Закрепление написания слов с мягким знаком на конце слова

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: мягкий знак в конце слова


Цель урока: способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение слышать мягкие согласные звуки и правильно обозначать мягкость согласного звука на письме при помощи мягкого знака, не обозначающего звука.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить знания учащихся о правописании слов с мягким знаком на конце,
  • умения правильно писать сочетания с шипящими,
  • составлять предложение,
  • выделять в предложении главные члены.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность.

Воспитывающие:

  • воспитывать трудолюбие, взаимовыручку;
  • прививать интерес к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.

(Звучит музыка)

За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Ну-ка, открывай глаза!

(Появляется Белоснежка)

- Я рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как меня зовут, кто знает? (Белоснежка.)

- Из какой сказки я к вам пришла? («Белоснежка и семь гномов».)

- А на какую сказку она похожа? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

2. Постановка цели и задач урока

Отгадали вы меня,
Вы правы, Белоснежка - это я.
Живу у гномиков своих,
А кто мне скажет.
Сколько их? (7.)

Учитель: Семь - это магическое число. Число 7 часто упоминается в пословицах и поговорках: 7 пятниц на неделе, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глаза, 7 дней в неделе и т.д.

- Какие пословицы с этим числом вы знаете? (За семь вёрст киселя похлебать. Семеро пашут, а один кулаками машет.. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За семью печатями. На седьмом небе от счастья.)

- Ребята, а что особенного в слове семь? (Смягчающий ь на конце.)

- Сколько букв в слове «семь»?

- Сколько звуков в слове «семь»?

- Почему в слове букв больше, чем звуков?

- Сегодня мы с вами повторим всё о правописании смягчающего ь на конце слов.

3. Чистописание

(Помогает провести гномик Пишичитай)

Белоснежка:

Мои гномы - шалунишки,
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось,
Столько умненьких ребят!

Учитель: Ребята, поиграем с гномами? Тогда отправляем к первому гному. А зовут его Пишичитай. Он нам предлагает своё задание.

(Игра «Найди лишнюю букву». На лепестках ромашки расположены буквы: я, е, е, и, ь, ю.)

Вот ромашка непростая,
А чудесная какая.
Букву лишнюю найдите.
Всем нам чудо покажите.

- Какая буква лишняя? (Ь).

- Почему? (Не обозначает звука.)

- Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изображенных на лепестках? (Обозначают мягкость согласных звуков.)

- Напишем на следующей строчке красиво букву «мягкий знак» так, чтобы она понравилась гномику.

Я тетрадочку открою.
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Молодцы, вы все справились с заданием гномика. Но нам пора идти дальше.

4. Словарная работа

- Гномик Говорун приготовил для вас интересное задание, а вот и сам гномик.

Он слишком много говорит, поэтому внимательно слушайте задание, которое он предложит.

- Вот, ребята, моя игра. Слова читать буду я. В тетради писать - вы. Запишите только те слова, в которых пишется мягкий знак на конце слова. Первое слово пишется с красной строки с большой буквы через запятую: «декабрь, мороз, июль, работа, портфель, сентябрь, ворона, февраль». (слабые списывают готовое задание)

- Какое из записанных слов можно считать лишним и почему?

- Что общего в этих словах? (В них имеется смягчающий мягкий знак.)

- Какова его роль? (Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.)

- Молодцы, вы все справились с заданием. Пойдём дальше.

Фонетический анализ

А вот и гномик Буквоежка.

Что за ужас, что за хлам?
Везде буквы по углам.
Давайте в доме уберём.
Из букв мы слово соберём

1 вариант: Ь У С Г

2 вариант: Н К Ь О

- Какие слова вы составили? (Гусь, конь.)

- Выполните фонетический анализ слов.

- Где стоит Ь? Для чего он нужен?

- Хлопните в ладоши, у кого слово написано так же, как и на доске, топните - у кого не так.

6. Физкультминутка

- Гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть.

Сколько ёлочек зелёных
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков
Столько сделаем прыжков.

7. Группировка слов по назначениям

- Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задания.

А вот и гномик Любознайка.
Я однажды на прогулке
Повстречал животных тьму
Где здесь птицы, а где здесь звери?
Ничего я не пойму!

- Ребята, поможем Любознайке разместить птиц в свой домик, а зверей в свой?

(Рисунки зверей и птиц: лось, конь, олень, рысь, гусь, голубь, глухарь, лебедь.)

- Напишите слова, которые назовут изображенных зверей и птиц.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Как называются слова, которые отвечают на вопрос Кто? (Одушевленные предметы.)

- Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость согласных звуков. Что общего в написании этих слов? Какова его роль?

- Какие ещё названия птиц и зверей вы знаете?

- Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Он зимой лежит в берлоге,
Добровольно одинокий,
Спит и видит сны о том,
Как весной пройдет по лесу,
Как все будет интересно,
А пока все подо льдом...
А чтоб сон хороший снился,
Не давил чтоб груз забот,
Лапу он свою сосёт. (Медведь)

Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Олень)

Сизый в луже сидит,
Глуп да сердит,
Житель городской,
Пернатый да босой.
А белый его брат-
Миру в мире рад,
Символ чистоты,
Любви и красоты. (Голубь)

Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)

(Целесообразно провести небольшую беседу об охране житных и птиц, необходимости подкармливать птиц в зимнее время).

- Сказочные лесные гномики вам дают следующий наказ:

Не стреляй воробьев,
Не стреляй голубей,
Не стреляй просто так
Из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй
И не хвастай другим,
Как без промаха бьешь
По мишеням живым.

- Что общего у всех слов-отгадок? (На конце слов смягчающий мягкий знак, означают одушевлённые предметы.)

- Почему во всех словах-отгадках написали мягкий знак?

8. Комментированное письмо

В уголочке кто сидит?
Тихо что-то говорит?

- Да это же гномик Тихоня. Он никак не может составить предложение из слов: «Белоснежка, каждый, убирала, в, день, домике».

- Ребята, поможем Белоснежке?

- Так давайте составим из слов предложения. (Белоснежка каждый день убирала в домике. Каждый день Белоснежка убирала в домике. Убирала в домике Белоснежка каждый день.)

(Нужно дать возможность детям перебрать все варианты записи предложения.)

- Запишите тот вариант предложения в тетради, который вам больше понравился. Как вы напишите слово «Белоснежка», если оно будет стоять в середине предложения?

- Разберите его по членам предложения.

- Как вы думаете, ребята, для чего люди стараются поддерживать чистоту и порядок в помещении?

- Какой вред может принести человеку проживание в грязном и пыльном помещении?

- А в каком произведении даже посуда убежала от хозяйки, потому что не хотела быть грязной?

- Какие правила личной гигиены вы знаете?

9. Физминутка

Чтобы лучше нам писать,
Надо пальчики размять!
Рыбки плавали, ныряли
В тёплой ласковой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

10. Закрепление правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Ой, как жарко, пить хочется. А вот и волшебный колодец. И поджидает нас здесь гномик Повторялка. Давайте у него спросим, можно ли пить из этого колодца?

А в какой русской народной сказке один из героев пострадал от того, что пил воду, нарушая правила гигиены?

Из всякого ли источника можно пить воду?

Гномик Повторялка приготовил вам задание:

Выбери себе ведёрце.
Размести его в оконце.
Если верно разместить,
Из колодца можно пить.

(Из картона вырезаны контуры ведер, на которых изображены буквы А, И и У)

Лыж…

рощ…

щ…ка

ж…раф

мыш…

ч…до

ч…йник

ш… шки

Напишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Почему гласную букву в этих сочетаниях надо запомнить?

(Вставляют ведёрко с изображенной нужной буквой в колец.)

11. Итог урока

- Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас всех благодарю. Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали, писали. Вы хорошо знаете сказки, правила личной гигиены. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но чтобы вернуться, надо ответить на следующие вопросы.

- Как обозначить мягкость согласного звука на конце слов при их написании?

- Для чего в словах «день», «пень» написан мягкий знак?

- Чем буква «мягкий знак» необычна?

Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак.
Без него не написать,
«Тридцать», «двадцать», «десять», «пять».
Вместо «шесть» получим «шест»,
Вместо «есть» напишем «ест».

- Понравилось вам путешествие?

Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки,
Раз, два, три, четыре, пять -
В класс вернёмся мы опять.