Духовная и светская музыка И.С.Баха

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества И.С.Баха.

Задачи:

  • формировать понятия полифония, фуга;
  • научить определять многоголосие в фуге;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И.С.Баха;
  • выявить преобразующую силу музыкальных произведений И.С.Баха;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.

Тип урока - изучение нового материала.

Жанр урока - тематический.

Оборудование: колонка, доска, компьютер с проектором, презентация, словарь эстетических эмоций.

Музыкальный материал:

  • И.С.Бах "Шутка" (Бадинерия из оркестровой сюиты №2), И.С.Бах.
  • Органная фуга соль минор.
  • Органная токката и фуга ре минор.
  • Песня «За рекою старый дом» на музыку И.С.Баха

Ход урока

Организационный момент

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте! (учитель)
- Здравствуйте! (дети)
- Добрый день! (учитель)
- Добрый день! (дети)
- Ясный день! (учитель)
- Ясный день! (дети)
- Светлый день! (учитель)
- Светлый день! (дети)
- Я приветствую вас! (учитель)

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, добрый день, ребята.

Мы продолжаем изучать музыкальное искусство. И сегодня наш урок будет посвящён творчеству великого немецкого композитора. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке.

Учитель Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальное произведение. (звучит фуга соль минор И.С.Баха )

- Что это за музыка? Кто её автор? (на доске портреты композиторов)

- Как вы определили, что это музыка Баха?

У. Скажите, музыку, которую вы сейчас услышали старинная или современная, где можно услышать?

Д. Прозвучало старинное произведение. Её можно услышать в храме, соборе.

У. - О чём думает человек, когда приходит в храм?

Д. - О Вере в Бога, о душе, молитве.

У. - Как называется музыка, которую мы слышим в храме?

Д.: - Духовная, религиозная, серьёзная.

У. Музыка Баха - это разговор с Богом. Играешь Баха - словно творишь молитву. Настоящее искусство всегда божественно и бесконечно. А вы знаете, что Бах потерял малолетнюю дочь, а потом трёх сыновей, а потом и жену Марию?

Потом они со второй женой, Анной, потеряли еще четырех дочек и трех сыновей. Одиннадцать любимых детей. Многие исследователи задавались вопросом: как Бах сумел пережить эти утраты? Почему не перестал дышать, почему его сердце не остановилось? А главное - как он смог и дальше писать музыку? Самую прекрасную музыку, какую доводилось слышать миру. Знаете, как он смог? Я вам скажу.

Благодаря Богу.

Музыка Баха несёт в себе Небесное и Земное, Духовное и Светское Бога и Человека и его внутренний мир. И сейчас, я предлагаю попробовать сформулировать тему нашего урока. Как Вы думаете, о чем сегодня предстоит нам узнать, что будет являться целью нашего урока?

Д. В чём сила музыки Баха?

У. Хорошо.

У. Что же для этого нам необходимо?

У. Какие задачи нам нужно рассмотреть. Какой путь мы найдём к цели?

Д. Узнать о биографии и творчестве композитора. Познакомиться с творчеством композитора.

Д. Внимание на экран. Сейчас мы свами отправимся в гости к композитору.

Предлагаю вам посмотреть презентацию о жизни И.С.Баха.

Иоганн Себастьян Бах родился в Эйзенахе. 21 марта 1685 года в маленьком немецком городке. В Германии. В семье И.С.Баха есть один феномен: его семья является одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается более 50 музыкантов и композиторов. Первые навыки игры на скрипке получил от отца-городского музыканта. 17-18 век - век париков. Причудливых нарядов, галантных кавалеров и прекрасных дам. Времена Барокко. Это направление в искусстве. В этом направление было важно показать внешний мир, оболочку. Это времена событий, которые очень важны для музыки. И в этот период появляется не только церковная музыка, но и сочинения светские, то есть для исполнения в «свете» - на праздниках или балах.

Во времена Баха церковь была могущественным органом власти в стране. Композитор работал кантором в церкви Св. Фомы в городе Лейпциге. В обязанности кантора входило писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем в церковной школе. С него требовали очень многое, а платили почти копейки. Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому празднику сочинять по новой кантате. Кантата это вокально-инструментальное произведение для хора. от итальянского слова cantata - петь. Композитор стремился приблизить простой народ к церковной музыки. Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцевальные интонации, а церковные власти не разрешали внедрять новое, заставляли его писать музыку по религиозным правилам, отвечающую канонам средневековья.

Эпиграфом нашему уроку послужат слова самого композитора «Цель музыки - трогать сердца».

Как вы понимаете эти слова?

Д. Каждое произведение должно трогать наши души. Бах был прекрасным органистом, и именно это принесло ему известность при жизни. Он был «отцом» органной музыки.

Внимание на экран! (звучит орган)

У. Что вы видите на экране.

Д. Мы видим изображение органа. Это очень большой, старинный музыкальный инструмент, украшенный красивыми орнаментами, устремлённые вверх.

У. К какой группе инструментов он относится?

Д. К клавишно-духовым.

У. Почему его называют королем инструментов?

Орган - самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов. Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью. Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие - 1 см.

У. Лучшие органисты мира включают в свои концертные выступления известное произведение И.С.Баха Токкату и фугу ре минор. Слушая орган, мы можем пережить всё то, что чувствовал сам композитор, создавая эту музыку. Начнем мы слушание с токкаты.

У. Слово токката, в переводе с итальянского, означает прикосновение, удар. Токкатой называют виртуозную музыкальную пьесу импровизационного характера. (запись в тетрадь)

У. С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; какие чувства возникали у вас при слушании этого произведения? (запись в тетрадь)

У. А сейчас мы послушаем Фугу ре минор.

Фуга, в переводе с латинского и итальянского, означает «бег», «движение» движение голосов. (запись в тетрадь) (нотный текст на экране)

Фуга - музыкальная пьеса, построенная на проведении одной музыкальной темы (или нескольких) последовательно во всех голосах, из которых эта пьеса состоит. Сам факт, что в фуге непременно должно быть несколько голосов, указывает на то, что фуга - это полифоническое произведение. Такой тип музыки называется полифонией.

Таким образом, полифония - вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. (запись в тетрадь)

У. Отличается ли Фуга от Токкаты?

У. В эпоху барокко, когда И.С.Бах писал музыку, она разделялась на светскую и духовную. Скажите, к какой музыке можно отнести произведение, которое вы сейчас услышали?

У. Предлагаю провести анализ фуги.

У. Наигрывает тему. (Фуга №2 до минор)

Эта тема повторяется несколько раз.

Она может повторяться в разных регистрах, разных тональностях.

Сейчас я попрошу вас вслушаться в звучание фуги. Каждый раз, когда вы будете слышать тему, поднимите, пожалуйста, руку. Поставьте для себя задачу: услышать определенное количество тем.

Музыка - слушание (2 мин)

У кого получилось услышать столько тем, сколько задумано? Поднимите руку. Ответьте.

У. Скажите, теперь, когда мы с вами проанализировали фугу. Можем ли мы ответить на вопрос духовная или светская тема присутствует в этом произведении?

Когда Бах писал фугу, каждая тема соответствовала определенной молитве. И теперь мы совершенно точно можем сказать, что это произведение духовное и звучит, как обращение к Богу! Здесь словно идёт разговор с Богом!

Бах писал церковную и светскую музыку. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человеку. Бах словно жил в двух мирах. С одной стороны это жизнь простого человека, у которого много детей, которых всех нужно было воспитывать, и при таком количестве детей нельзя было быть только серьёзным композитором и писать только серьёзную музыку. В его сердце жила и весёлая, лёгкая музыка.

Предлагаю прослушать ещё одно известное произведение И.С.Баха «Шутка» (звучит фрагмент произведения «Шутка», видеофрагмент на экране)

Поделитесь своими впечатлениями об этом произведении?

- Каков характер этого произведения? Как вы думаете, о духовном или светском рассказало это произведение?

- Какие чувства вызывает музыка этого произведения?

Д. К светской.

У. Всё верно. Спасибо за ответы.

У. Предлагаю вам провести музыкальную викторину. Проверить наши знания в музыкальном искусстве. Перед вами рабочий лист. Вам нужно ознакомиться с ним. Подумайте, какое из произведений мы отнесём к духовной музыке. (2 мин.)

Организует учебное взаимодействие учеников (в парах, в рабочих листах).

Сопоставьте свои ответы с ответами в таблице на экране и поднимите руку, у кого все совпало.

- Сегодня мы еще раз прикоснулись к музыке великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

При жизни самого Баха были напечатаны лишь единицы его произведений. Многие же и до сих пор не найдены.

А как вы думаете, музыка И.С.Баха современна, интересна в наши дни.

У. Почему?

Д. Музыка Баха звучит и в наше время. Она и сейчас современна. Звучит на концертах, в современной интерпретации.

У. Всё верно. Прослушаем произведение токката и фуга ре-минор в современной обработке, исполняет скрипачка Ванесса Мей. (звучит видеофрагмент на экране)

У Что нового вы услышали в исполнении Ванессы Мэй.

У. И в заключение урока мы закончим песней «За рекою старый дом», которая написана на музыку И.С.Баха.

Что мы должны вложить в песню, которую будем исполнять?

(характер исполнения, передать настроение)

Исполнение песни.

Наш урок подошел к концу, и я хотела бы вас спросить:

- Понравился ли вам урок.

- О чём ты думал?

- Какие эмоции вызвала у тебя музыка И.С.Баха?

У. Спасибо за работу! Урок окончен!