Социализация детей по средством музыки

Разделы: Музыка, Профессия — педагог


Становление личности ребенка, процесс его социализации в современное гражданское общество начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ребенок должен усвоить образцы поведения, психологические установки, получить представление о социальных нормах и требованиях, овладеть знаниями, умениями и навыками. Все выше перечисленное позволит ему успешно функционировать в обществе.

Но давайте вспомним, с чего же начинается осознание, принятие окружающего мира маленьким ребенком? Абсолютно верно, с музыки.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства детей, формирует их моральный облик. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения детей. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, музыкальной грамоты, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные основы общей культуры человека.

Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской и слушательской деятельности.

Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно его мелодию, ритм, тембр, гармонию, воспринимаем его целостно, обобщая в образе отдельные средства выражения. Восприятие всегда связано с осмыслением того, что видит, слышит, чувствует человек. Традиционное определение музыкального восприятия включает способность переживать настроения и чувства, выраженные композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Основной путь развития музыкального восприятия - это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а также расширение круга знаний о музыкальных стилях, жанрах, формах. Однако на характер музыкального восприятия влияет не только наличие необходимых музыкальных способностей, но и принадлежность слушателя к конкретному социально-демографическому слою. Возраст, уровень образования, место жительства влияют на характер музыкальных предпочтений не менее сильно, чем наличие или отсутствие музыкальных способностей. Музыкальные предпочтения школьников связаны с социальным статусом их семей, который определяется уровнем образования их родителей и родом их занятий. Положительные оценки самодеятельной авторской песни и классической музыки положительно коррелируют с наличием у старшеклассников общественной направленности содержания ценностных ориентаций. Положительная оценка рок-музыки и существенное ее предпочтение в структуре музыкальных интересов может говорить о преобладании защитных реакций, связанных с компенсацией положительных эмоций, получаемых в контакте с окружающей действительностью. Оценка музыкального произведения оказывается вязанной и с принадлежностью к определенной неформальной группировке. Потребность в общении часто приводит к тому, что школьники, входящие в одну и ту же неформальную группу, имеют одинаковые интересы. Потребность быть принятым в группу сверстников, нежелание оказаться в изоляции обуславливает сильнейшее давление на все свободные проявления молодого человека, в том числе и на музыкальные интересы. При том не сам школьник выбирает ту или иную музыку, а та группа, к которой он хочет принадлежать и далеко не всегда эта музыка может оказаться полноценной в художественном отношении. Высокая оценка классической музыки как важного элемента своего духовного багажа возникает у человека как результат определенной зрелости его про социальных установок, выбранного стиля жизни, обусловленного системой ценностной ориентации личности. Отказ от низкопробного искусства и, в частности, от малохудожестаенных образцов рок-музыки как разновидности психоэмоционального допинга может произойти при усилении позиций музыкального образования, что безусловно необходимо, но и при создании всех тех условий, которые приводят к высокой самооценки личности и формированию позитивной Я - концепции. Музыкальные интересы ребенка составляют одно из звеньев его общей культуры. Одним из важнейших принципов деления музыкальных произведений является различия их по принципу принадлежности к серьезному и легкому жанру. Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. Легкая музыка преимущественно функциональна и ее звучание может сопровождать многие другие немузыкальные виды деятельности, в то время как серьезная музыка подразумевает наличие самостоятельной ценности в самой себе.

Практика показывает, что проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если ученик сможет увидеть в этом произведении нечто значимое для себя. Следует обратить внимание учащегося на то, что эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями. Все, что способствует утверждению добра на земле, что приводит к счастью человека, понимаемому как расцвет его личности и общества, в котором он живет, вызывает в нас светлые чувства и оптимизм. Войдя в мир музыкального искусства, ребёнок учится передавать свои эмоции, чувства в исполняемом произведении. Вкладывает в него частицу своей души, что отражает его внутренний мир. Музыкальное произведение в силу своей многозначительности допускает много толкований и поэтому является удобным инструментом для исследования личности слушателя. Так при анализе ответов слушания 4 симфонии Шостаковича разброс оценок был очень велик - от негативного до позитивного полюсов. На позитивном полюсе эта музыка воспринималась как марш победителей, праздник, гимн свободе, а на негативном - как марш полчищ врага, страшный суд, торжество зла. На характер повлияли общая культура данной социальной среды, принятый в ней круг чтения, отбор предпочитаемых видов искусств, опыт их восприятия слушателем, его психофизическая характеристика в момент слушания и многие другие факторы.

Специфика музыкального обучения и воспитания заключается в раннем освоении и овладении умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности. Это создает условия раннего самоопределения обучающихся в областях музыкального искусства. Все занятия и творческие замыслы, идеи, умения, навыки - залог успешности развития ребёнка в его жизнедеятельности.

Список литературы

  1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А.Лука, И.Хорола. - СПб., «Лань», 1995.
  2. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Кн. для учителя. - М., «Просвещение», 1984.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М., МГУ, 1990. 367 с.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., «Просвещение», 1968.
  5. Назайкинский Е. В.О психологии музыкального восприятия. - М., 1978.