Конспект урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения. Закрепление". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык


Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • обучающиеся проявляют способность адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел);
    • стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность), осознание разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности).
  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность
    • познавательных УУД (умении определять подлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены предложения; овладение понятиями, требующимися при обучении учебному предмету: существительное, прилагательное, глагол);
    • регулятивных УУД (понимании инструкции, предложенной классу; удержании инструкции; умении составить план действий; умении придерживаться плана; умении оценить результат действий; умении выслушивать не перебивая; умение найти ошибки у соседа; умении найти ошибки у себя);
    • коммуникативных УУД (умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи; умении высказывать свое мнение по поводу коммуникативных ситуаций; умении аргументировать свое мнение).
  • Предметные:
    • Обучающиеся имеют представление о членах предложения, демонстрируют умение работать с наглядной схемой «Члены предложения», умение устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения, различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.
    • Умение распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.
    • Умение производить элементарный синтаксический разбор предложения: выделение главных и второстепенных членов предложений, используют термины «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения».

Цель: развитие познавательных УУД в процессе освоения работы по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Задачи:

  • Воспитательная:
    • развивать у обучающихся способность адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел);
    • стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность), осознание разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности).
  • Образовательная:
    • актуализировать представления обучающихся о членах предложения, развивать умение работать со схемой «Члены предложения», сформировать умение устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения, различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.
    • сформировать умение распространять нераспространённое предложение второстепенными членами, умение производить элементарный синтаксический разбор предложения: выделение главных и второстепенных членов предложений, использование терминов «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения».

Принципы обучения и воспитания

  • Принципы воспитания
    • Создание положительного эмоционального фона
    • Воспитывать через взаимодействие
  • Принципы обучения
    • Принцип научности
    • Принцип доступности
    • Принцип наглядности
    • Принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания и обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Методы по источнику получения знаний:

  • Словесные: беседа, объяснение, рассказ;
  • Наглядные: работа с учебником.

Методы закрепления и повторения изученного материала:

  • Беседа;
  • Упражнение.

Методы стимулирования учебно-позавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования:

  • Создание ситуации успеха;

Методы развития познавательного интереса:

  • Формирование готовности к восприятию;

Методы формирования ответственности и обязанности:

  • Предъявление педагогических требований

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

  • Метод взаимной проверки

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие. Шар энергии (приём «Кинезеология»)

- Предлагаю проверить свою готовность к уроку: на парте должен лежать учебник русского языка, тетрадь, пенал.

- Кто готов к уроку - покажите знак «класс». (Сигнализируют)

- Прочитайте пословицу на экране.

(На слайде: «Знания собираются по капельке») Презентация

- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете эту пословицу? (Высказывают собственное мнение. Мы узнаем на каждом уроке что-то новое, что образует большое знание)

- Спасибо, что поделились вашими мыслями. Я полностью согласна с вами. Каждый день мы узнаем что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. И сегодня на уроке мы добавим еще одну капельку в это море.

2. Актуализация знаний

Игра «Верите ли вы..». Презентация.

- Что такое подлежащее и сказуемое? (это главные члены предложения- грамматическая основа предложения)

3. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте предложения. (слайд)

Птицы улетели.

Перелетные птицы улетели в теплые края.

- Чем они похожи? Чем отличаются? (В обоих предложениях главные члены птицы улетели. Но первое предложение состоит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)

- Сформулируйте тему урока. «Главные и второстепенные члены предложения»

- Сформулируйте «Цели и задачи урока»?

4. Работа по теме урока

Индивидуальная работа (дополнить памятку)

Как находить подлежащее и сказуемое, то есть ____________________ предложения.

1. Найди слово, которое называет то, _________________ говорится в предложении.

2. Проверь, отвечает ли это слово на вопрос _______? или _______?

3. Найди слово, которое называет, _____________________, о ком сообщается в предложении.

4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы _______________________.

5. Подчерки грамматическую основу предложения.

Подлежащее ______________________ чертой.

Сказуемое __________________________.

Проверка по учебнику стр. 63.

Запись в тетради; Число. Классная работа.

Прочитай текст. Найди подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Запиши в тетрадь только грамматические основы предложений.

Совы

Совы живут повсюду, за исключением Антарктиды. Гнёзда они строят в старых дуплах. Их глаза отлично видят в темноте. Глаза смотрят у сов вперёд, как у человека.

Наверное, поэтому они с древнейших времён считались символом мудрости. Совы охотятся ночью.

5. Игра «Муха»

А) 1 кл.влево, 2вниз, 3 вправо (4Д)

Б) 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 3 влево, 2 наверх (3А)

3) 1 наверх, 1 влево, 3 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 влево (2В)

Работа в парах. Дополни памятку: Как найти второстепенные члены предложения.

  1. Найди грамматическую основу предложения, то есть ___________________
  2. Найди слова, к которым можно задать вопрос от _______________________
  3. Найди слова, к которым можно задать вопрос от _______________________
  4. Найди второстепенные члены предложения, к которым можно задать вопрос от других ___________________
  5. Проверка по учебнику стр. 84.

Какие второстепенные члены предложения мы занаем?

(на доске карточки - обстоятельство, определение, дополнение)

2 человека работают у доски (прием «Шаг за шагом»)

- распределить вопросы второстепенных членов предл-я;

- остальные ребята заполняют таблицу «Второстепенные и главные члены предл-я.

Дополните предложения второстепенными членами.

Спишите. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Задайте вопросы ко всем словам.

1. Девочка шьёт.

2. Осина дрожит.

3. Поспели ягоды.

4. Жужжат пчёлы.

5. Звенит звонок.

Слова для справок: платье для куклы; тонкая, на ветру; в лесу, земляники; на лугу, трудолюбивые; последний.

Физкультминутка

Лови ошибку:

1. Подлежащее выражается только именем существительным.

(НЕТ. Может и другими словами и сочетанием слов). (Валя с Галей пошли в театр. Они посмотрели интересный спектакль)

2. Подлежащее и сказуемое не связаны между с собой по смыслу.

(Связаны по смыслу и форме. Бабушка приехала.)

3. Сказуемое в предложении может быть выражено только глаголом.

(НЕТ. Именем сущ., прилаг., краткой формой имени прилаг.)

Мой брат студент (сказуемое). Зима будет холодная (сказуемае)

Цветы красивы (сказуемое)

4. Второстепенные члены связаны только с главными членами предложения

(нет, но и друг с другом)

На старых берёзах появилась нежная листва.

5. Пожлежащее и сказуемое являются словосочетанием?

(нет, это предложение)

6. Распространенное предложение это предложение без второстепенных членов предл-я (нет)

- Что такое распространенное и нераспространенное предложение?

Проверка д/з.

Сказка

4. Закрепление изученного

Работа по учебнику. Стр. 110, упр. 4.

5. Подведение итогов урока. (Рефлексия. Ладошка)

6. Домашнее задание

Упр. 3,4, стр. 110.