Игровые технологии в начальном образовании

Разделы: Начальная школа


В сегодняшнее современное время актуальность игры повышается. Телевидение, видео, компьютерные сети увеличили и разнообразили поток информации, получаемой детьми. Но эти источники, в основном, представляют собой материал для пассивного восприятия. Задача педагога - развить умение самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Это позволяет игра, которая служит практикой использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра - это естественная форма обучения для ребёнка, она является частью его жизненного опыта. Передавая знания с помощью игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Ресурс детской игры велик, он максимально воздействует на разные стороны развития, и в первую очередь - на формирование у младших школьников творческой и социальной активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания.

Исследования Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.К.Занкова, Л.И.Айдаровой, А.К.Дусавицкого, А.К.Марковой, Ю.А.Полуянова, В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман И.С.Славиной, Л.И.Божович, Е.Е.Кравцовой и других посвящены особому периоду в жизни ребёнка - младшему школьному возрасту. Проблемы методов обучения разработаны в исследованиях М.Г.Голубчиковой, М.А.Дружининой, Т.С.Панина, Е.С.Полат, С.А.Харченко, Е.Н. Шимутиной и других. Многие известные педагоги (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, П.И.Пидкасистый, А.С.Прутченков и другие) справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.

Цель работы - рассмотрение игровых технологий в начальном образовании.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Теоретической основой исследования послужили научные труды М.В.Дворковой, А.А.Думиньш, Т.Ф.Ефремовой, А.В.Калиниченко, Ю.В.Микляева, Е.В.Карповой и точки зрения других отечественных ученых в исследуемой сфере.

Одной из основных задач современной российской школы является воспитание школьника как жизненно и социально компетентной личности, способной осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях. Достичь этой цели путем использования только традиционных форм и методов организации учебной деятельности невозможно. Решению данной проблемы в значительной степени способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения, которые ежедневно требует от педагогов новых подходов к содержанию обучения. Выбрать свою учебную модель и разработать её с учениками, внедряя современные образовательные технологии, непросто, но интересно. Активизировать учебный процесс, сделать его более интересным помогают проблемные задания, поисковые и лингвистические задачи, игры.

Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра - незаменимый в этом помощник. При объяснении нового материала, при закреплении, при отработке навыков чтения для развития речи обучающихся можно использовать игру. Игра - это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации и защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

Игра - это воображение. Суть её в том и состоит, что она отражает окружающую действительность «понарошку». Огромные возможности раскрываются перед ребёнком, когда он вступает в страну игр. Иначе говоря, игра - работа ребёнка над самим собой. И здесь можно всё: в игре ребенок может готовиться к будущей взрослой деятельности, в игре растрачивает избыточную энергию, в игре просто и естественно преодолевает своё несовершенство. Ребенок ощущает себя воплощением творчества и свободы, воплощением самой сущности человека.

Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности детей и способствует их психическому, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Разные роли в играх, хоть это и плод фантазии ребенка, дают ему возможность получить глубокое понимание ценностных категорий «хорошо» и «плохо», определить то, что является положительным, а что в поведении неприемлемо [8].

Играя, ребёнок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздаёт её в своих действиях. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребёнка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов.

В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков. В игровой деятельности быстрее раскрывается индивидуальность ребёнка, формируются умение работать в коллективе, развиваются коммуникативные навыки и творческие способности.

Сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. Ценными при этом являются классификации, которые лежат в основе игровой деятельности:

1. Классификация по сущностной игровой основе: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (например, КВН).

2. Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;
  • релаксационные игры-паузы [7].

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы у детей, вызывает у учащихся интерес к процессу познания. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение и, как следствие, - облегчает процесс усвоение знаний. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у младших школьников такие психические процессы, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость и сообразительность. Многие задания игр требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение, требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам группы, коллектива. Художественное оформление - игрушки, рисунки, демонстрационный материал - выполняют задачу художественного воспитания детей.

В практике использования дидактических игр в учебном процессе наиболее распространённая ошибка - подмена самой игры учебными упражнениями, которые учителя называют игрой, а по сути, в них нет тех элементов, которые больше всего привлекают учеников. Игровые элементы позволяют «спрятать» от учеников дидактическую задачу и, таким образом, облегчить на первых порах трудный для них процесс приобретения знаний. Эти элементы входят в структуру игры. Условием повышения результативности дидактических игр и занимательных заданий является планомерность их проведения: они должны использоваться не на отдельных уроках или внеурочных занятиях, а во всей системе работы со школьниками.

Работая с младшими школьниками, следует быть очень осторожным в дозировке игрового материала. Необходимо обратить внимание на то, что недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Недостаточное использование игры снижает активность учеников, ослабляет интерес к предлагаемой информации. Если же допущена передозировка игры, дети с трудом переключатся на обучение в неигровых условиях. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младших школьников. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Игра должна помогать овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Игровая деятельность в процессе обучения должна строиться в соответствии с закономерностями обучения: «Чем больше и разносторонне обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности, репродуктивной или творческой».

Игровые технологии являются актуальными современными педагогическими технологиями в образовательном процессе, так как игровая технология - это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные.

В основе игровых технологий лежит игра.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [11].

Вот какое лексическое значение слова «игра» дано в толковом словаре Т.Ф.Ефремовой: «Игра - это занятие, служащее для развлечения или развития личностных навыков, построенное по определенным правилам» [3].

В начальную школу дети приходят после детского сада, где основной деятельностью является игра. С приходом ребенка в школу меняется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, основным видом деятельности становится учение. Поэтому только игра может помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение, так как ребенок еще в дошкольном учреждении знакомится с дидактическими играми. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими детьми, развивает познавательную деятельность, внимание. Игра важна для детей младшего школьного возраста.

Поэтому в начальной школе считается наиболее приемлемым использование именно игровых технологий.

Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, память, мышление, восприятие, формируется устная речь ребенка. В условиях игры обогащается словарный запас и знания ребенка о мире. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом.

На своих уроках можно использовать развивающие дидактические игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность проверить свои силы.

Игровая деятельность на уроке способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания младших школьников. Введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Подбирая игры и игровые упражнения к уроку, необходимо подобрать такие игры, которые вызывают интерес у детей [17].

Так на уроках обучения грамоте используются следующие дидактические игры.

1. Дидактическая игра «Узнай слово».

Цель: развивать умение давать правильную характеристику гласным и согласным звукам, активизировать внимание, память.

Учитель раздает буквы составляемого слова, например домик и просит составить из данных букв слово. Далее дает задание сделать шаг вперед «буквам», которые обозначают гласные звуки, аналогично «буквам», которые обозначают согласные звуки. Дать характеристику каждому звуку. Объединиться буквам в слоги.

Эту работу можно проводить на уроках обучения грамоте, русского языка при изучении словарных слов, при составлении схем звукобуквенного анализа.

2. Дидактическая игра «Живые слова».

Цель: развивать умение составлять правильные предложения, внимание, устную речь. Например, учитель читает предложение: «На улице заморосил дождь».

- Сколько слов в предложении?

Учитель говорит, кто каким словом будет в предложении.

(Иван - ты будешь первым словом в предложении, Мария - вторым, Алексей - третьим, Ева - четвертым). Ребята выходят к доске и становятся «Живыми словами» в предложении.

- Прочитайте предложение.

Ребенок делает шаг вперед и «читает» свое слово.

Еще раз прочитаем предложение (читают все дети с мест).

Учитель говорит:

- Живые слова поменяйтесь местами!

Дети читают получившееся предложение и делают вывод о важности порядка слов в предложении.

3. Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и признака предмета, развивать внимание, мышление.

Ученики получают карточку с определенным словом. По сигналу учителя ребята должны образовать нужную пару слов (слово-предмет со словом признаком предмета). Например (таблица 1).

Таблица 1 - Образец карточек дидактической игры «Найди пару» [17]

Слова, обозначающие предмет

Слова, обозначающие признак предмета

котенок

яркая

звезда

красивые

глаза

синяя

куртка

пушистый

Побеждает та пара, которая, первая правильно соотнесла слова.

Данную игру применяем на уроках русского языка в 1 классе при изучении темы «Слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие признаки предметов» на этапе закрепления пройденного материала.

4. Дидактическая игра «Раздели слова на группы».

Данную игру можно применять на уроках русского языка на этапе закрепления.

Цель: развивать логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать предметы.

На карточках записаны слова: дорога, сосулька, мостик, водичка, облако, тетрадь, силач, листок, яблоко.

Учитель просит разделить слова на группы в зависимости от задания.

  • Раздели слова на группы по количеству слогов (ученики 1 ряда).
  • Раздели слова на группы по родам (ученики 2 ряда).
  • Раздели слова на группы по постановке ударения (ученики 3 ряда).

Обучающиеся разбирают необходимые слова и создают группы по заданию учителя. Затем, каждая группа объясняет выбор своего действия. Ребята из других групп анализируют ответы своих одноклассников [16].

5. Игра «Хлопни-топни».

Цель: развивать внимание, мышление.

Перед игрой детям дается задание, в котором они должны при правильном утверждении хлопнуть, а неправильном - топнуть.

Игру «Хлопни-топни» можно использовать на всех уроках в начальной школе.

6. Игра «Поймай снежок»

Цель: развивать память, мышление, внимание, устную речь, умение работать в коллективе.

Ребята встают в круг. Учитель бросает модель снежка и называет, например, табличный случай умножения. Ребенок ловит «снежок», говорит ответ и бросает его другому участнику игры, называя новый случай таблицы умножения. Ученики слушают ответы одноклассников, запоминают табличные случаи умножения, исправляют ошибки других, учатся работать в коллективе.

Таким образом, применение дидактических игр на уроках в начальной школе помогает развивать универсальные учебные действия, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным.

Внедряя современные игровые технологии, педагог повышает уровень качества и успеваемости учебно-воспитательного процесса.

Также это способствует появлению возможности решения учителем наиболее важных задач и ситуаций психолого-педагогического характера в образовательных учреждениях.

Эффективность образовательной системы зависит от определенных факторов, среди которых:

  • увеличение уровня заинтересованности ее участников. Игровая деятельность дает ученикам и учителям дополнительные возможности для накопления, обмена мнения в непроизвольном виде;
  • мотивация и интерес ребенка к обучению зависят от применения игр на практике. Это обусловлено нестандартностью проведения уроков. Благодаря игровой деятельности можно больше заинтересовать ребенка к изучению определенного предмета;
  • игры способствуют повышению самостоятельности обучения, возможности изучения без прямого участия учителя через выполнение домашних заданий с требуемыми элементами проверки того, насколько они правильно выполняются [4].

В качестве одного из важных методов пробуждения активности мышления ребенка выступает учение с увлечением. По словам Ушинского К.Д., учение является трудом, но таким трудом, которое полное мысли и при котором интерес к учению появлялся бы из серьезной мысли. Группы мотивов, которые по этой причине выделяются в современной системе вариантов обучения, состоят из методов убеждения, методов упражнения и приучения к выполнению требований, методов положительного примера, методов благоприятного общения [14].

Деятельная личность, наполненная оптимизмом, будет формироваться в том случае, если школа становится объектом, приносящим положительные эмоции ученикам, а учение превращается в одно из успешных и любимых занятий. Так обучение, развитие мыслительного процесса и воспитание позитивных мотивов учения школьников связывается в единый процесс.

Как осуществляется формирование полноценной мотивации в качестве чудодейственного механизма учебного познания? Данный вопрос исследовался многими педагогами и психологами. К примеру, в соответствии с рекомендациями В.В.Бондаревского, воспитание глубокого интереса к знаниям осуществляется при использовании подбора игровых ситуаций, ярких фрагментов, интересных фактов, а также составлении творческих заданий [2]. Чрезвычайно важным является постоянное повышение школьником значимости всех его мотивов: благодаря более значимому, ценному мотиву личность как бы раскрепощается, это способствует введению в действие новых резервов знаний и умений. Ведь эффективность деятельности школьника во многом зависит от совокупности познавательных социальных мотивов у него.

Практика показывает, что беседы с ребенком уже в начальных классах являются побудительной силой в качестве социальных и познавательных мотивов. Дети, у которых спрашивают, для чего они учатся, обычно отвечают «чтобы стать образованным» или «чтобы много знать». И для сохранения интереса у ребенка к учебному процессу необходимым является проведение нестандартных уроков и мероприятий в игровой форме.

Чем обусловлен интерес детей именно к игре? Это связано с определенными причинами, которые мы приведем ниже:

  • благодаря игре ребенок может свободно выражать свои мысли;
  • игра характеризуется отсутствием задач, долговых обязательств, закона;
  • играть можно только на добровольной основе, без приказа [5].

Игры нейтрализуют недостатки действительности. Жесткий мир реальности противопоставляется иллюзорным гармоничным миром - антиподом. Игры делают события волшебными и необычными. Совершенствуя собственные цели, игровая деятельность способствует физическому совершенствованию. В ней ребенок применяет собственные навыки как физического (умение защитить самого себя и других людей), так и умственного характера (умение логического мышления и принятия решений в той или иной ситуации);

  • игровая деятельность делает возможным предоставление или совершенствование собственных задатков и творческих навыков в использовании требуемых игровых атрибутик;
  • игра является не просто детской заинтересованностью в определенной деятельности, а проявлением чувств и эмоций;
  • благодаря игре развивается воображение, она создает нереалистические, фантастические миры;
  • игра способствует развитию умственных, логических способностей у каждого ребенка и вносит интригу в его жизнь;
  • игра развивает ребенка;
  • игра делает возможным проявление ребенком собственных чувств и потребностей;
  • игра способствует развитию у ребенка умения, связанного с ориентацией в реальной жизни, неоднократно и как бы без умысла проигрывая их в своем вымышленном мире;
  • игра делает психологически устойчивым ребенка и снимает у него лишнюю тревожность;
  • игра способствует выработке у ребенка активного отношения к жизни и целеустремленности в выполнении поставленных целей.

Побуждение к игровой деятельности ребенку дает и его склонность к подражанию [6]. Школьный возраст является первоначальным этапом усвоения общественного опыта. Факторами развития учащихся являются воздействие воспитания, влияние интересов и впечатлений от окружающего мира. Следовательно, интерес к работе и жизни взрослых возникает у детей в достаточно ранний период.

Игра представляет собой самый доступный вид деятельности, своеобразный метод переработки полученных впечатлений для детей.

Она имеет соответствие с наглядно-образным характером его мышления, активности и эмоциональности. Ребенок, подражая в игре поведению и труду взрослых, никогда не останется равнодушным.

Жизненные впечатления пробуждают у детей различные чувства, мечты о том, чтобы стать космонавтом, летчиком или же врачом.

Игра обнаруживает детские переживания, отношение ребенка к жизненным реалиям [1].

С помощью игр, создаваемых педагогами, дети знакомятся с окружающим пространством, принимают активное участие во взрослой жизни, осуществляют собственные мечты.

Как говорил Б.Д.Эльконин, выступая на конференции «Развивающие игры для детского творчества», игра не только формирует у ребенка требуемые знания, умения и навыки, но и позволяет родителям выявлять и развивать детские способности даже в наиболее раннем возрасте [15].

Большую популярность в настоящее время приобрели развивающие игровые технологии для детей, учащихся в начальных классах, которые способствуют непроизвольному развитию у детей навыков общения, научают быть самостоятельными, а также развивают логическое мышление, воображение, память и мелкую моторику и так далее.

Интеллектуальные игры, способствующие развитию и обогащению умственных способностей и возможностей детей, стимуляции их мозговой работы, вызывают у них повышенный интерес. По мнению различных исследователей, проживающих в разных точках мира, с ребенком можно проводить занятия посредством использования игровых приемов и методов, ведь тренировке поддается как физическое состояние человека (то есть его организм), так и умственные способности (то есть мозг человека).

Достаточно широкое внедрение игровых педагогических технологий в педагогическую практику происходит в течение последних десятилетий. Из исследований В.А.Кривовой, Т.М.Сорокиной, Л.Н.Матросовой, С.И.Тюнниковой можно сделать вывод о том, что благодаря игровым технологиям развивается творческое мышление, активизируется самостоятельная работа школьников [10].

Основную роль умственного развития выполняет содержание образования, совокупность научных знаний, которыми овладевают ученики. Предлагая школьникам определенную тему урока, педагоги рассчитывают, что дети уже имеют определенные знания. Наряду с тем, бывает и такое, что школьник в течение 11 лет учебы «заполнял» свою голову новейшей информацией, однако при этом он не научился использовать полученные навыки.

Академик Минц А.Л. считает, что такой человек похож на фаршированную рыбу, не способную плавать. Как известно, при отсутствии у ребенка желания, связанного с освоением образовательных умений, получением знаний и способам освоения знаний, обычное механическое заучивание не даст ему никакого результата. Ведь ребенок, который заучит наизусть необходимый материал, не сможет применить его в реальной жизни. Следовательно, наша задача должна состоять из того, чтобы заинтересовывать детей к обучению через использование различных его форм [9].

Игровая форма обучения является наиболее значимым и перспективным нововведением последнего времени. Проведение процесса деловой дидактической игровой деятельности сопровождается динамичностью и продуктивностью мыслительного процесса, целеустремленности, активности, прочности и оперативности памяти, стремлением к совершенствованию и верой в собственные силы. Игровые технологии могут стать одной из форм интегрированного обучения в педагогических теориях сегодняшнего дня с дидактической точки зрения.

Цель современного образования в начальных классах заключается в постоянном развитии исторически принятой педагогической системы при учете развития условий, позволяющих формировать социально активную, профессионально компетентную личность и творчески самостоятельное самовыражение.

Результатом роста роли образования в современной социально-экономической жизни становится актуализация таких профессиональных функций как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды [12], наряду с традиционными педагогическими функциями (такими как обучение, воспитание и так далее) в условиях модернизации образования.

Мотивировать любого ученика к познавательной деятельности чрезвычайно сложно, для достижения поставленной цели придания интереса учащимся необходимо использовать свойства коммуникабельности и достаточной информативности. Интенсивность и результативность развития ребенка зависит от различных факторов, среди которых включение его в деятельность, которая соответствует области ближайшего развития, наличие положительных эмоций от учения, уровень доверия учителю и иным участникам образовательного процесса [12].

На уроках в начальной школе существует необходимость в том, чтобы целесообразно использовать игровые технологии, которые способствуют обогащению ребенка в духовном плане и заложению в него важных образовательных умений, а также ориентироваться в любых жизненных ситуациях.

Использование игр характеризуется наличием определенных условий:

  • конструирование и отбор согласно содержанию изучаемой темы, задач и целей уроков;
  • применение игр наряду с другими формами в сочетании с эффективными способами и методами в изучении нового материала;
  • четкий подбор и формулирование целей и задач;
  • отбор по познавательным возможностям учащихся и их интересам.

Были детально рассмотрели механизмы, которые обусловливают привлекательность игровой деятельности - для подчеркивания тезиса относительно того, что потребность в игре является одной из основных потребностей не только ребенка, но и взрослого человека. А фактор, варьирующий содержание игры, представляет собой культурную ситуацию, в которую погружены дети [13]. Можно бесконечно говорить о взаимосвязи между игрой и обучением.

По мнению многих исследователей и практиков, в число критериев, от которых зависит игра, входит не только содержание, но и социальная ситуация. Как считается в педагогической психологии, игра представляет собой деятельность именно детей, которые имеют начальный школьный возраст.

Следовательно, по результатам применения игр можно сделать вывод, что школьники легче усваивают и применяют на практике учебный материал, предоставляемый детям в форме игры. Умение и навыки, которые дети получают школе, легче ими усваиваются в игре, а применение игровой формы уроков способствует повышению качества знаний по определенному предмету. Постоянная работа в данном направлении имеет положительный результат, связанный с формированием у детей постоянного интереса к процессу обучения, с развитием словарного запаса, активизацией внимания учащихся, повышением успеваемости и орфографической зоркости.

Литература

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Гардарика, 2019. - 320 с.
  2. Бондаревский В.В. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 380 с.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный [Текст]. / Т.Ф.Ефремова. - М.: Дрофа, Русский язык, 2000. - 1233 с.
  4. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности школьников. - М.: Норма, 2019. - 290 с.
  5. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2015. - 350 с.
  6. Князькин И.В. И.М.Сеченов. Биография. Главные труды. - С-Пб: Деан, 2004. - 310 с.
  7. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Волгоград: Перемена, 2018. - 195 с.
  8. Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа. - 2002. - № 11. - С. 3-6.
  9. Минц А.Л. Давайте поиграем. - М.: Проспект, 2015. - 190 с.
  10. Николаева С.Н., Комарова И.А. Игры в воспитании школьников. М.: Проспект, 2019. - 310 с.
  11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст]. / В. А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1977. - 288 с.
  12. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра. - Ярославль, 2015. - 210 с.
  13. Урунтаева А.Г. Школьная психология. - М.: Процесс, 2020. -320 с.
  14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М.: Учпедгиз, 1950. - 390 с.
  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Норма, 1999. - 410 с.
  16. Лактионова С.В. Подбор дидактических игр на уроках литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс]. / С.В.Лактионова. // Мультиурок. - URL: https://multiurok.ru/files/podbor-didakticheskikh-igr-
  17. Нагорнова С.Е. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]. / С.Е.Нагорнова. // ДЛЯ ПЕДАГОГА. - URL: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4663