Особенности профориентационной работы в школе

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Ключевые слова: профориентация


Презентация

Слайд 1.

Профориентация в современной школе

Сложившаяся на сегодняшний день экономическая и политическая обстановка предъявляет все возрастающие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - это научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через проф. информацию, проф. диагностику, проф. консультацию, проф. отбор, проф. адаптацию.

Слайд 2.

Цель профориентационной работы в школе:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Слайд 3.

Читай со слайда.

Слайд 4.

Принципы профориентационной работы в школе.

Систематичность и преемственность. Суть в том, что работа не должна ограничиваться только старшими классами. Необходимо начинать деятельность уже с 1-х классов

Слайд 5

Второй принцип это дифференцированный и индивидуальный подход. То есть профориентационная работа зависит от возраста и уровня сформированности учащихся, их успеваемости, от развитий в ценностях и жизненных ориентирах.

Слайд 6

Третий принцип это сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы

Слайд 7

Следующий очень важный принцип это работа не только с обучающимся, но и взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости и общественных молодежных организаций

Слайд 8

Формы работы, которые используются при профориентационной работе в школе абсолютно разные:

  • Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий
  • Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
  • Консультации по выбору профиля обучения
  • Расширение знаний в рамках школьных предметов;
  • Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
  • Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
  • Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Слайд 9

Читай со слайда.

Слайд 10.

Незаменимой является и активность родителей в вопросе самоопределения детей. Как и учителя, и родители должны понимать, что ребенок будет членом общества, следовательно его значение в обществе будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде. Соответственно, от этого будет зависеть его благосостояние и успешная реализация деятельности в дальнейшем.

Слайд 11.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:

  • Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  • Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
  • Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.

Слайд 12.

5-7 классы:

  • Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • Представления о собственных интересах и возможностях;
  • Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
  • Основная особенность профориентационной работы у старшеклассников заключается в оказании помощи осознанно выбрать будущую профессию, сформировать у них собственный взгляд на трудовую деятельность, научить оценивать свои возможности.

Слайд 13.

8-9 классы:

  • Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • Профессиональное самопознание.

10-11 классы:

  • Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Слайд 14

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание это работа социального педагога в профориентационной работе.

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.