Конспект урока по теме "Сложение в пределах 20"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, сложение и вычитание в пределах 20


Цель: закрепление навыков устного счета в пределах 20.

Задачи:

  • Закреплять знание изученных таблиц сложения и вычитания в пределах 20, знание состава чисел, умение решать простые и составные задачи, закрепить понятия «целое» и «части».
  • Развивать умение анализировать, сопоставлять, рассуждать, математическую речь.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в паре, умение слушать другого, усидчивость.

Оборудование: мультимедийная презентация, листы в форме орехов с примерами, музыка для детей «В гармонии с природой» - «Солнечные дни».

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы, целей урока

- Ребята, сегодня нам в класс пришло письмо. Чтобы узнать от кого оно, нужно дополнить на конверте числа до 10. (Слайд 2)

- Молодцы! Теперь можно открыть секрет. Это письмо от Ёжика. Он просит у нас помощи. Поможем ему? Для этого нужно оказаться в лесу. Закройте глазки. (Звучит мелодия «Солнечные дни».)

3. Закрепление навыков счета в пределах 20

- Итак, мы попали на лесную полянку. А вот и Ёжик. (Слайд 3)

- Поможем Ёжику собрать грибочки для Белочки. Для этого нужно решить пример и выбрать нужный гриб. (Слайды 4-15)

- Молодцы! Вот Ёжик принес Белочке грибы. (Слайд 16) Она сначала обрадовалась, а потом немного загрустила. Белочке тоже нужна наша помощь. (Слайд 16. Щелчок на Белочку. Появляется задача.)

- Решим задачу: «Ребята, помогите мне узнать, сколько у меня грибов. Ёжик принёс мне 10 белых грибов, а груздей на 4 меньше. Сколько всего грибов принёс мне Ёжик?»

- О чем задача? (О грибах.)

- Какие грибы были у Белочки? (Белые и грузди.)

- Белочка составила три схемы к задаче. Определите, какая из них правильная? (Слайд 17) (Правильная схема 3.)

- Почему вы так решили? (Потому что нам известно, что у Белочки было 10 грибов, а груздей - на 4 меньше. А нужно найти, сколько всего было грибов. Все эти данные указаны только на схеме 3.)

- Откроем тетрадь, запишем число, начертим схему к задаче.

- Как можно узнать, сколько было груздей? (Нужно от 10 отнять 4. Будет 6) Запишем в решение. (10-4=6 (грибов))

- А теперь мы можем узнать, сколько грибов было у Белочки? (Да. Нужно сложить 10 и 6. 10+6=16 (грибов))

- Запишем ответ: 16 грибов было у Белочки.

- Спасибо, ребята. Вы помогли Белочке сосчитать грибочки. А теперь отдохнем.

Физминутка

Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день. (Шаги на месте.)
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень. (Вместо прыжков можно делать шаги в разные стороны.)

- А что еще едят Белочки? (Орешки.)

- Помогите Белочке собрать орешки. (Каждому ребенку дается лист в форме орешка с примерами. Дифференцированное задание.)

Для «слабых» обучающихся:

  • 2+2,
  • 1+2,
  • 4+2,
  • 10-6,
  • 5-3

Для «средних» обучающихся:

  • 5+5,
  • 12-8,
  • 6+4,
  • 11-5,
  • 13-7

Для «сильных» обучающихся:

  • 17-9,
  • 8+6,
  • 11-7,
  • 15-5,
  • 12+3

- Посмотрим, сколько же орешков вы собрали для Белочки. Обменяйтесь своими орешками. (Взаимопроверка. Подсчет правильных ответов-орешков.) (Слайд 18)

- Ой, а кто же тут идет? Вы слышите?

Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд. (Медведь)

- Верно. Вот он идет, медвежонок. (Слайд 19) Идет из лесной школы грустный. А знаете почему? (Предположения детей.)

- Спросим у медведя. (Слайд 19. Щелчок на медведя.)

- Поможем медвежонку решить уравнения. Вспомните, что нужно сделать, чтобы найти целое? (Нужно сложить части.)

-А как найти часть? (Нужно из целого вычесть известную часть.)

- Решим уравнения, используя наши знания. (Решение у доски.)

х+5=8

12-х=7

х-5=9

Рассуждения (на первом примере). Посмотрим на знак. Знак «+», значит складывают части. 8- целое (обводим в кружок), х и 5 - части (обводим в треугольник). Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого (8) вычесть известную часть (5). Пишем: х= 8-5, х=3.

- Молодцы, ребята, помогли медвежонку! (Слайд 20)

4. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, подул ветер. Нам пора возвращаться назад в школу. Закройте глазки. (Звучит мелодия «Счастливые дни».)

- Вы сегодня молодцы, хорошо потрудились. А почему нужно помогать животным? (Они часто слабее нас, не все сами могут делать, нуждаются в помощи человека.)

- Вспомните наше сегодняшнее путешествие и закончите фразу «Я сегодня…» (Высказывания детей.) (Слайд 21)

- А теперь оцените свою работу. Если вы довольны собой, в тетради нарисуйте красный кружок, если не все получилось - синий, а если вы недовольны своей работой - зеленым. (Затем с помощью поднятия рук выясняется, как дети оценили свою работу.)

- Спасибо вам за работу. На этом наш урок окончен.

Презентация

Список использованной литературы

  1. Загадка про медведя http://slavclub.ru/zagadki/zivotnie/1334-medvedi.html
  2. Физминутка Белочка http://kidlib.ru/fizminutki/pg3.html