Разработка урока литературы "Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Технологическая карта урока

Предмет

Литература

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Класс

5

Дидактическая задача

Создать условия для осознания и осмысления обучающимися особенностей стихотворной речи средствами личностно-ориентированной и информационно-ориентированной технологий обучения.

Цель урока

Образовательная: познакомить обучающихся с различием стихотворной и прозаической речи; добиться усвоения понятий «рифма», «прозаическая речь», «стихотворная речь», «ритм», «речитатив», «рэп»; формировать умение строить текст определённой композиционной формы.
Развивающая: развивать ассоциативное мышление, творческие способности обучающихся, интерес к слову, навыки коррекции собственной деятельности.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся дисциплинированность, ответственность, самостоятельность при работе на уроке, чувство взаимопомощи и коллективизма, любви к малой родине через поэтическое слово.
Здоровьесберегающая: создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей ребёнка.

Планируемые результаты урока (предметные и метапредметные)

Предметные: научиться использовать знания о рифме и её видах, о ритме через рассмотрение рисунка стихотворного текста, о композиционной форме стихотворного текста «буриме»; понимать отличие речи прозаической и стихотворной; аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении.

Метапредметные:

  • Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности, принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.
  • Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.
  • Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Личностные: формировать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

В результате урока обучающиеся будут

  • знать: определение понятий «рифма» (перекрестная, парная, опоясывающая), «ритм», «прозаическая речь», «стихотворная речь», «речитатив», «рэп», «буриме»;
  • уметь: используя прозаический текст и текст сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью;
  • владеть: навыками работы с литературным материалом, владеть информацией по заданной теме.

Методы и формы обучения

По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и обучающегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение, закрепление и обобщение нового материала.
По характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Метод стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
Методы проверки, оценки знаний, умений, навыков: индивидуальный контроль, самооценка, рефлексия.
Формы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Критерии оценивания

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Основное содержание темы

Рифма. Способы рифмовки (перекрёстная, парная, опоясывающая). Ритм в окружающем мире. Ритм в стихотворной речи. Отличие стихотворной речи от прозаической. Речитатив, рэп, буриме.

Образовательные ресурсы (оборудование урока)

1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Презентация.
4. Интерактивная доска или экран.
5. Учебник: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2021.
6. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : [В 2 т.] / Т.Ф.Ефремова. - М. : 2000.
7. Толковый словарь русского языка: Ок. 65 000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов; Под ред. проф. Скворцова. - 26-е изд., перераб. и доп. - М.: Оникс, 2008.
8. Поэтический сборник «Капельки» (стихотворения учеников нашей школы).

Организационная структура урока (ход урока)