Урок литературного чтения. Л.Н.Толстой "Акула"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: литературное чтение, Л.Н.Толстой, Л.Н.Толстой «Акула»


Единица содержания: применять алгоритм анализа литературного произведения для доказательства художественного стиля текста и понимания того, чему учит это произведение.

Цель урока

обучающий аспект:

  • знать великих русских авторов и их мудрые высказывания (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь применять алгоритм анализа литературного произведения (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

  • развивать умение планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);
  • развивать логическое мышление в ходе прогнозирующего чтения, при сопоставлении художественных средств выразительности с синонимами, пословиц с основной мыслью произведения (познавательные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать культуру общения и взаимодействия при работе в паре (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • воспитывать такие положительные качества характера, как ответственность, решительность, осторожность, выдержка, благоразумие (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким (личностные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • применение знаний и способов действий;
  • информация о домашнем задании;
  • итог урока на рефлексивной основе.

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 12 мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Оргмомент.
Презентация

Проверяют готовность к уроку

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок и условия для самостоятельной формулировки темы и целей урока Настраиваются на урок
Рассуждением от противного определяют автора произведения, которое будут изучать
3. Организует блиц-опрос по знанию фактов биографии Л.Н.Толстого
Приложение Learning Apps (прил. 2)
Проверка понимания ошибок.
Появление фото акулы.
По цепочке каждый выбирает любое сочетание слов или число и соотносят этот факт с биографией и творчеством Л.Н.Толстого. Класс реагирует на правильность ответов при помощи карточек ДА/НЕТ.
Оценивание: 0-1
Определяют тему «Л.Н.Толстой. «Акула», ставят цели.

4. Организует работу в парах для уточнения цели
Карточки для кластера (прил. 3)
Цель: доказать с помощью алгоритма анализа произведения, что рассказ «Акула» - это художественный текст, понять, какие он вызывает чувства и каким нравственным ценностям учит.
На магнитной доске открывает составные части алгоритма («алгоритм анализа»)

Каждый в паре получает по 3 карточки, необходимо вместе составить кластер
Пары: Глеб М - Артём, Лиза - Глеб З, Полина - Петя, Ваня - Ян, Алиса - Георгий, Соня - учитель
Проверка: по слайду
Оценивание: 0-1-2
Делают вывод: чем отличается произведение художественного стиля от научно-познавательного?

Домашнее задание 2 мин.
Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Метод: репродуктивный
Форма работы: индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сообщает Д-З: прочитать текст Л.Н.Толстого «Прыжок» и доказать при помощи алгоритма, что он является художественным текстом.

Задают уточняющие вопросы

Применение знаний и способов действий 21 мин.

Задача: обеспечение умения самостоятельно в комплексе применить знания в стандартной и новой ситуациях.
Метод: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организует подготовительную работу для понимания текста
- Что вы знаете про акулу?
Предлагает прочитать научно-познавательный текст про акулу

Отвечают на вопрос, опираясь на свои знания
Читает (Артём)
Определяют стиль
Организует словарную работу в парах с новыми словами, которые встретятся в тексте
Карточки для определения значения слов (прил. 4)
Каждый получает карточку, вписывает название слова рядом с определением. Затем один объясняет другому значение своих слов, а второй проверяет по образцу на обороте карточки. Потом меняются ролями.
Оценивание: 0-1-2
2. Организует знакомство с произведением с помощью чтения с прогнозированием по диафильму
Диафильм https://mix-pix.ru/akula-1963-g/
Читают фрагменты текста с остановками. Во время остановок отвечают на вопросы по прогнозированию сюжета, развития действий.
Читают: Гера, Ваня, Артём, Глеб З, Глеб М
3. Организует применение алгоритма анализа текста для доказательства художественного стиля
1-4 пункты алгоритма
(отмечает на доске выполнение данных пунктов)
Выделяют существенную информацию из текста, фиксируют пункты 1-4 алгоритма
4. Организует работу по определению средств выразительности (прил. 5)
Фиксирует на доске выполнение пункта №5
Индивидуально подбирают в тексте средства выразительности, являющиеся синонимами написанных фраз. 3 человека (Глеб З, Артём, Лиза) называют, какими средствами являются подобранные словосочетания. Вклеивают в РЛ табличку
Оценивание: 0-1
Фиксируют пункт №5 алгоритма
5. Организует работу в парах по восстановлению плана произведения, определению настроения, эмоций, чувств, опираясь на словарик
Фиксирует на доске пункт №6 алгоритма
Сначала каждый определяет по словарику для своего пункта плана настроение, эмоцию или чувство, потом вместе собирают пункты в порядке повествования
Оценивание: 0-1
Фиксируют пункт №6 алгоритма

6. Организует работу с пословицами для понимания главной мысли рассказа «Акула».
Фиксирует на доске пункт №7 алгоритма

У каждого по две части пословицы. Вместе собирают из рассыпанных частей две пословицы и договариваются, какая из них подходит к рассказу (отражает главную мысль)
Проверка: вслух
Оценивание: 1б., если верно
Фиксируют пункт №7 алгоритма

Итог урока на рефлексивной основе 5 мин

Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей.
Методы: репродуктивный, продуктивный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Получилось ли доказать, что текст художественный?
- Что помогло провести доказательство?
- Зачем доказывали?
Чему учит этот рассказ?
Организует выбор ценности.

Отвечают на вопросы

На доске прикрепляют магнит на то качество, которому, по их мнению, научил их этот рассказ.
Комментируют по желанию.

Прием «Мой совет» (кому бы из героев вы хотели дать совет?) Дают совет мальчикам, капитану, отцу.
Организует самооценивание работы на уроке Оценивают работу на уроке с помощью шкалы:
7-8 б. - отм. «5», 5-6 б. - отм. «4», 3-4 б. - отм. «3»

Комментирует домашнее задание
Заканчивает урок цитатой о родительской любви

Задают вопросы при необходимости