Развитие читательской грамотности и навыков смыслового чтения на уроках истории

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: читательская грамотность


Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть ВПР, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними.

Понимание текста - это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, и художественные и учебные тексты. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения - словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность.

Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность - это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

И первое время приходится учить шестиклассника работать с историческим текстом.

Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

  • неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  • неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  • не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
  • не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
  • отсутствие навыка целостного анализа информации

Для того чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов.

Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие развивать «компетентность чтения»:

  • выделение в тексте главных положений и смысловой идеи (первое время (6-7 классах) такой вид работы дается не просто ученикам, в дальнейшем они уже справляются легко);
  • составление вопросов к тексту и ответы на них; (ученикам очень нравится следующая работа с текстом: как правило это задание дается на дом: к каждому пункту текста составить 2-3 вопроса таких, чтобы на них не было явного ответа в тексте.).
  • комментированное чтение текста (если в 7-6 классах достаточно комментирование текста учебника, то в более старших классах производится комментирование чтение исторических источников);
  • аналитическое чтение текста;
  • разбивка текста на смысловые части;
  • составление различных видов планов (анализ результатов работ выпускником показывает, что в таких заданиях ученики делают немало ошибок; поэтому, начиная с 7 класса мы учим составлять план текста, не используя готовые словосочетания из текста);
  • составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц;
  • подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста;
  • составление логической схемы, кластера на основе ключевых извлечений из текста;
  • преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму;
  • развертывание текста;
  • на основе сопоставления нескольких источников восстановление поврежденного текста;
  • реферирование текста.

Прием 1. Сравнение. На основе знаний по теме сравните рисунки. Какие сходства и различия вы видите. ( муж и женс)

Работа с понятиями.

В методической литературе можно найти множество приемов работы с понятиями. Например:

  1. «Четвертый лишний» (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).
  2. «Продолжи ряд» (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).
  3. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.
  4. Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные - по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием - составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.
  5. Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)
  6. Установление иерархии: среди предложенных слов ученик должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.

Итог. Таким образом, «смысловое чтение» означает наиболее точное понимание и осознание прочитанного текста. Ученик, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и исследовательских компетенций учащихся.