Игра в ЕГЭ с младшими школьниками или идеи для проведения урока информатики в 5–7-х классах в разрезе концепции подготовки к ЕГЭ по информатике

Разделы: Информатика

Классы: 5, 6, 7


«Есть ли у вас план, мистер Фикс?
Есть ли у меня план?
Да у меня целых три плана!»
(Мультфильм «80 дней вокруг света»)

Переход к сдаче ЕГЭ по информатике к компьютерной форме привел к необходимости пересмотреть технологию подготовки учащихся c учетом специфики современного экзамена. Теперь основной акцент сделан на освоении практических навыков программирования и применения информационных технологий, с глубиной познаний хорошо подготовленного пользователя, а уровень сложности современного экзамена предполагает, что подготовку к нему следует начинать в как можно ранние сроки, для чего следует пересмотреть саму концепцию урока в соответствии с задачами современного экзамена.

Обучающийся должен видеть и находить самостоятельно множество методов и способов для решения каждого задания, а также владеть на уровне профессионального пользователя целым рядом прикладных программ, которые могут ему в этом помочь. С учетом этого следует строить урок таким образом, чтобы одну и туже задачу можно было решать с помощью широкого спектра программ и уметь сравнивать эффективность своих решений.

Таким образом, для того, чтобы успешно сдать профильный экзамен, нужно формировать и развивать навыки практического программирования, закреплять навыки обработки числовой информации в электронных таблицах, уделять внимание теоретическим основам информатики, меж предметным связям с физикой и математикой, основам комбинаторики и постоянно закреплять и совершенствовать свои умения начиная с младших классов.

В этой статье, мне хотелось бы предложить идею такого урока, где обучающиеся находят решение одной задачи максимально большим количеством способом (возможно работая в группах), и сравнивают эффективность своих решений между собой. Предположим, перед учащимися ставится задача нарисовать змею питон семейства удавов по координатам (минимум тремя разными способами, с использование трех разных программ).

Какие варианты решения могут предложить учащиеся:

  1. Провести предварительную подготовку и нарисовать рисунок в тетради, используя декартову систему координат.
  2. Использовать средства Microsoft Office. Электронные таблицы Microsoft Excel.
  3. Использовать «черепашью графику» в языке программирования Python.
  4. Среда программирования КУМИР.
  5. Воспользоваться специальными прикладными программами по математике и т.д.

Затем, можно разбить класс на три равные группы, и каждая группа будет использовать одну выбранную прикладную программу или язык программирования и выработает стратегию реализации своего мини-проекта.

Далее следует провести анализ полученных результатов, выбрать пути решения, которые минимизируют возможности ошибки. Решения должны быть экономны, лаконичны, прозрачны, без сложных логических выкладок, а потому и максимально безошибочны, кроме того, решения должны быть быстрыми.

Практические рекомендации к выполнению работы тремя способами приведены ниже.

1. В первом способе для создания рисунка по координатам, откройте программу Microsoft Excel и создайте новый документ или выберите существующий. Затем введите значения координат X в один столбец и значения координат Y в другой столбец. Выделите эти данные и выберите функцию «Диаграмма точечная» в разделе «Вставка». Microsoft Excel построит диаграмму на основе ваших данных, которую вы затем можете настроить и дополнить визуальными элементами.

Второй способ предполагает использовать язык программирования. Пример реализации задачи на языке Python представлен на рисунке. Необходимо импортировать модуль turtle: from turtle import* (способ разрешает обращаться к функциям модуля непосредственно без упоминания имени модуля). Использовать команду goto(x,y), которая перемещает черепашку в точку с координатами (x,y). Для того, чтобы задержать окно на экране можно использовать команду Input ().

Реализации задачи на языке Python

В третьем способе используется исполнитель Чертежник в среде КУМИР Примеры реализации обучающимися нашего мини-проекта приведены ниже.

Далее необходимо подвести итоги, сравнив, кто из учащихся справился с заданием быстрее, либо работая в группах и определить какая из групп справилась за меньшее количество времени, и в какой программе работать эффективнее. Так же в качестве домашнего задания можно предложить сделать задание еще двумя способами.

С введением ЕГЭ совершенно меняется подход к проведению урока информатики. Старые задачи можно и нужно решать по-новому, так как применяемые вычислительные мощности в образовательном сегменте за последнее время значительно выросли и при грамотном применении языка программирования или другого программного продукта можно как минимум получить альтернативный вариант решения задачи меньшее время.

Так же, осуществляя проверку своих решений разными способами (математическим, программным и др.) можно значительно повысить вероятность достоверного ответа, а при совпадении результатов решенных заданий можно быть уверенным в правильности своего решения и прогнозировать свое количество баллов на экзамене.

Предлагаемый подход к уроку позволит выработать в учащихся навыки сравнительного анализа на ранней стадии обучения, а также дополнительный стимул для освоения новых программных средств, что значительно расширит их кругозор и позволит получить высокий результат на профильном экзамене по информатике.

P.S."Начинать никогда не рано, если действительно хочешь добиться успеха." - Дом сна (Джонатан Коу)

Литературные и интернет-источники

  1. https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory
  2. https://центр525.рф/matematicheskiy-risunok-po-kletochkam.html
  3. https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2022/12/25/o-podgotovke-k-kege-po-informatike