К вопросу о метапредметности как требованию нового ФГОС

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: ФГОС


Многие опытные учителя сетуют на то, что современные дети - другие, а именно - не любознательны, ленивы, поверхностны, необязательны, инфантильны, безответственны; мало знают, мало читают и т.д. Конечно есть и такие, но по моему глубокому убеждению опытные учителя не совсем понимают (или принимают?) сущность и природу современного ученика именно по причине своей «опытности». В данном случае имеет место «столкновение двух противоположных мироотношений: уходящее тотально-коллективное поколение и рождённое в его недрах новое поколение индивидуалистов личностной направленности». (В.В.Шоган).

Им не интересно или, как они говорят, «не нужно» историческое знание как таковое, которое мы, учителя истории, им даём и с них спрашиваем. История их интересует как средство, инструмент, условие для социальной адаптации, для самовыражения, для самостоятельного строительства собственной жизненной среды, для самоидентификации, для личного успеха. Новые дети не принимают общего подхода «для всех». Они требуют понимания себя, своих индивидуальных особенностей, ответов на свои личностные запросы, они ждут личностно значимых тем и уроков. И если они этого не получают, они теряют интерес к такому уроку «за ненадобностью» и остаются глухи к нему, заткнув уши наушниками или уткнувшись «в телефон». Вот такие они современные ученики… Прагматичные, практичные, не желающие тратить время на «бестолковую» лично для них информацию и всегда задающиеся вопросом «А зачем мне это надо?» А в самом деле - зачем?

Поэтому главное своё назначение как педагога вижу в том, чтобы быть максимально полезной детям, помочь им состояться и самореализоваться, т.е. стать Личностью в самом широком смысле слова.

Именно с осознанием этих изменений я пришла к необходимости личностно-ориентированного и практико-ориентированного подхода к обучению, став его активным сторонником и пропагандистом. Много читала, проходила курсы в Москве по данной проблематике. И до сих пор остаюсь верна своим убеждениям. Главным показателем правильности избранного педагогического кредо считаю не столько академические успехи своих учеников, сколько благодарные слова своих выпускников, их искреннюю дружбу, их профессиональную успешность и личностную состоятельность.

Примерно с 1997 года начались долгие и сложные поиски путей реализации идеи нового подхода к обучению.

Первым моим увлечением стала технология проблемного обучения, заложенная в программе «2100». Исходя из своего принципа полезности, я выбрала эту технологию, потому что она позволяет научиться самостоятельно формулировать проблему и решать её, что в перспективе поможет в написании научно-исследовательских проектов, курсовых и дипломных работ, кандидатских диссертаций, в основе которых как раз лежит тот самый проблемный подход: нет проблемы - нет работы.

Практически в совершенстве овладела технологией дебатов, поскольку была активным участником окружной экспериментальной площадки по риторизации учебной деятельности. Всегда была убеждена в том, что умение убедительно и красиво говорить является обязательным свойством хорошего образования.

Потом стала «модной» технология проектов. У меня увлечение ею пришло не сразу. Раздражали конъюнктурность, навязывание этой технологии со стороны администрации и департамента образования, часто формальный подход и выхолащивание слова «проект» что вызывало глухое сопротивление и протестные настроения. Но постепенно качественно сделанные проекты доказывали свою эффективность. Я эту технологию использовала, главным образом, не на уроках, а во внеурочной деятельности (спектакли, турниры, ассамблеи). В таких проектах с удовольствием участвовали и дети и родители. Постепенно стала использовать и на уроках.

В результате 20-летней педагогической практики мною были обозначены проблемы, которые становятся серьёзным препятствием на пути успешной самореализации детей в школе, а следовательно и в дальнейшей жизни, и которые я пытаюсь решать по мере своих сил и возможностей на уроках истории, обществознания и права. Обозначенные проблемы, конкретизировались в задачи, а задачи потребовали поиска решений в разнообразных организационно-деятельностных формах.

Проблема 1. Введение Единого государственного экзамена выявило отсутствие системности в знаниях: они фрагментарны, поверхностны. Задания высокого уровня сложности вызывают серьёзные затруднения, т.к. требуют развитого самостоятельного мышления, аналитических навыков, а не зубрёжки и хорошей памяти. Как помочь выпускнику справиться с этой задачей? Вообще проблема человеческого интеллекта занимала меня всегда. Даётся он человеку от природы или же его можно развить с помощью специальных приёмов и методик?

Задачи: 1) Систематизация и фундаментализация знаний (фундаментальными принято называть те знания, на которых можно построить любое знание). 2) Изучение природы творческой и познавательной деятельности. 3) освоение технологии развивающего обучения.

Пути решения. Развитие мышления, интеллекта. Его составляющими являются такие мыслительные операции как: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение, логика, моделирование, анализ, синтез, систематизация и т.д. Общественные дисциплины дают огромную возможность развития этих способностей.

Если ученик умеет мыслить, т.е. выполнять перечисленные выше интеллектуальные операции, он будет выполнять задания любой степени сложности, оперировать любой информацией и успешен в любом предмете- поэтому их принято называть надпредметными , фундаментальными или универсальными. С тех пор ни один урок не обходится у меня без отработки этих операций. Всегда приветствуется независимость и самостоятельность мышления, точность и ёмкость формулировок, полнота доказательной базы, парадоксальность подходов, нестандартность решений. Всё это делает общение на уроке действительно интересным и обоюдно полезным.

Постепенно предметом моего интереса становятся интерактивные методы. Особенно полюбила книги французского психолога Эдварда де Боно - пионера «мышления о мышлении». Он обучает мышлению как навыку, который можно и должно и развивать. В классах с углублённым изучением истории практикую уроки по методу «шести думательных шляп» или «колпаков Бона», особенно по дискуссионным вопросам истории.

Затем новый «вызов» моему профессионализму - необходимость освоения информационных технологий. Не могу сказать, что полюбила их, но признаю важность и принимаю как объективную реальность и способ существования современного общества и человека в нём. Учусь у своих учеников, часто обращаюсь к ним за помощью со словами «просветите тёмную» или «простите мою дикость и необразованность, но без вас ничего не получается…» И они с удовольствием откликаются. Вот так и учим друг друга.

Проблема 2. У части обучающихся наблюдается инфантильность, иждивенчество, надежда на списывание, подсказку, телефон, репетитора, энтузиазм учителя (за счёт его личного времени), родителей, их деньги, связи, на государство, наконец. Только не на себя.

Задача: Дать актуальную в современной жизни установку на самопознание, самопроектирование, самообразование, самозащиту, самонайм, самонастройку, самоактуализацию, самореализацию.

Пути решения: Необходимость стимулировать познавательную активность через практико-ориентированную деятельность и обучение функционально-инструментальной грамотности. Много внимания на уроках уделяется отработке навыков написания конспектов, эссе, планов, составлению таблиц, графиков, работе с картой, обработке информации, написанию характеристик и т.д. Учащимся предлагаются памятки, алгоритмы, пошаговые инструкции, помогающие освоить данные полезные навыки. Как найти нужный закон? Как правильно оформлять конспект и писать лекции? Как правильно формулировать определения или написать резюме, претензию или заявление?

Всё это необходимо, чтобы человек не чувствовал себя беспомощным ни в школе, ни в институте, ни на работе. В модернизационном угаре забыли о прочных и необходимых навыках и умениях, что, на мой взгляд, совершенно несправедливо. Они ещё никогда никому не навредили. А вот помогли точно.

Особенно много слов благодарности слышу от студентов. С целью осознания учащимися важности и необходимости познания иногда организую встречи со своими бывшими учениками, успешными и счастливыми.

Достаточно внимания стараюсь уделять рефлексии, самоанализу и самооценке детей на уроке.

В правильности выбранного пути убеждают письма выпускников:

«всегда с удовольствием шёл на урок», «скучаю по тёплой и дружеской атмосфере наших уроков», «спасибо, что любили и верили в нас», «уроки приносили большую радость, на них никогда не хотелось опаздывать, а пропускать, если честно, было и стыдно и обидно, даже если и по уважительной причине», «на уроках мне было тепло и комфортно как дома», «время всегда проходило незаметно», «замечательно, что Вы для меня не только учитель, но единомышленник и друг», «благодарна, что мы не злоупотребляли чудесами техники, а просто читали, размышляли и говорили друг с другом», «я начала любить и понимать историю», «эти уроки научили меня не только ориентироваться во времени и пространстве, но и в жизни и в людях», «за время учёбы у меня выработалось историческое мышление! Меня научили на перспективу! Теперь я понимаю где живу, почему всё происходит так, а не иначе, я могу думать и рассуждать об этом А понять - значит полюбить. Вы вообще жизнь не зря живёте…».

Этот экскурс в прошлое мне нужен был для того, чтобы убедиться в правильности образовательной парадигмы, философских основ и подходов, заложенных в новый федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС). Он был мною пережит и выстрадан. Все творческие поиски тысяч учителей легли в его основу и возведены в ранг государственной политики. Как историк не могу удержаться от цитаты - «испытала чувство глубокого удовлетворения», «верным путём идём, товарищи!»

Очень хочется верить, что новый ФГОС поможет формированию не «потребителя развлекающегося», а общественно-полезной и творческой Личности.