Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

Разделы: Общепедагогические технологии


Здоровье - самая большая драгоценность, которая есть у нас и наших детей. Здоровье - это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми и самим собой. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья школьников.

В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. Педиатры, изучая состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили названия «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных школ, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер. Это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

Поэтому цель любого образовательного учреждения - содействовать сохранению здоровья каждого школьника; создать комфортную среду для развития творческих способностей каждого ребенка, воспитать культуру здоровья, как фактора формирования здоровьесберегающей среды школы, использовать здоровьесберегающий потенциал учебных предметов; формировать у учащихся систему знаний учебных дисциплин, содействующих созданию условий для организации здорового образа жизни.

Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка.

На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм", необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий

Я стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку. И в этом мне помогают зарядки-релаксации.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного вида движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфиьмов, драматизация небольших сценок.

На начальном этапе обучения включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей.

При подборе стихотворений и рифмовок к уроку я обращаю внимание на следующее:

  • важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока;
  • преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.

Упражнение для глаз:

  • вертикальные движения глаз вверх-вниз;
  • горизонтальные - вправо-влево;
  • вращение глазами по часовой стрелке и против неё;
  • закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;
  • на доске начертить какую-либо кривую; предлагается глазами нарисовать эту фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.
  • сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза. Во время медленного вдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу и от носа. На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, нос и рот так, чтобы к глазам не проникал свет. Задержаться в таком положении, сколько возможно, не вдыхая воздух. Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос. На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.

Считаю, что аутогенная тренировка обязательна в начале урока или в середине, потому что многие из учащихся еще не могут «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Центральной задачей АТ является регуляция собственных эмоций.

На уроках в минуты отдыха мы часто поем. Песня хороша на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции ученика. Песни подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию, слова. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к обучению.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

Несомненно, в процессе обучения большое значение имеет игра. В ней ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие.

Методическая система преподавания должна строиться с учётом требований медицины, педагогики и психологии. Рекомендуется использовать гигиенические критерии рациональной организации урока. Плотность медицины просты и естественны - не допускать:

  • переутомления учащихся на уроках;
  • перегрузки учащихся домашними заданиями.

Не допускать переутомления на уроках: добиваться, чтобы все учащиеся на каждом этапе каждого урока были заняты учебной работой.

Оказывается, наибольшее утомление на уроках происходит от безделья. Но занятость на уроках должна быть определённой. Так, например, нельзя часто проводить самостоятельные работы более чем 25 минут.

Второе требование медиков отражено в разработанных ими нормах домашних заданий. Домашняя работа по одному предмету не должна продолжаться в среднем более 20 минут.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке. Преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье.

Используемая литература

  1. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004.
  3. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004.
  4. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.
  5. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И.Дереклеева, Москва 2004.
  6. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003.