Урок-путешествие по теме "Безударные гласные в корне слова. Закрепление". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: Безударные гласные в корне слова


Цель урока: Формирование у учащихся умения проверять безударные гласные в корне слова и правильно их записывать.

Задачи:

  • Развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание, аккуратность при письме.
  • Совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог.
  • Воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно.
  • Планировать действия по решению орфографической задачи;

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

1) гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

2) духовно-нравственное воспитание:

  • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетическое воспитание:

  • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

4) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

6) экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценность научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
  • устанавливать аналогии языковых единиц; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
  • анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
  • формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
  • Самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
  • Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

Предметные:

  • различать ударные и безударные гласные звуки;
  • различать понятия «форма слова» и «однокоренные слова»;
  • корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при нахождении проверочных слов для проверки написания безударной гласной в корне слова;
  • выполнять совместные (в группах) задания с опорой на предложенные образцы;
  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  • применять изученные правила правописания.

Формы организации: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация с сайта Фестиваль "Открытый урок" Губановой Л.А., учебник, рабочий лист, толковый словарь Ожегова.

1. Мотивационно-целевой этап

- Народная мудрость гласит: Ученье - путь к уменью.

Слайд №1

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

- Пусть опыт, приобретенный на этом уроке, подарит вам мудрость.

- Предлагаю вам оценить свое эмоциональное состояние перед началом урока.

- Желтый смайлик, если вы полны энергии, готовы активно работать, хотите узнать что-то новое.

- Зеленый смайлик, если вы спокойны и вам всё равно, что будет происходить на уроке.

Самооценивание.

- Предлагаю сегодня на уроке совершить путешествие в Страну Безударных Гласных.

Работа со словарем Ожегова

- Что такое путешествие?

- Нам с вами предстоит долгий путь. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания.

- Как вы думаете, что нужно путешественнику в дорогу?

- Карта у вас на рабочих листах, а записной книжкой будет тетрадь и рабочий лист.

16 ноября.
Классное путешествие.

(запись в тетрадь)

- Рассмотрите карту и определите цель путешествия? (Правописание безударной гласной в корне слова)

Слайд №2

- Какие задачи предстоит решить?

(Закрепить знания о том, как правильно писать слова с безударной гласной в корне и правильно подбирать проверочное слово)

- Как подобрать проверочное слово? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

2. Основной этап

- Первое испытание: Опасные безударные гласные.

Вставить пропущенные безударные непроверяемые гласные в словарные слова, вклеить в тетрадь.

Работа в парах.

Проверка.

Самооценивание.

- Что на карте путешествия далее? (футбольный матч)

- Я расскажу историю, она произошла с друзьями - Димой и Колей.

Слайд №3

- Как вы думаете, что случилось с мальчиками? (мальчики поссорились)

- А как вы думаете, почему это случилось? (варианты ответов)

- Хотите узнать причину ссоры? (да)

- А вот что произошло!

Дима написал своему другу Коле sms: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Слайд №4

Коля sms прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима. - Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово? Какое слово проверочное?
- Напишите sms грамотно в тетрадь.
- Что бы вы посоветовали Диме?

Самооценивание.

- Куда идем дальше? (на лесную полянку)

Слайд №5

- Какое здесь испытание вас ждет? (составить и записать предложение, вставить безударные гласные, подобрав проверочное слово)

Запись в тетрадь.

Работа в парах.

Проверка.

Самооценивание.

Физминутка.

- На лесной полянке была Маша и Медведь.

(физминутка под песню «Ты варись мое варенье»)

- Что далее по маршруту? (Помоги малышам)

- А там требуется помощь маленьким зверюшкам.

- Сможете помочь?

Работа в рабочих листах.

Работа в парах.

Проверка.

Самооценивание.

- Последний пункт нашего путешествия? (Будь в роли учителя)

- В рабочих листах исправить ошибки.

Работа в парах.

Проверка.

Самооценивание.

3. Рефлексивно-оценочный этап

- Ребята, какая сегодня была цель нашего путешествия? (Правописание безударной гласной в корне слова, подбор проверочного слова)

- Наша цель достигнута? Мы добились результата?

Самооценивание.

- Поиграем???

Интерактивная игра: Вставь пропущенную безударную гласную в слово.

- Домашнее задание: упр. 156 или орфографическая раскраска.

  1. Карточки. Вставтеь пропущенные буквы в словарные слова
  2. Вставьте пропущенные буквы и раскрасьте