Установление республики в Древнем Риме

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Задачи урока:

Предметные

  • Познакомить учащихся с устройством и особенностями Римской республики.

Метапредметные

Развивать учебные навыки и умения:

  • чтение и понимание текста;
  • анализ информации, представленной в виде схемы;
  • формулирование и аргументирование своей точки зрения.

Личностные

  • Формирование демократических ценностей: ценности равноправия, народного представительства

Учебно-методическое обеспечение урока:

  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. Под общей редакцией В.Р.Мединского. - М., Просвещение, 2022.
  • Презентация «Установление республик в Древнем Риме» (Презентация)

I. Мотивационный этап

Учитель: в 494 году до н.э. плебеи покинули Рим и ушли на Священную гору, на Авентинский холм. Вот как писать об этом событии римский историк Тит Ливий:

«В городе воцарился великий страх: все боялись друг друга и все приостановилось. Плебеи, покинутые своими, опасались, что сенаторы прибегнут к насилию, а отцы [сенаторы] страшились оставшихся плебеев, не зная, что лучше: чтобы те ушли или чтобы остались». (Тит Ливий «История Рима от основания города», книга II, гл.32.)

Учитель: почему плебеи ушли из Рима? Чем они могли быть недовольны? (Слайд 1)

Ученики: плебеи не могли участвовать в управлении Римом, они были неравноправными гражданами в отличие от патрициев.

Учитель знакомит учеников с темой урока и просит сформулировать предметные задачи: что нам важно узнать о Римской республике? (Слайд 2)

II. Основной этап. Изучение нового материала

1. Борьба патрициев и плебеев (Слайд 3)

Учитель: вспомните, кто управлял Древним Римом?

Ученики: Древним Римом управляло народное собрание, сенат и царь.

Учитель: что произошло с седьмым царем Тарквинием Гордым?

Ученики: Тарквиний Гордый был изгнан из Рима из-за многочисленных преступлений.

Учитель: после изгнания царя Тарквиния Гордого в 509 году до н.э. в Риме установилась республика. В первые века ее существования плебеи упорно боролись за свои права. Давайте с помощью текста учебника (с.195-196) выясним, что плебеям удалось добиться и заполним следующую таблицу(Слайд 4) :

Дата

Чего добились плебеи

494 г. до н.э.

Середина V века до н.э.

326 г. до н.э.

Начало III века до н.э.

Заполнение таблицы и ее проверка (Слайд 5):

Дата

Чего добились плебеи

494 г. до н.э.

Избрание народных трибунов с правом вето

Середина V века до н.э.

Запись законов, четкие нормы, права и обязанности

326 г. до н.э.

Отмена долгового рабства для плебеев и их семей

Начало III века до н.э.

Полное равноправие

Учитель: сделайте вывод о том, как изменилось положение плебеев к началу III века до н.э.

Могли ли они участвовать в управлении Римской республикой?

Ученики: положение плебеев изменилось в лучшую сторону, они стали полностью равноправны и могли участвовать в управлении Римом.

2. Гражданская община (Слайд 6)

Учитель: все граждане Рима составляли гражданскую общину. Познакомьтесь с ее особенностями в учебнике на с.196-197 и выберите верные суждения (Слайд 7-8)

Ученики прочитав текст, выбирают верные суждения 2,4

  1. Все жители Рима обладали гражданскими правами.
  2. Граждане имели собственный участок земли.
  3. Граждане участвовали в Народном собрании, где могли только одобрять принятие законов.
  4. Граждане входили в народное ополчение.
  5. На первом месте у римского гражданина стояли интересы семьи.

Учитель просит объяснить, почему остальные суждения ошибочны.

3. Ранняя республика (Слайд 9)

Учитель: рассмотрите схему на с.197 и ответьте на вопросы (Слайд 10):

  1. Кто принимал самые ответственные решения в Римской республике? (Народное собрание)
  2. Как формировался сенат? (Избирался пожизненно)

Учитель: в народном собрании могли участвовать все граждане-мужчины. Собрание принимало законы, заключало мир и объявляло войну, выбирало должностных лиц. Сенат ведал казной, одобрял законы, решал вопросы войны и мира. Сенат назначал диктатора с неограниченной властью на шесть месяцев в случае военной опасности.

Должностные лица в Риме назывались магистратами. Любой гражданин мог быть избран магистратом, но не получал при этом жалования. (Слайд 11)

Давайте разберемся, каковы полномочия магистратов в Римской республике. Опираясь на текст учебника (с. 198), установите соответствие между магистратами и их полномочиями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. (Слайд 12)

Магистраты

Их полномочия

А) Консулы
Б) Преторы
В) Квесторы
Г) Эдилы
Д) Цензоры
Е) Народные трибуны

1) следили за порядком в городе
2) защищали интересы плебеев
3) проводили перепись граждан
4)созывали сенат и народного собрания, командовали армией, имели империй
5) ведали городской казной
6) судили

Ответы:

А

Б

В

Г

Д

Е

4

6

5

1

3

2

Учитель: можно ли назвать управление Римской республикой демократическим? Аргументируйте свой ответ. (Слайд 13)

Ученики: да, можно. Все граждане участвуют в народном собрании, все могут избираться.

Учитель: древние историки считали государственное устройство Рима наилучшим из-за разумного сочетания демократии, аристократии (власть сенат) и монархии (власть консулов).

Учитель: что же такое «республика»? Кто управляет этим государством?

Ученики: Республика - это государство, которым управляют выборные должностные лица. (Слайд 14)

III. Заключительный этап

1. Закрепление. Выполнение теста (Слайд 15-17)

1. Плебеи добились полного равноправия с патрициями
1) в конце III века до н.э.
2) в начале III века до н.э.
3) в начале II века до н.э.
4) в середине V века до н.э.

2. На первое место римский гражданин ставил интересы:
1) личные
2) семьи
3) государства
4) города

3. В Римской республике принимал (-о) законы, избирал (-о) должностных лиц:
1) народное собрание
2) сенат
3) народный трибун
4) консул

2. Рефлексия. Подведение итогов урока. (Слайд 18)

Ученики заканчивают предложения:

  • Я узнал …
  • У меня получилось …
  • Мне понравилось …

Домашнее задание: пересказывать п.39, с.199 устно ответить на воп. 2 и 4. (Слайд 19)