Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тема: «Что значит быть добрым?». 1-й класс

Цель: создать условия для усвоения общечеловеческих ценностей: доброты, милосердия, отзывчивости.

Задачи:

  • на основе примеров и жизненного опыта показать, какими качествами обладает добрый человек, и какие поступки он совершает;
  • способствовать развитию у детей мотивации к совершению добрых поступков;
  • раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии;
  • содействовать формированию сплоченного дружного коллектива.

Планируемые результаты.

  • Познавательные УУД: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
  • Личностные УУД: обучающиеся должны задуматься о том, добры ли они друг к другу, к окружающим людям, животным, стремиться стать добрее.
  • Регулятивные УУД: умение формулировать тему занятия, принимать цель деятельности; умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Коммуникативные УУД: вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения, уважительное восприятие других точек зрения.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Образовательные ресурсы и материалы для занятия.

  • Компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска.
  • Мультфильм «День рождения кота Леопольда».
  • И.Ревю «Сказка про доброго слона».
  • Набор картинок: «Правила ухода за цветами», «Правила ухода за кошками», «Правила поведения в лесу», «Как можно помочь пожилым людям?».
  • Солнышко и лучики, яблоня и яблочки из цветной бумаги; правила доброты, написанные на цветочках.

Ход занятия

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок веселый, вы к занятию готовы?

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели!

II. Актуализация знаний

- Сегодня к нам на занятие заглянуло солнышко. Оно тоже дарит вам свою улыбку (на доске появляется улыбающееся солнышко). Но чего-то солнышку не хватает? У солнышка нет лучиков. А чтобы лучики появились, давайте вспомним добрые вежливые слова, о которых мы говорили на предыдущем занятии (дети называют вежливое слово и прикрепляют лучик солнца, на каждом из которых написана буква).

- Ребята, солнышко вам благодарно, что вы вернули ему добрые лучики. Посмотрите, да на них буквы написаны! Давайте попробуем их соединить, что получится? ДОБРОТА.

III. Постановка учебной задачи. Мозговой штурм

- А как вы думаете, ребята, что такое доброта и, как она связана с солнышком? (Дети высказывают свои мысли)

- Народная мудрость гласит: Доброта, что солнышко греет, а добрые люди, как лучики этого солнышка, добротой своей согревают людей.

- Ребята, а какого же человека можно назвать добрым? (Дети высказывают свои мысли)

- Вы, наверное, уже догадались, о чём мы сегодня с вами будем вести беседу? Правильно, сегодня мы будем говорить о доброте. О том, что значит быть добрым человеком?

IV. Открытие нового знания

1. Погружение в сказку

- А чтобы лучше разобраться в этом вопросе, мы с вами отправимся к доброте в гости. Кто из вас знает, куда идти? Где живет доброта?

- Отгадайте загадку и вы узнаете, где живет доброта.

В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий,
Бабка-Ежка у окна…
Догадайтесь, кто она? (Сказка)

- Да, да, именно с помощью сказки мы будем сегодня учиться доброте!

-Усаживайтесь удобнее! Закройте глаза и произнесите слова: «Раз, два, три! Сказка, пожалуйста, в гости к нам приди!» Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки», и учитель начинает читать сказку.

2. Чтение сказки

Сказка про доброго слона

Автор: Ирис Ревю

Жило-было доброе животное. Какое? Слон. Почему именно слон? Потому что слон - это символ всего большого, доброго, надежного.

Нашего героя зовут Добрыня. Жил себе Добрыня, любовался он на солнышко, на деревья, а звери и птицы любовались им.

Добрый слон был, всем помогал. Уйдет мама-верблюдица вечером за водой к источнику, а верблюжат дома оставит. Добрыня им песенку колыбельную споёт, малыши и спят сладко.

Или, скажем, идёт гулять зебра, Жуля-воображуля, под зонтиком. Любит Жуля от жары под зонтиком спрятаться. Вдруг поднимается пылевая буря, и зонтик уносит далеко, зацепляется он за высокую ветку. Кто поможет в этой ситуации? Конечно, Добрыня. С помощью своего замечательного хобота он достаёт любимый зонт зебры.

А вот однажды маленький попугайчик Фока выпал из гнезда. Пищал Фока, пищал, да только его никто не слышал. И лишь слон Добрыня, благодаря своим огромным ушам смог различить неясные звуки. Откликнулся слон на звуки, пришёл к тому месту, откуда они раздавались, смотрит, а на земле попугайчик барахтается.

Поднял Добрыня его и аккуратно положил в гнездо. Мама попугайчика вылетела из гнезда, и от всей души поблагодарила слона.

А недавно у носорога долгожданный малыш появился. Родители решили назвать его Добрыней, в честь знакомого слона. Им хотелось, чтобы их ребёнок рос таким же добрым, отзывчивым, как слон Добрыня!

3. Вопросы и задания по сказке

- О каком добром животном идёт речь в сказке?

- Как звали доброго слона?

- Какие добрые поступки совершал слон?

- Почему носорогу родители решили дать имя Добрыня?

- Какой вывод можем сделать? Что значит, быть добрым? (Нужно ко всему и ко всем относиться по-доброму, быть готовым прийти на помощь в любую минуту)

- Какие пословицы и поговорки подходят к сказке. Объясните свой выбор.

Живи добрее, будешь всем милее.
Доброта дороже золота.
За добрые дела добром платят.
Доброе дело радость приносит.

4. Работа в группах

- Слон Добрыня очень хочет, чтобы вы росли добрыми и отзывчивыми ребятами. Он хочет вам в этом помочь. Добрыня приготовил для вас картинки, которые помогут ответить на вопрос: «Как по-доброму относиться ко всему окружающему?»

- Я предлагаю разделиться на группы и с помощью картинок ответить на этот вопрос.

  • 1 группа. Как по-доброму относиться к цветам? (Поливать, протирать листья, удобрять, пересаживать)
  • 2 группа. Как по-доброму относиться к лесу? (Не кричать, не мусорить, не ломать ветки деревьев, не пугать зверей и птиц, не уносить их домой, не разорять гнезда птиц, муравейники)
  • 3 группа. Как по-доброму относиться к кошкам? (Играть с ними, гулять, кормить, мыть, лечить)
  • 4 группа. Как по-доброму относиться к пожилым людям? (Уступать место в транспорте, помогать переходить дорогу, подносить сумки, поздравлять с праздниками)

- Вот видите, ребята, не так уж трудно проявлять заботу к животным, растениям и людям, оказывать им помощь. А это значит, быть добрым!

V. Физкульминутка

А сейчас давайте поиграем. Я буду просить вас исполнить команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «вежливое слово».

Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Опустите руки, пожалуйста!
Потопайте! Попрыгайте, пожалуйста!
Руки вперед! Руки на пояс, пожалуйста!
Наклонитесь вправо! Наклонитесь влево, пожалуйста!
Садитесь на свои места! Будьте добры, садитесь на свои места!

VI. Продолжение работы над открытием нового знания

- Ребята, я думаю, что эта игра и солнечные лучики помогут вам ответить на наш вопрос: «Что значит, быть добрым?» (Ребята высказывают свои мнения)

- Добрые, вежливые слова, ребята, это первый шаг к доброте. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение! Давайте, в этом с вами потренируемся!

1. Этический практикум по группам. Обсуждение жизненных ситуаций

- Существует такое выражение: поддержать человека добрыми словами. Как вы его понимаете? (Неприятности случаются со всеми, и так важно в трудную минуту услышать добрые слова поддержки от близких тебе людей)

- Давайте попробуем, словом поддержать своего товарища.

  • 1 группа. Как вы можете утешить вашего товарища, если он упал и поранил коленку?
  • 2 группа. Если одноклассник забыл дома пенал и очень из-за этого расстроился?
  • 3 группа. У одноклассника не получается поделка по труду, он сидит и плачет.
  • 4 группа. Если у вашего товарища с утра плохое настроение, и он сидит за партой и грустит?

- Молодцы! Видите, совсем не трудно добрым словом поддержать человека. Но очень часто мы используем в речи злые и обидные слова, которыми легко можно обидеть человека. Поэтому следите за своей речью, не говорите понапрасну лишних слов!

2. Просмотр мультфильма

- А на встречу к вам, ребята, спешит еще один очень добрый сказочный герой. У него очаровательная улыбка, которая покорит кого угодно! (Просмотр мультфильма «День рождения кота Леопольда»)

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=C41F3NGXQHE

3. Беседа

- Как вы думаете, почему кот Леопольд прощает издевательства над ним двух мышей-хулиганов? Ведь нелегко простить того, кто тебя обидел!

- Правильно, потому что у него доброе сердце!

- Доброта живет на свете, только в добром сердце, дети!

- А если у человека доброе сердце, то это какой человек?

- Если у человека доброе сердце, то он заботливый и ласковый, способный дарить тепло и любовь. Я знаю одного такого человека. Отгадайте, кто же это?

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это - мама, мама, мама!
(Автор: Николаенко Людмила)

- Народная мудрость гласит: При солнышке тепло, при матери - добро». Что означает эта пословица? (Дети высказывают свои мысли)

- Мама, как солнышко, окружает вас своим теплом, заботится о вас, у мамы ласковое и доброе сердце.

- А вы заботитесь о своей маме? Помогаете ей в домашних делах?

4. Дерево добрых дел.

- Давайте представим, что мама - это яблонька (прикрепить яблоньку на доску), а вы - ее яблочки (раздать детям по 1 яблочку, вырезанному из цветной бумаги). Каждый из вас сейчас будет выходить к доске, рассказывать, как помогает маме и прикреплять яблоко на яблоньку.

- Посмотрите, какая красивая у нас получилась яблонька добрых дел.

Я надеюсь, что на ней каждый раз будет появляться новое яблочко - ваше доброе дело!

5. Правила доброты. Корзина идей.

- А как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы доброта поселилась у нас в классе? (Дети высказывают свои мысли)

- Оказывается, существуют правила доброты, которые нужно соблюдать. Давайте, с ними познакомимся.

Правила написаны на цветочках, которые нужно раздать детям. Дети читают правила доброты и прикрепляют цветы на доску вокруг яблоньки.

- Не груби.

- Не вредничай.

- Не завидуй.

- Не жадничай.

- Не обманывай.

- Будь вежлив.

- Помогай другим.

- Никого не обижай.

Итог: Давайте разместим эти правила в наш классный уголок и будем им следовать, и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.

VII. Рефлексия

- А наше занятие подошло к концу. Я хочу услышать от вас ответ на главный вопрос: «Что значит быть добрым?»

Закончите фразу: «Для меня быть добрым - это значит…»

- Вы заметили, ребята, что в нашем классе стало еще светлее? Это солнышку очень понравились ваши ответы! А еще, ему нравится наш сад Доброты!

- Подставляйте солнышку ладошки, собирайте лучики в карман, а затем, с любовью, понемножку раздавайте близким и друзьям! (Автор слов: Людмила Байрамова)