Формы и методы метапредметных связей для работы на уроках музыки

Разделы: Музыка


Всесторонне развитие личности подрастающего поколения - главная задача школы. Первоочередной воспитательной задачей является формирование функциональной грамотности школьников, поскольку образование должно выступать в новом качестве и содержании, иметь практический характер, чтобы ученик стал в жизни целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно меняющемся мире, уметь применять свои знания на практике, успешно социализироваться в обществе. Именно поэтому введение и использование метапредметности является неотъемлемой частью обучения и воспитания. Данный подход даёт возможность ученику усваивать универсальные способы действий, благодаря, которым школьник не просто получит знания от учителя, а будет уметь использовать способы работы со знанием на практике.

Таким образом, значение метапредметного подхода в образовании играет большую роль. Суть данного подхода состоит в том, что он позволяет сохранять и применять в обществе культуру мышления и мировоззрения: позволяет ориентироваться в культурном многообразии действительности, интеллектуальных, духовных, эмоциональных, материальных признаках; применять знаково-символические и речевые средства; уметь анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; планировать и корректировать свои действия; сотрудничать, распределять функции и роли.

Данный подход актуален в области изобразительного искусства и музыки. Формирование художественно-эстетической культуры школьников, через воспитание их музыкального и художественного вкуса проходит с опорой на принципы метапредметности. Стало быть, изучение музыкального или художественного произведения подразумевает разные формы восприятия действительности. Инсценировка сказок, пьес, балетов способствует проявлению творчества в рисунках на темы музыкальных произведений, тематических эскизов костюмов и декораций к музыкальным произведениям и постановкам. Также через содержание произведений и описание картин становится возможным установление связей с историческими фактами.

Поскольку в настоящее время главным направлением обучения и воспитания является развитие потенциала будущего поколения, то становится необходимым формировать у учащихся универсальные учебные действия, ориентируясь на наличие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, способность к целеполаганию и речевые способности. Все эти новообразования подталкивают педагога менять привычную структуру урока. Планируя работу на уроке, необходимо организовать взаимодействие учителя и ученика, таким образом, при котором будут преобразованы способы работы субъектов обучения. Метапредметная технология подразумевает наличие умения у педагога к созданию сценария урока при котором педагог ориентируется на способности учащихся. Любой сценарий урока имеет чёткую структуру, хотя при подготовке метапредметного урока педагог должен быть готов к импровизации, поскольку такой урок во многом зависит от деятельности учителя с учащимися на уроке. Метапредметный урок предполагает комбинирование предметных знаний. Целью, урока является объединение различных учебных дисциплин. В качестве критериев эффективности урока можно рассматривать такие как: наличие у учителя учебного плана; использование проблемных и творческих заданий; создание положительного эмоционального настроя; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; оценка (поощрение); аргументация оценки; рефлексия; задание на дом.

Структура метапредметного урока может меняться в зависимости от технологий, методов и приёмов, которые применяет в своей практике педагог. Неизменными этапами такого урока останутся: организационный и завершающий этап.

Ведущими методами метапредметного урока являются интеграция предметов, интерактив, личностно-ориентированное обучение, проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся

Нам известны четыре основных типа уроков, в зависимости от поставленных целей. Это урок открытия новых знаний, урок рефлексии, урок систематизации знаний и урок развивающего контроля. Сейчас разберем каждый тип урока на примере.

1. Урок открытия новых знаний, умений и навыков

Итак, рассмотрим пример проведения интегрированного урока, в котором объединены два предмета художественного цикла, такие как музыка и изобразительное искусство. Данный урок относится к типу «открытия нового знания» и носит тему «Портрет в музыке. Картинная галерея». Урок проводится в 6 классе. Главные педагогические задачи заключаются в том, что при помощи музыкальных форм и приёмов можно создать музыкальные образы на примере романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Вальса-фантазии». Следующая задача заключается в том, чтобы научится анализировать музыкальное произведение, различать художественные образы и соотносить их к музыкальным, ну и конечно воспитать познавательный интерес к предметам.

Вначале урока присутствует организационный момент. Далее мы предпочитаем использовать метод «Ключевые слова» для успешного вхождения в тему, который позволит наметить план будущего высказывания в виде ключевых слов. Работа проходит в парах, таким образом происходит работа над прогнозированием учебных результатов с целью обеспечения понятия смысла деятельности учащихся.

В дальнейшем следуют вопросы от учителя, на которые ученики дают свои ответы, приводят музыкальные примеры, показывая свой багаж знаний в этой области. По музыке возможно определить характерный музыкальный почерк композитора, а также помогает раскрыть образ той, кому посвящены эти сочинения. Ребятам предложено внимательно прослушать произведения М.И.Глинки и принять активное участие в обсуждении, отвечают на ряд вопросов.

Далее ученикам предлагается разделиться на группы по 5-7 человек для дальнейшей работы. Следующий метод, который используется, называется «Кластер», при помощи которого ученики учатся обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах, а также способствует развитию ученика и способности работы в коллективе и чувство ответственности за работу всего коллектива. В группе им следует рассмотреть женские портреты русских художников, которые являлись современниками А.С.Пушкина и М.И.Глинки. Работая в группе они отвечают на вопросы, которые учитель приготовила заранее.

Подводя итоги урока стоит соотнести первую и вторую части темы урока. Во время работы в группах ученики составляют ряд вопросов, на которые отвечают их одноклассники, тем самым проводя рефлексию.

Закончить урок на позитивной ноте и уйти с хорошим настроением поможет любимая песня, в исполнении которой участвует весь класс. Домашнее задание подобрано с учетом знаний на уроке для их закрепления.

2. Урок рефлексии

Далее хотелось бы рассмотреть следующий тип урок рефлексии, который позволяет выявить трудности в обучении и закреплению информации, а также оценивать самостоятельно свои знания. Этот тип урока в нашей практике применяется на уроках обобщения тем. Хотелось бы отразить методы, используемые на уроках. При их использовании можно создать урок в форме игры.

В начале урока можно определить «экспертную комиссию», по средством жребия, которая в свою очередь определяет насколько содержательны будут и вопросы, и ответы.

Затем можно использовать метод «Хочу спросить», который учит задавать вопросы и выражать своё эмоциональное отношение к ответу. Суть метода состоит в том, что ученик поднимая синюю карточку, проговаривает «Хочу спросить» и задает свой вопрос. Тот, кто захочет ответить на заданный вопрос поднимает зеленую карточку с фразой «Хочу ответить» и, соответственно, отвечает на него. Можно поделить класс на группы по 5-7 человек, которые сообща создадут список вопросов и по очереди будут их задавать.

Ну и в завершении урока возможно использовать метод «Притча», который позволит подвести итог и узнать насколько продуктивно прошел урок.

3. Урок систематизации знаний

Далее приведем пример при работе на метапредметном уроке по систематизации знаний в 6 классе по теме «Морской пейзаж» с помощью демонстрации наглядности на морскую тему и слушания звучания моря формулируют тему урока. В процессе углубления знаний выясняется тесная взаимосвязь с женским именем «Марина». Далее происходит формулировка учащимися целей и задач урока, определив границы собственного знания. В процессе планирования учащимися способов действия педагог помогает советом как лучше изобразить воду, выясняет какие особенности изображения поверхности воды ребята знают.

На следующем этапе предполагается индивидуальная практическая деятельность учащихся. Учащиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль в деятельности в этом ребятам помогают наглядные материалы, подготовленные учителем: изображение моря утром, вечером, ночью; особенности изображения воды, в зависимости от погоды (спокойствие, шторм, буря) в сопровождении с музыкальными произведениями А. Вивальди «Шторм», «Гроза».

На этапе коррекции деятельности, учащиеся озвучивают свои затруднения и самостоятельно осуществляют их коррекцию. Учитель систематизирует знания по новым понятиям: Марина, о художнике И.К.Айвазовском, о композиторе А.Вивальди.

Оценку своей деятельности на уроке ученики делают самостоятельно. Учитель завершает урок рефлексией по типу «Лист самооценки» и определяет домашнее задание по типу кроссворд по пройденной теме.

4. Урок развивающего контроля

Следующим пунктом рассмотрим структуру межпредметного урока по типу развивающего контроля на примере урока в 5 классе по теме «Музыка на кончике кисти». В классе висят на доске портрет композитора М.П.Мусоргского и репродукции картин В.Гартмана. Тем самым ребята подводятся к теме урока, формулируют её, говоря, что они будут слушать произведения композитора и с помощью наводящих вопросов учителя определяют, что будут иллюстрировать музыкальные фрагменты, используя свои художественные умения и навыки.

На следующем этапе учитель сообщает, что им предстоит путешествие по картинной галерее, в которую можно попасть ответив на ряд вопросов. Таких как: Что такое сюита? Какое событие ознаменовало появление сюиты? сколько произведений в данной сюите? Как называется книга, включающая только иллюстрации? Во время работы используется фронтальный опрос. Кроме этого ученикам предлагается прослушать три пьесы: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота», при этом ученики выясняет с помощью каких музыкальных средств нарисованы данные пьесы. Таким образом, ребята самостоятельно определяют цель урока намечают способы достижения цели. Учащиеся осуществляют учебные действия создавая иллюстрации по выбранной теме в подгруппах, при этом самостоятельно осуществляют контроль за своей деятельность и корректно, соблюдая этические нормы осуществляют взаимоконтроль. Ребята делают выставку из получившихся работ и дают оценку каждой работе с помощью цветных ноток. Домашнее задание предлагается для закрепления полученных результатов и выражается в предложении создания рамки для своей картины.

Можно сделать вывод, что метапредметный подход является хорошим инструментарием в создании современного урока. Стоит упомянуть и тот факт, что используя различные активные методы обучения урок становится намного продуктивнее и интереснее для учеников.

Литература

  1. Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков.
    [Электронный ресурс] https://pedsovet.su/fgos/6048typyurokovpofgos
  2. Сборник активных методов обучения.
    [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/sbornik-aktivnih-metodov-obucheniya-1787876.html
  3. Сергеева Г.П. Музыка 6 класс/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - М.: Просвещение, 2015-168с.
  4. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. - М: Просвещение, 2015-191с.