Стратегии работы с учебными текстами (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Учебным в широком смысле слова является тот текст, на основе которого и в процессе понимания которого возможно выстраивание собственных знаний. Прежде чем говорить о стратегиях работы с учебным текстом, я хотела бы вам показать картинки. Это так называемая глазограмма, обратите внимание на верхнюю нецветную картинку - это идеальное движение глаза при чтении. Вы поняли, что наверху картинка слабочитающего, ниже - хорошо читающего ребенка. Дело в том, что чтение - это извлечение информации и одновременно ее переработка, прогнозирование содержания. Стратегии включают читателя в диалог с текстом и начинаются еще на предтекстовом этапе, предвосхищая замысел автора. Это мозговой штурм, создание глоссария слов, алфавит за круглым столом, рассечение вопроса, батарея вопросов.

Остановимся на некоторых из них. Мозговой штурм, правила которого перед вами, при знакомстве с названием текста «Зачем у зебры полоски?» сопровождается паутинкой ассоциаций, фиксируя выдвинутые гипотезы. Прием «Алфавит за круглым столом» учащимся выдаются карточки с алфавитом, учащиеся выдают свои ассоциации, где понятно, что «А» это Африка, «П» - это полосатая, «З» - это зебра и встречается она еще и в зоопарке и т.д. Отвечая на вопрос «Зачем зебре полоски?» мы можем выставить батарею вопросов. Прием «Рассечение вопроса» рассказ «Живая изгородь Беньеса», где нужно ответить на вопрос «Что такое живая изгородь?», «Кто такой Беньес или возможно это нацеленный пункт и чем он знаменит.

СТРАТЕГИЯ текстовой деятельности INSERT (Инсот)

  1. текст читается и маркируется значками,
  2. если по мере чтения мы получаем ответ на поставленные вопросы, то помету «?» можно зачеркнуть.

По завершении чтения нужно провести обсуждение результатов работы над таблицей, которое не только подводит итоги работе с учебной информацией, но и мотивирует на дальнейшую работу с ней, стимулируя поиск ответов на собственные вопросы и расширение знаний по теме в целом.

Россия является страной, где грамотность является признаком здоровой нации. Но в настоящее время весь мир переживает мировую информационную революцию, так как усилилась доля письменной речи. Именно поэтому было создана европейская программа бакулит, в которой активно участвует наша страна. Проект направлен на формирование функционально грамотной личности, способной знания, полученные в школе, приумножать, применять, расширять в течение всей жизни. Как учитель практик, у ребят наблюдаю сложности при работе с учебным текстом, низкий словарный запас.

В ключе обозначенных задач, определила для себя тему, над которой строила работу в нынешнем 2022-2023 учебном году. Для этого в августе 2022 года прошла курсы Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)

Кроме этого, в течение учебного года по данному направлению проходила обучение на базе других образовательных площадок по данной тематике.

В результате чего сформировала кейс, банк стратегий, состоящий из 20 карточек стратегий работы с учебными текстами. Подкрепила некоторые из них собственными методическими наработками в парадигме фирменной технологии планирования урока САУ.

Обратимся к глазограмме. Мы наблюдаем движение глаза ребенка по тексту. Любой физиолог скажет, что в первом случае глаз беспорядочно мечется по строчке. В другом случае глаз спокоен, делает то, что приказывает ему мозг. Зачем я вам это показала на самом деле чтение это одновременное извлечение информации и её переработка. Глаз зафиксировал информацию, выстроил предположения о дальнейшем ходе событий, если гипотеза подтвердилась, читает дальше, если нет возвращается. Поэтому кто такой хорошо читающий человек - это человек у которого сформирован механизма вероятностного прогнозирования. Именно поэтому очень важно сформировать у ребёнка стратегии чтения.

Использование стратегии позволяет читателю отслеживать свое собственное понимание, Включает читателя в настоящий диалог с автором. Стратегиальный чтец фактически отвечает, как я это буду отслеживать. Именно поэтому с использованием стратегии чтения мы держим читателя на всех этапах в рамках текста, формируя в том числе критическое мышление.

Прежде всего хочу отметить, что чтение на прямую связано с письмом, формируя мыслительный процесс.

Представляю вашему вниманию некоторые из стратегий, которые я использую у себя как на уроках литературного чтения, окружающего мира, так и русского языка и математики. стратегии чтения на различных этапах работы с текстом.

Стратегия паутинка ассоциаций, предтекстовая стратегия, этап прогнозирования содержания текста.

Стратегия алфавит за круглым столом учащимся дается таблица на 30 клеточек куда вписанный буквы алфавита в течение 5 минут учащимся предлагается описать соответствующую клетку слово существительное который начинается на эту букву тематически которая может быть связано с текстом дальнейшая работа с таблицей карточка не может идти на этапе чтения текста важными понятиями заполняются пустующие клеточки или на после текстовым этапе когда ученики вновь обращаются к таблицы вычеркивают из неё не нужные слова если они есть заполняют пустые.

Стратегия чтение про себя с пометками. Модификациями данной стратегии можно считать SMART и INSERT. СТРАТЕГИЯ текстовой деятельности INSERT.

Цель стратегии - осуществлять самоконтроль осознанности чтения текста.

  1. текст читается и маркируется значками, если по мере чтения мы получаем ответ на поставленные вопросы, то помету «?» можно зачеркнуть.

По завершении чтения нужно провести обсуждение результатов работы над таблицей, которое не только подводит итоги работе с учебной информацией, но и мотивирует на дальнейшую работу с ней, стимулируя поиск ответов на собственные вопросы и расширение знаний по теме в целом.

Использование стратегии учит самостоятельно ставить цели и планировать свою деятельность, Формирует очень важны личностные результат сформировать цель деятельности план программу и отследить собственный результат . Систематическое системное использование стратегии чтения может вывести учащихся за рамки когнитивных умений в поле когнитивного опыта. Это и является главной задачей формирования функционально грамотной личности.