План-конспект родительского собрания на тему «Новые методы и технологии в обучении младших школьников» (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: родительское собрание


«Нет ничего практичнее хорошей теории»
Роберт Кирхгоф

Цель: Познакомить родителей класса с новыми методами и технологиями образования, которые применяются в обучении младших школьников (в соответствии ФГОС).

Задачи:

  • повысить компетентность родителей в вопросах современного обучения;
  • познакомить родителей с современными методами и технологиями;
  • развивать интерес родителей к учебному процессу;
  • подготовить родителей к сотрудничеству со школой в использовании современных инновационных технологий.

Ход собрания

1. Организационный этап

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я рада видеть вас на нашем очередном собрании. Сегодня мы поговорим о новых методах и технологиях в обучении младших школьников. Давайте настроимся на плодотворную работу, надеюсь, что это собрание будет для вас полезно и интересно.

2. Вступительное слово

Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.

Обучение в современной школе не стоит на месте и развивается. Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
  • высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

3. Этап педагогического всеобуча (ознакомление родителей с терминологией)

Главная задача каждого преподавателя - не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Что же такое методы обучения? Это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся. В педагогике метод - это способ совместной деятельности учащихся и учителя, в результате которой происходит передача знаний.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Какие инновационные методы и формы работы я использую для того, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению:

  • игровые формы;
  • групповую, парную или индивидуальную работу;
  • самостоятельную деятельность учащихся;
  • проблемное обучение;
  • постановку вопросов, активизирующих диалог;
  • проектную деятельность;
  • метод дискуссии;
  • ИКТ.

Теория как раз и есть та самая печка, от которой танцует технология проблемного урока. И, следовательно, из песни про открытие знаний теоретического куплета не выкинешь. Чтобы одолеть теоретические азы без головной боли и моральных потерь, позвольте, уважаемые родители, пригласить вас на урок. Точнее, на два урока по новой теме для детей «Скобки». Один из них проблемный, другой - традиционный. Как бесконечно права пословица о том, что лучше один раз увидеть! В нашем распоряжении письменный текст.

Урок первый

Учитель

Ученики

Делает запись на доске:

2+5x3=17

реакция удивления

2+5x3=21

- Вижу, вы удивлены. Почему?

- Примеры одинаковые, а ответы разные.

- Значит, над каким вопросом подумаем?

- Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?

- Давайте рассуждать. Если отличаются правые части…

- Чем отличаются левые части? Какие есть идеи?

- То отличаются и левые.

- Какой порядок действий в первом примере?

- Левые части отличаются порядком действий.

- Во втором?

- Сначала умножение, а потом сложение.

- В каком примере мы действовали по правилу?

- Сложение, потом умножение.

- А во втором примере мы нарушили правило!

- В первом!

Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым?

- Надо что-то в пример дописать! Нужен какой-то знак, чтобы пометить сложение.

- Молодцы! Есть такой знак (записываем во второй пример.)

- Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.

Он называется скобки. Так что же обозначают скобки?

Урок второй

Учитель: Дети! У нас сегодня новая тема «Скобки». Вот это (показываю) скобки. Они обозначают действие, которое выполняется в первую очередь. Посмотрите на пример (2+5)x3. Сначала надо выполнить сложение, потому что оно в скобках, а потом умножение. Понятно? Дома правило про скобки выучите наизусть.

Первый урок-проблемный, второй - традиционный. Родители пришли к выводу о том, что проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний.

Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

  • 10% того, что читает;
  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;
  • 90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

А кто может сказать, что такое педагогические технологии?

Педагогические технологии - совокупность методов, средств, приемов, используемых в общении и для достижения положительного результата обучения.

Внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму систему образования.

На практике учителя начальных классов нашей школы применяют следующие технологии:

  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии;
  • ориентированно-личностное обучение;
  • здоровье-сберегающие технологии;
  • информационные и коммуникационные технологии и т.д.

В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии, которые я применяю на своих уроках:

  • Технология активных методов обучения
  • Технология проблемно-диалогического обучения
  • Интегрированного обучения
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология опережающего обучения

- Постараюсь кратко рассказать Вам о каждой из них.

Технология проблемно-диалогического обучения

«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний.»
М.М.Бахтин

Проблемно - диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

Основными этапами проблемно - диалогического урока являются: постановка проблемы, поиск решения, развитие умений (применение нового знания).

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

При проблемно-диалогических методах содержание урока фиксируется в виде опорного сигнала. К разновидностям опорного сигнала относятся: символ, схема, таблица, опорные слова. Самостоятельно выполненная опора способствует успешному выполнению заданий.

Технология интегрированного обучения подразумевает использование различных видов работы в течение урока, поддержание внимания учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков (однообразие и монотонность быстро утомляет детей).

Проектная технология

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Данная технология предполагает развитие умения практически применять полученные знания по формуле: замысел-реализация-продукт.

Овладевая технологией проекта, ученик учится творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Проектные технологии широко применяются не только в урочной, но и в внеурочной деятельности. Я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • социально-значимые.

(показываю варианты творческих проектов моих выпускников)

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит улучшение памяти, внимания, мышления, повышение способности к произвольному контролю, улучшения общего эмоционального состояния, повышается работоспособность.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе:

(Принципы сформулированы Н.К.Смирновым).

"Не навреди"

  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
  • Технологии широко применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека.

Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Смена видов деятельности;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Игры;
  • Релаксация;

Физкультурная минутка - динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения.

Информационные и коммуникационные технологии

Использования ИКТ на начальной школе - это, прежде всего формирование первичных навыков работы с информацией - ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения. Не только всевозможные обучающие, энциклопедические или игровые программы, но и мультимедийные презентации, компьютерные тесты, видео, а так же возможность пользования Интернет ресурсами.

Использование ИКТ на уроках позволяет создать наиболее комфортные условия, облегчает работу с наглядными пособиями, делает для учащихся более интересным процесс проверки знаний. Помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

4. Подведение итогов родительского собрания

Сегодня я старалась показать вам, что школа стремительно меняется, пытается «шагать в ногу со временем». Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться.

Спасибо за понимание и сотрудничество. Я хочу, чтобы вы понимали, что у нас общее дело - воспитание личности. Если мы будем готовы к сотрудничеству, диалогу, то у нас всё получится. Наши дети будут учиться хорошо, с интересом и пользой для себя и общества.

«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Древняя мудрость