Роль учебных заданий в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», - так пишет Леонтьев А.А., академик РАО, в книге «Школа 2100. Педагогика здравого смысла». Что это значит? Какова роль функциональной грамотности?

В современном мире быть просто грамотным мало. Важно, чтобы ученик не только владел знаниями по предмету, но и успешно использовал их в разных ситуациях жизни: умел подстраиваться под изменяемые цели и задачи своей деятельности, контролировать и оценивать свои достижения, при этом продолжая выполнять важную роль - взаимодействие с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Функциональная грамотность способствует формированию личности, способной вступать в отноше­ния с внешней средой, адаптироваться и функционировать в ней.

Значит, теперь задача учителя - не только подготовить ребенка к ОГЭ и ЕГЭ, но и способствовать формированию функциональной грамотности, прежде всего читательской. Выпускник должен быть коммуникабельным, уметь критически мыслить, распознавать возникающие в реальном общении трудности, преодолевать их, то есть получать качественный «продукт» - речь, богатую, образную, выразительную.

Обратить внимание на речь детей пришлось после сдачи устного собеседования по русскому языку в 9 классе и написания итогового сочинения в 11 классе. Анализ работ показал, что результаты зависят не от знаний в области русского языка и литературы, а выходят далеко за их рамки. Значит, работа над формированием качественной речи выпускника лежит на плечах всех учителей-предметников, потому что коммуникативная компетенция обучающихся является метапредметной.

Для достижения этой задачи надо подобрать учебные задания, способствующие формированию функциональной грамотности. Самым удачным, как я считаю, является круг заданий, направленных на изучение текстов разных типов и стилей, то есть на формирование читательской грамотности. Если сумеешь понять все тонкости текста, будешь грамотнее выражать мысли в устной и письменной речи. Но современный ученик не хочет читать. Как изменить его отношение к чтению, научить размышлять над прочитанным текстом?

Самым эффективным является смысловое чтение, которое помогает точно понять содержание текста. С помощью анализа текста выявляются детали и осмысляется информация, это проникновение в смысл текста с помощью его анализа.

Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские умения:

  • Найти и извлечь информацию.
  • Интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
  • Осмыслить и оценить содержание и форму текста.

Сделать это можно следующими способами: на этапе подготовительном прочитать текст и поставить цель и задачи чтения, познакомиться с важными понятиями, прогнозировать содержание текста.

Все аспекты чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит успешное завершение другого. Полное понимание текста предполагает определённый уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Для выявления общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла уместно определение главной темы, общей цели или назначения текста.

Задания, направленные на выявление общего понимания текста, могут предложить учащимся обнаружить соответствие между частью текста и сформулированной вопросом общей идеей его, частью текста и специфической сноской, данной автором к ней. Возможно предложить из сформулированных идей текста выбрать наиболее общую, доминирующую.

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Приведём перечень некоторых типов заданий в соответствии с развиваемыми и компетенциями.

Задания «множественного выбора»:

  • выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
  • определение вариантов утверждений, соответствующих/ не соответствующих содержанию текста/ не имеющих отношения к тексту;
  • установление истинности/ ложности информации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»:

  • нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
  • нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т.п.;
  • соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)

Задания «на дополнение информации»:

  • заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами / одним словом;
  • дополнение (завершение) предложений.

Задания «на перенос информации»:

  • заполнение таблиц на основе прочитанного;
  • дополнение таблиц / схем на основе прочитанного.

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

Приведу пример таких заданий для формирования функциональной грамотности, которые разрабатываю для уроков русского языка:

Текст 1

Иностранцы изучающие русский язык (н..) как (н..) могут понять почему (по) русски нужно говорить видеть кого (что), смотреть - на кого (на что), а любоваться - кем (чем). (Н...) какие объяснения тут (н…) помогут - пр...дется просто выучить наизусть какую форму существительного «любит» каждый из этих бли...ких по смыслу глаголов. Синтаксическая связь при которой главное слово требу...т от завис...мого какой (то) одной конкретной формы называется управлением. При управлении как (бы) (н...) менялась форма главного слова зависимое как стойкий оловян...ый с…лдатик остается (н...) измен…ым: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.

Способность слова управлять кол...ичеством его потенциальных «подчинен…ых» и форма которой потребу...т (от) них «начальник» тесно связан...ы с лексическим значением управляющего слова. А там где царит лексика (н...) возможны ун…в…рсальные схемы; какой имен...о окаж...тся модель управления дан...ого слова пр...ходится просто помнить. И все мы носители языка храним в памяти эту информацию. Если (же) возникают с...мнения как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, - нужно обратиться к словарю. (Языкознание: Энциклопедический словарь)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст __________________________

3. Определите тему текста __________________________

4. Назовите основную мысль текста __________________

5. Определите стиль текста (докажите свое мнение) ______

6. Определите тип текста (докажите свое мнение) ________

7. Прочитай утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное - поставь напротив букву А, если утверждение неверное - поставь напротив букву Б. Утверждение А (да), Б (нет)

Утверждение

А (да)
Б (нет)

1. Управление - это синтаксическая связь, при которой главное слово требует от зависимого какой-то одной конкретной формы.

2. При управлении меняется главное слово и в зависимости от него изменяется зависимое.

3. Надо всегда помнить, какой именно окажется модель управления данного конкретного слова.

8. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

9. Определите способ связи между следующими предложениями текста:

1 и 2_____________________

2 и 3 _____________________

3 и 4 _____________________

10. В тексте говорится только об одном виде синтаксической связи - управлении. А какие виды еще существуют? Дайте им определение. Примеры приведите из текста.

11. Произведите морфемный разбор слов:

Синтаксическая - ___________________

Управлением - ______________________

Наизусть - _________________________

13. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.

Синтаксическая связь при которой главное слово требу...т от завис...мого какой (то) одной конкретной формы называется управлением.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:

  • обучение носит деятельностный характер;
  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
  • используются продуктивные формы групповой работы.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательной технологии, которую он выбирает, формируется функциональная грамотность современного школьника.

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности.

Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. С этой целью для создания учебных ситуаций, можно использовать примеры из реальной жизни, а в качестве материалов для учебных заданий - объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать задания на развитие функциональной грамотности.

Задания по развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка составляются по принципу таксономии Блума: на знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку. Задания направлены на решение проблемных ситуаций, способствующих развитию компетенций у учащихся.

Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (20% заданий);
  • выявление информации (20% заданий);
  • интерпретация текста (30% заданий);
  • рефлексия на содержание текста (15% заданий);
  • рефлексия на форму текста (15% заданий).

Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий.

1. Ответьте на вопросы

- Какая техника рекламируется?

- Как можно связаться с представителями этого магазина?

- Товары каких фирм рекламируются?

- Определите технику по характеристике данной в рекламе

- Как представители магазина привлекают внимание покупателей?

- Какой товар ты бы выбрал учитывая семейный бюджет?

2. Ситуация 1

Вы являетесь копирайтером. Копирайтер - специалист в области написания текстов, создающий на основе творческого задания идеи и концепции текстов (а также сами тексты) для всех видов рекламы.

Задача копирайтера заключается в том, чтобы кратко, доходчиво и образно сформулировать достоинства и преимущества объекта рекламы (будь то товар, услуга или общественное движение) с целью воздействия на мнение и представления потребителя (читателя, слушателя или зрителя) и побуждения его к действию (покупке, подписке, заказу и т.п.).

Создайте рекламный слоган к данной рекламе.

3. Грамматические задания

1. Используя словари, дайте толкование словам:

  1. тефлоновое - _____________________
  2. мультиварка - ____________________
  3. универсальная - ___________________

2. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов. Укажите однокоренные слова:

Теплоизолированный, экономичная, зарумянивается, разнообразную, ежедневная, экономия, экономист.

Также задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации. Задание: используйте разнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю.А.Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера вместо «Прочитайте текст... расскажите об особенностях этого человека...», с помощью такого задания нельзя сформировать навыки мышления высокого уровня.

В учебнике УМК М.М.Разумовской, 9 класс создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

  • Учимся читать и понимать лингвистический текст
  • Учимся говорить на лингвистическую тему
  • Рассуждаем на лингвистическую тему
  • Готовим проектную работу на лингвистическую тему
  • Учимся редактировать сочинение

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета. Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д.Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения. На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников. Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

Таким образом, в формировании функциональной грамотности большое значение имеют комплексная работа с текстом. Нужно отметить, что написание сочинений-рассуждений, сжатых изложений, различных видов диктантов также способствуют развитию функциональной грамотности.

Своеобразной оценкой уровня развития функциональной грамотности у школьников становится итоговое собеседование в 9 классе. Выбирая самостоятельно тему для монолога и диалога, форму ответа (описание, повествование, рассуждение) (задание 3-4) обучающийся оценивает свои знания и возможности, рефлексирует.

В заключение хочется отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты во много определяют условия для развития функциональной грамотности у школьников, поскольку ориентируют учителя на выстраивание процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы ребенок учился учиться.

Интернет-источники

  1. https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/
  2. https://news.rambler.ru/education/44384185-funktsionalnaya-gramotnost-shkolnikov-chto-eto-takoe-i-kak-ee-razvit/
  3. https://infourok.ru/prezentaciya-opita-raboti-po-temechitatelskaya-gramotnost-kak-osnova-formirovaniya-uud-sposobi-smislovogo-chteniya-i-strategii-r-3961243.html
  4. https://infourok.ru/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-kak-trebovanie-fgos-3488213.html
  5. https://infourok.ru/vistuplenie-na-pedsovetesmislovoe-chteniestrategiipriemitehnologii-1559815.html
  6. https://aneks.center/index.php/services/workshops/all-russia/1987-Priemy_raboty_s_razlichnymi_vidami_tekstov_na_zanyatiyakh_v_osnovnoy_i_starshey_shkole
  7. https://znanio.ru/pub/1111
  8. https://znanio.ru/medianar/98
  9. https://znanio.ru/pub/1364