психологическая совместимость участников семинара; мотивация на цели занятия и содержание; поощрения действия, рефлексия.
  • Организационные: регламент; распределение и соблюдение ролей; завершенность дел; темп занятия, адекватный возможностям участников семинара.
  • Дидактические: компетентность участников; наглядность результатов коллективной мыследеятельности; конкретность, емкость предписаний, схем.

В современных условиях сфера образования становится одним из приоритетных направлений любого государства. В России (а мы находимся в ее образовательном поле) разработана Концепция модернизации образования. Введены новые образовательные стандарты.

Учитель сегодня, в соответствии с новыми образовательными стандартами, получил возможность выбора учебников, программ с учетом потребностей и способностей учеников; собственных приоритетов. А это, в свою очередь, предполагает новое содержание профессионально-педагогической деятельности, в частности, возрастает значимость аналитических умений и навыков педагогов.

Эффективность работы любой школы и каждого учителя обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность, т.е. анализировать свой труд. Еще Сухомлинский сказал: «Умейте осмыслить свой пройденный путь. Осмысление того, что уже сделано, - это большое духовное богатство».

Учитель учится всю жизнь" - это известная истина.

Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до некоторого уровня и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.

В современной школе учитель должен не просто владеть глубокими знаниями и практическими навыками, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогические ситуации.

Одной из характеристик профессионализма является развитое аналитическое мышление, под которым понимается способность выделять существенные свойства объектов, знание которых позволяет решать возникающие перед педагогом профессиональные задачи.

Беседа по аналитическому типу мышления.

Выберите из предложенного перечня признак этого типа мышления:

А) многословие оратора

Б) ведение беседы в рамках строго обозначенной темы

В) проговаривание для аудитории цели доклада (сообщения)

Г) четко структурированное выступление

Без аналитической деятельности невозможно ни выявить противоречия в педагогической практике, ни осмыслить их, ни разрешить. Только результаты аналитической деятельности позволяют составить корректную программу дальнейших действий, искать ответы на многие вопросы практики, объективно оценивать результаты своего труда и всего образовательного процесса, находить решения возникающих проблем.

Сформулируйте определение: «Аналитическая деятельность - это …»

Проверим себя:

«Аналитическая деятельность - это вид деятельности, в основе которой лежит мыслительная операция (логический приём познания) - анализ»

Существует множество видов анализа (событийный, содержательный, логический и т.д.)

И каждый из них привносит научную составляющую в деятельность человека.

Деятельность - это форма целенаправленной активности человека, связанная как с преобразованием реальных объектов природы и общества, так и с изменением сознания людей.

Какова же cтруктура деятельности

  • Субъект деятельности
  • Объект деятельности
  • Мотивы деятельности (то, что побуждает деятельность): потребности, убеждения, интересы
  • Цель
  • Средства её достижения
  • Деятельность (действия, приёмы, операции)
  • Результаты (рефлексия, коррекция)

Анализ деятельности учителя является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики учителей - увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда.

Составьте как можно больше сочетаний со словом «анализ», отражающих различные аспекты педагогической деятельности. Запишите их. (Ромашка)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ СОСТОИТ:

  • анализ состояния итогов успеваемости
  • самоанализ урока
  • анализ интеллектуальных умений и навыков учащихся
  • анализ участия в методической работе
  • анализ самообразовательной деятельности
  • анализ педагогической деятельности
  • анализ внеурочной деятельности
  • анализ использования новых технологий
  • анализ воспитательной работы
  • анализ профессиональной компетентности учителя

В основе аналитической деятельности лежит анализ. По определению Ю.А Конаржевского, педагогический анализ - это инструмент управления, направленный на:

  • изучение состояния и тенденций развития,
  • объективную оценку результата образовательного процесса,
  • выработку рекомендаций.

Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.

Система аналитической деятельности учителя - единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательного процесса.

В основе творческого труда учителя лежит, прежде всего, умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке. Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности, учитель глубже проникает в сущность своей деятельности, определяет причины разного рода недостатков в своей работе, добивается их устранения, предупреждает в какой-то степени их появление.

Аналитическая деятельность дает возможность учителю:

  • формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;
  • развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
  • формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.

Именно аналитическая деятельность учителя обеспечивает развитие педагогического процесса.

Анкетирование учителей, которое позволяет выяснить реальный уровень аналитических способностей педагогического коллектива (анкета).

Уважаемый коллега!

Просим Вас внимательно прочитать утверждения и ответить: если согласны « + », если не согласны « - ».

Критерий

Ответ

1. Мне сразу бросаются в глаза слабые места работы.

2. Могу не заметить недостатки работы, если меня восхищает в ней какая-то новая идея.

3. Частые дискуссии только мешают установить истину.

4. В коллективе многие признают мои способности критически оценить работу.

5. Я против «сумасшедших» идей в работе.

6. Часто убеждаюсь в том, что новые идеи, которые у меня возникают, на поверку оказываются далеко не новыми.

7. Не люблю и не умею давать критические оценки другим работам.

8. Критическому анализу выполненных работ предпочитаю собственный поиск.

9. Заниматься доработкой сырых идей не доставляет мне никакого удовольствия.

10. Я критически отношусь к выполнению любой работы.

Сумма

Ключ ответов

Критерий

Ответ

1

+

2

-

3

-

4

+

5

-

6

+

7

-

8

-

9

-

10

+

  • 10-9 баллов соответствуют оптимальному уровню аналитических способностей;
  • 7-8 баллов соответствуют допустимому уровню;
  • 5-6 баллов соответствуют критическому уровню.

Виды и уровни анализа (на примере анализа воспитательной работы)

По объекту (что анализируется):
а) анализ воспитательной работы школы в целом;
б) анализ работы отдельных структурных подразделений (начальных классов, клубных центров и т.п.);
в) анализ работы класса, кружка, группы;
г) анализ работы классного руководителя, руководителя кружка и т.д.

По субъекту (кто анализирует):
а) анализ, проводимый директором, его заместителем;
б) анализ, проводимый классным руководителем, руководителем кружка;
в) анализ, проводимый учащимися;
г) анализ с участием педагогов, учащихся, родителей.

По цели (для чего анализируется):
а) объективная оценка педагогической деятельности;
б) подведение итогов работы и определение задач на будущее;
в) преодоление, ликвидация недостатков в работе; г) выявление педагогических резервов;
д) регулирование хода воспитательного процесса на основе оперативной информации и данных внутришкольного контроля;
е) обобщение передового педагогического опыта; ж) изучение результатов воспитательного процесса.

По содержанию (каков характер анализа):
а) комплексный анализ, т.е. охватывающий различные стороны, виды воспитательной работы;
б) тематический или локальный;
в) параметрический, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели воспитательной работы.

По повторяемости (как часто осуществляется анализ):
а) периодически повторяющийся;
б) постоянный (оперативный или текущий);
в) итоговый

Известно, что целеполагание - один из структурных компонентов аналитической деятельности. Перечислите основные требования к формулируемой цели.

Проверим себя

Основные требования к формулируемой цели:

  • реально достижимая
  • конкретная
  • реально измеряемая

Творческая группа 1. «Содержание урока»

Уважаемые коллеги!

Просим вас, используя собственный опыт и предложенные рекомендации, определить минимальный необходимый перечень параметров (10-12) для проведения анализа содержания урока. Дайте аргументацию выбранных критериев.

Примерный перечень параметров для анализа содержания урока:

  1. Организация урока в соответствии с выбранными формами работы на уроке.
  2. Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы.
  3. Логическая последовательность: по образцу, полусамостоятельно, самостоятельно. На творческом уровне.
  4. Разнообразие форм самостоятельной работы.
  5. Степень формирования новых понятий, представлений, навыков и умений.
  6. Использование практических навыков учащихся.
  7. Дифференцированный подход к учащимся:
    А) работа с сильными учениками;
    Б) работа со слабыми учениками.
  8. Мотивировка учащихся.
  9. Адекватность дидактического материала.
  10. Логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока.
  11. Оптимальный темп урока для данного класса.
  12. Использование на уроке ситуации диалога.
  13. Создание на уроке ситуации успеха.
  14. Осуществление развития учащихся (логическое мышление, критичность мысли, умение сравнивать, делать выводы).
  15. Место урока в системе уроков по данному разделу.
  16. Связь с предыдущими уроками.
  17. Как обеспечивалась целостность и завершённость урока.
  18. Соответствие методов задачам урока.
  19. Обеспечение познавательной деятельности учащихся.
  20. Осуществление самостоятельной работы учащихся и её влияние на развитие их познавательной самостоятельности.
  21. Эффективность использованных методов и приёмов обучения.
  22. Осуществление постановки учебных задач на каждом этапе урока.
  23. Сочетание различных форм работы учащихся.
  24. Чередование различных видов деятельности учащихся.
  25. Организация контроля и осуществление оценивания знаний учащихся.
  26. Темп урока.
  27. Степень оригинальности и новизны технологии урока.
  28. Реализация принципа проблемности.
  29. Реализация воспитательных задач урока.

Творческая группа 2. «Деятельность учителя на уроке».

Уважаемые коллеги!

Просим вас, используя собственный опыт и предложенные рекомендации, определить минимальный необходимый перечень параметров (6-8) для проведения анализа деятельности учителя на уроке. Дайте аргументацию выбранных критериев.

Примерный перечень параметров для анализа деятельности учителя на уроке:

  1. Сотрудничество с учащимися.
  2. Умение слушать и слышать ученика.
  3. Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий.
  4. Дифференцированный подход к учащимся:
    А) работа с сильными учениками;
    Б) работа со слабыми учениками.
  5. Мотивировка учащихся.
  6. Научность и доступность изложения новых знаний.
  7. Организация самостоятельной работы учащихся.
  8. Отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала.
  9. Эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения.
  10. Связь обучения с жизнью.
  11. Создание ситуации успеха.
  12. Качество речи, такт.
  13. Рациональное использование времени на уроке.
  14. Стиль руководства деятельностью учащихся.
  15. Оптимальность объёма домашнего задания и эффективность методики доведения его до учащихся.

Творческая группа 3. «Деятельность учащихся на уроке»

Уважаемые коллеги!

Просим вас, используя собственный опыт и предложенные рекомендации, определить минимальный необходимый перечень параметров (6-7) для проведения анализа деятельности учащихся на уроке. Дайте аргументацию выбранных критериев.

Примерный перечень параметров для анализа деятельности учащихся на уроке:

  1. Уровень активности на уроке.
  2. Наличие вопросов на уточнение понимания материала.
  3. Развитость самостоятельной речи.
  4. Организованность и активность на разных этапах урока.
  5. Отношение к предмету и выполняемым работам.
  6. Уровень оценки и самооценки.
  7. Подготовка рабочего места.
  8. Умение учащихся переключаться с одного вида работ на другие.
  9. Интенсивность и качество самостоятельной работы.
  10. Умение работать у доски.
  11. Самоконтроль, самокоррекция.
  12. Организованность, дисциплина.
  13. Развитие навыков групповой, парной и коллективной работы.
  14. Внешний вид учащихся.

Комментирование ответов по слайдам

Когда я самосовершенствуюсь, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить

Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования.

Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности деградации личности).

Саморазвитие неразрывно связано с самоанализом!

Самоанализ позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала.

Написание самоанализа - это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.
(аттестация учителя)

Каковы же Мотивы, побуждающие учителя к самоанализу и, как следствие, к самообразованию.

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!

- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Механизмы развития профессиональной компетенции педагога:

  • Самоанализ деятельности
  • Обобщение опыта
  • Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов

Портфолио

Рейтинг-книги

Филиппова Т.Н.; Хромова Ж.А.

«Рефлексия - один из важнейших этапов аналитической деятельности»

Оцените себя (по пятибальной оценочной шкале):
А) способность принимать и сохранять цели и задачи педагогической деятельности, поиска средств ее осуществления - …б.
Б) владение способами решения проблем творческого и поискового характера - …б.
В) умение планировать, контролировать и оценивать профессиональные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата - …б.
Г) умение понимать причины успеха/неуспеха профессиональной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха - …б.

Мы поработали сегодня над понятием АНАЛИТИЧЕСКАЯ деятельность учителя, разобрали содержание этого понятия.

Я желаю вам творческих успехов, никогда не останавливаться на достигнутом, и на основе анализа собственной профессиональной деятельности, успешно двигаться вперед!