Коррекционный логопедический курс "Пишу красиво. Читаю правильно"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Логопедия, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3, 4


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности направлена на профилактику и преодоление сложных форм дисграфии, дислексии; предупреждение и коррекцию дизорфографии, способствует освоению школьной программы по русскому языку и чтению у младших школьников с ОВЗ.

Цель программы: коррекция и профилактика дисграфии и дислексии у обучающихся с особыми возможностями здоровья.

Задачи курса:

  • Восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов;
  • Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания;
  • Пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного словаря;
  • Коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • Формирование и развитие связной речи, диалогической и монологической формы речи;
  • Формирование и развитие коммуникативной функции речи;
  • Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
  • Развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
  • Расширение представлений об окружающей действительности;
  • Обогащение речевого опыта, способствующего развитию познавательных процессов.

Общая характеристика учебного курса

Так как трудности в усвоении программного материала характерны для большинства категорий детей с ОВЗ. Коррекционный курс «Пишу красиво. Читаю правильно» предназначен для обучающихся имеющих следующие варианты адаптированных основных общеобразовательных программ:

  1. АООП НОО ФГОС ОВЗ вариант 4.1
  2. АООП НОО ФГОС ОВЗ вариант 4.2
  3. АООП НОО ФГОС ОВЗ вариант 5.1
  4. АООП НОО ФГОС ОВЗ вариант 5.2
  5. АООП НОО ФГОС ОВЗ вариант 7.1
  6. АООП НОО ФГОС ОВЗ вариант 7.2

Курс «Пишу красиво. Читаю правильно» состоит из двух модулей. Первый модуль направлен на преодоление трудностей в овладении навыком письма, а второй модуль направлен на преодоление трудностей в овладении навыком чтения. Занятия по обоим модулям проводятся 1 раз в неделю. Возможно посещение ребенком только одного модуля. В зависимости от индивидуальных учебных трудностей обучающегося и с учетом суммарной нагрузки на ребенка. Количество посещаемых модулей учеником определяет логопед.

Специфика модулей заключается в их тесной взаимосвязи учебными предметами «Русский язык» и «Литературное чтение».

Ориентировочная продолжительность внеурочных занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями составляет:

  • Подгрупповые занятия для обучающихся 1-го класса- 35 минут;
  • Подгрупповые занятия для обучающихся 2-4 класса 40 минут.

Коррекционно-развивающая работа проводится в форме подгрупповых занятий, направленных на формирование и закрепление полноценных навыков письма и чтения. Занятия проводятся, преимущественно в игровой форме с целью предупреждения переутомления обучающихся и стимуляции познавательной активности. Используются упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, ребусы, анаграммы, кроссворды), с учетом уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются на иллюстративном материале).

Также учитываются особые образовательные потребности, характерные для обучающихся с АООП НОО ФГОС ОВЗ вариант 4.1 (вариант 4.2). Таким детям обеспечивается доступность учебной информации для зрительного восприятия. Используется индивидуальная наглядность, адаптированная с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, индивидуальные пособия, оптические, тифлотехнические и технические средства (индивидуальные средства оптической коррекции, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.); соблюдается режим физических нагрузок (с учетом противопоказаний);

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫосвоения коррекционного курса «Пишу красиво. Читаю правильно» для 1-4 класса оцениваются по следующим направлениям:

  • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
  • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
  • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

Освоение социальной роли ученика проявляется в:

  • способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала;
  • проявлении самостоятельности при выполнении заданий, подготовке учебных принадлежностей к занятиям;
  • проявлении ответственного поведения (подготовка к занятию, трансляция заданий учителя-логопеда дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
  • стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).

Сформированность речевых умений проявляется в:

  • способности использовать грамматически правильные связные высказывания для решения познавательных задач;
  • способности использовать чтение и письмо для реализации коммуникации;
  • возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные тексты, составлять описательные и повествовательные рассказы, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях.

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

  • умении соблюдать нормы поведения на занятиях.

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:

  • умении замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях (составление текстов-описаний);
  • способности к восприятию красоты слова, художественной ценности литературных произведений;
  • активном стремлении слушать книги, участвовать в обсуждении прочитанных произведений;

Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:

  • умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью, согласованно выполняя необходимые действия, не разрушая общего замысла;
  • способности уходить от конфликта.

Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:

  • знании названий различных природных явлений, растений, зверей, птиц, насекомых, профессий, городов;
  • интересе к знаниям о природе и человеке (стремление наблюдать, находить дополнительную информацию познавательного характера).

Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:

  • осознании своих эмоций (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.); состояния (плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.), затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
  • способности понимать и адекватно реагировать на успех и неуспех в учебной деятельности;
  • способности анализировать причины успехов и неудач;
  • способности разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога.
  • способности запрашивать помощь педагога в затруднительных ситуациях;
  • умении использовать визуальную подсказку при затруднениях в заданиях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения коррекционного курса «Пишу красиво. Читаю правильно» включают:

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:

  • способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач;
  • умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с поставленными задачами;
  • использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов (символические обозначения букв, слогов, слов, предложений, частей текста и т.п.);
  • умении преобразовывать текстовую информацию в табличную, умении использовать обобщенную информацию при выполнении заданий;
  • умении понимать схематичное оформление алгоритма учебного действия и следовать ему;
  • способности смыслового чтения текстов, т.е. понимать прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых норм и правил.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:

  • способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
  • способности выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
  • способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
  • способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:

  • готовности слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
  • адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание программы курса «Пишу красиво. Читаю правильно» разработано на основе методических пособий, созданных известными авторами в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно предупреждать нарушения чтения и письма у обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. При составлении планирования необходимо сочетать последовательность и цикличность усвоения речеязыкового материала обучающимися. Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствует формированию у них стойких навыков и умений. Это в свою очередь способствует преодолению трудностей устного общения, созданию предпосылок письменного общения, преодолению трудностей обучения русскому языку. При планировании тем коррекционного курса необходимо учитывать содержание программного материала по предметам Русский язык и Чтение, что способствует лучшему усвоению этих предметов.

Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит за счет работы с текстами, словосочетаниями, пословицами, поговорками. Постоянно ведется работа по уточнению значений слов, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Значительно расширяются представления обучающихся об окружающей действительности при работе с различными текстами и преодолеваются недостатки познавательной деятельности. Расширяется глагольный словарь и словарь прилагательных. Проводится большая работа по развитию лексической системности, формированию семантических полей. Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов, обогащение словаря обучающихся синонимами и антонимами.

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе составления словосочетаний, предложений и порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное овладение правилами словоизменения и словообразования существительных, прилагательных и глаголов. Уточняется значение предлогов и возможности их использования. Большое внимание уделяется конструированию словосочетаний и предложений.

Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. Проводятся различные упражнения: ответно-вопросных (научить обучающихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации. Коррекционную роль играет и учебная беседа.

Для развития монологической речи, подбираются упражнения, предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: во-первых, предусмотрен переход от менее распространенных фраз к более распространенным; во-вторых - от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей.

Коррекция недостатков процесса письма и чтения осуществляется работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, а также навыков слогового и языкового анализа и синтеза. Уточняются представления о различных типах связи в словосочетаниях и предложениях. Развиваются пространственно-временные ориентировки, зрительное и слуховое восприятие, а также уточняется и расширяется объем зрительной памяти на материале предметов, геометрических фигур и букв. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок на письме и при чтении проводится на уровне звука и буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. В первом классе основное внимание уделяется закреплению графических образов букв, в последующих классах акцент делается на дифференциацию звуков и букв по акустическому и кинетическому сходству, а также закрепление изученных орфограмм. На занятиях формируется навык чтения целыми словами, отрабатывается понимание прочитанного. Большое внимание уделяется чтению слов со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры.

Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на всех коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного устного и письменного высказывания.

Развитие познавательной сферы. На коррекционных занятиях широко используются приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные моменты, игровые ситуации, вводятся в занятия элементы соревнования, используются поощрения и уточняющие вопросы. Логопед учит обучающихся понимать, как устную инструкцию к заданиям, так и самостоятельно прочитанную. При работе с учебным материалом происходит его активное, осмысливание и осознание содержащихся в нем фактов. На занятиях обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в предложениях и текстах.

Содержание по годам обучения

Модуль: формирование и коррекция навыков письменной речи.

1 класс

Раздел

Количество часов

Слог, слово, предложение.

5

Звуки и буквы

24

Орфограммы

4

2 класс

Звуки и буквы.

6

Буквы мягкий знак и твердый знак.

3

Состав слова.

7

Части речи.

9

Виды предложений по цели высказывания.

2

Закрепление изученных орфограмм.

5

Алгоритм списывания текста.

2

3 класс

Текст. Предложение. Словосочетание.

5

Слово и слог. Звуки и буквы.

2

Состав слова.

5

Орфограммы.

9

Части речи.

13

4 класс

Текст. Предложение.

4

Состав слова.

7

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

2

Части речи (18 ч.)

Наречие

1

Имя существительное

4

Имя прилагательное

5

Местоимение

1

Глагол

7

Обобщение

1

Модуль: формирование навыков чтения и развитие речи

1 класс

Раздел

Кол-во часов

Вводные занятия (развитие высших психических функций)

2

Звуки и буквы.

13

Развитие речи.

8

2 класс

Вводные занятия (развитие высших психических функций, занимательные упражнения и игры)

6

Работа с текстами

5

Работа с текстами по методике Галины Зегебарт

14

Развитие речи.

9

3 класс

Вводные занятия (развитие высших психических функций, занимательные упражнения и игры)

7

Функциональное чтение.

10

Развитие речи.

10

Работа с текстами по методике Галины Зегебарт

6

4 класс

Вводные занятия (развитие высших психических функций, занимательные упражнения и игры)

7

Функциональное чтение.

17

Развитие речи.

10

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 класс

В области лексической стороны речи:

  • возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
  • умение называть синонимы и антонимы;
  • использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

  • правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
  • умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
  • наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).

В области грамматического строя речи:

  • минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
  • образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
  • умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

  • обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
  • использовать формулы речевого этикета в диалоге;
  • умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).

2 класс

В области фонематических процессов:

  • сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых, звонких-глухих, твёрдых-мягких);
  • сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия звука в слове.

В области лексической стороны речи:

  • уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
  • сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
  • актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов, понятия об омонимах; сформированы навыки
  • использования слов с обобщающим значением.

В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:

  • сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв;
  • сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
  • сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах, слогообразующем значении гласных звуков;
  • выработан навык составления графических схем слов.

В области грамматического строя речи:

  • сформировано понимание интонационных характеристик предложения;
  • сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов;
  • сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения, по опорным словам;
  • сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания, предложения;
  • сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
  • уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей речи;
  • сформировано умение использования предлогов в словосочетании и предложении.

В области связной речи:

  • сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
  • сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления последовательности предложений в тексте;
  • составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой на наглядность и без нее;
  • сформированы умения ведения диалогов;
  • совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).

В области письменной речи:

  • сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким знаком (ь) и гласными второго ряда;
  • сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена прилагательные и выделяет их на письме;
  • сформирован навык списывания слова и предложения с печатного и рукописного текста, осуществления проверки;
  • пишет под диктовку слова, словосочетания, предложения и тексты и проверяет правильность написанного;
  • умеет употреблять заглавную букву в начале предложения и в зависимости от интонации ставит в его конце точку, восклицательный или вопросительный знак;
  • сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную тему;
  • сформировано умение определять тему текста, выделять его части, придумывать заголовок;
  • сформировано умение работать с деформированными текстами;
  • сформирован навык послогового чтения и чтения целыми словами простых слов;
  • сформирован навык понимания прочитанного;
  • сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении.

3 класс

В области звуковой стороны речи:

  • выработано умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения.

В области фонематических процессов:

  • сформированы умения различения всех акустически близких пар звуков на слух;
  • сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому составу;
  • сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в собственной речи.

В области лексической стороны речи:

  • уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
  • сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
  • сформированы умения подбора однокоренных слов;
  • актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов, понятия об омонимах;
  • сформированы навыки использования слов с обобщающим значением.

В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:

  • сформированы умения осуществлять простой и сложный звуковой анализ слов различной слоговой структуры;
  • сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов различной слоговой структуры.
  • сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах, слогообразующем значении гласных звуков; выработан навык составления графических схем слов, навык переноса слов.

В области грамматического строя речи:

  • минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи;
  • сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов, данных в начальной форме;
  • сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения, по опорным словам;
  • сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания, предложения;
  • сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
  • уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей речи;
  • сформировано умение использования предлогов в словосочетании, предложении.

В области связной речи:

  • сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
  • сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления последовательности предложений в тексте;
  • составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой на наглядность и без нее;
  • сформированы умения ведения диалогов;
  • совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).

В области письменной речи:

  • сформировано умение написания слов с мягким знаком;
  • сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и рукописного текста, осуществления проверку;
  • сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний, предложений и текстов, и проверки правильности написанного;
  • сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и в зависимости от интонации точки (вопросительного и восклицательного знака) в конце;
  • сформировано умение составления предложения из данных слов и на заданную тему;
  • сформировано умение определения темы, заголовка текста, выделения его частей;
  • сформировано умение нахождения специфических ошибок письма и орфографических ошибок на изученные правила;
  • сформирован навык чтения целыми словами;
  • сформировано понимание прочитанного текста;
  • сформированность умения правописания суффиксов и часто употребляемых приставок;
  • сформированность умения единообразного написания однокоренных слов (правила корня);
  • сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ; ЖИ-ШИ; ЧК;ЧН; НЧ; ЩН.

4 класс

Предметные результаты освоения коррекционного курса «Пишу красиво. Читаю правильно» включают:
для 4-го класса включают;

В области звуковой стороны речи:

  • выработано умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения.

В области фонематических процессов:

  • сформированы умения различения всех акустически близких пар звуков на слух;
  • сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому составу;
  • сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в собственной речи.

В области лексической стороны речи:

  • сформировано умение подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
  • сформировано умение выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:

  • проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
  • сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов различной слоговой структуры.
  • сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах, слогообразующем значении гласных звуков; выработан навык составления графических схем слов, навык переноса слов.

В области грамматического строя речи:

  • минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи;
  • сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов, данных в начальной форме;
  • сформировано умение составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
  • сформировано умение разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
  • сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания, предложения;
  • сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
  • уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей речи;
  • сформировано умение использования предлогов в словосочетании, предложении.

В области связной речи:

  • сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
  • сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления последовательности предложений в тексте;
  • составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой на наглядность и без нее;
  • сформированы умения ведения диалогов;
  • совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).

В области письменной речи:

  • сформировано умение написания слов с мягким знаком;
  • сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и рукописного текста, осуществления проверку;
  • сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний, предложений и текстов, и проверки правильности написанного;
  • сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и в зависимости от интонации точки (вопросительного и восклицательного знака) в конце;
  • сформировано умение составления предложения из данных слов и на заданную тему;
  • сформировано умение определения темы, заголовка текста, выделения его частей;
  • сформировано умение нахождения специфических ошибок письма и орфографических ошибок на изученные правила;
  • сформирован навык чтения целыми словами;
  • сформировано понимание прочитанного текста;
  • сформированность умения правописания суффиксов и часто употребляемых приставок;
  • сформированность умения единообразного написания однокоренных слов (правила корня);
  • сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ; ЖИ-ШИ; ЧК;ЧН; НЧ; ЩН.

См. продолжение программы