«Это интересно»: дифференциация звуков [Ч]–[Щ]. Конспект занятия развитие восприятия и воспроизведение устной речи для обучающихся с нарушением слуха. 7-й класс

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 7


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: развитие слухового восприятия. Формирование внятности речи.

Задачи:

  • Дифференцировать звуки [Ч]-[Щ] в слогах, словах, словосочетаниях и фразах;
  • Работать над словесным ударением, слитностью, паузами, правилами орфоэпии;
  • Тренировать в различении речевого материала на слух и слухозрительно при выполнении поручений и на материале текста;
  • Следить за внятностью произношения;
  • Развивать навыки самоконтроля;
  • Развивать процессы мышления, внимание, память;
  • Воспринимать на слух фразы к теме "Это интересно";
  • Закрепить пройденные фразы;
  • Работать с новой фразой.

Оборудование: КИ, компьютер, классная доска, дидактический материал (таблички с фразами, картинки, разрезная картинка).

Ход занятия

Учитель

Ученик

Добрый день! (за экраном)

Добрый день, Юлия Петровна! Здравствуйте, гости!

ПАПАПА… Как ты слышишь?

Я слышу хорошо.

Как ты себя чувствуешь? (за экраном)

Я чувствую себя хорошо.

Сегодня мы продолжим говорить о чудесах света.

Какая тема занятия? (за экраном)
Хорошо.

Тема занятия "Это интересно"

Говори громко, соблюдай ударение, правила орфоэпии.
За выполненное задание я буду давать тебе часть картинки. В конце занятия ты узнаешь, что там.

I. Работа над формированием произносительной стороны речи

I. Дифференциация звуков Ч-Щ

1) Отгадай загадки (през.)

Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха....

Ученик читает загадку.

Кто же это?... Это черепаха.
Верно. Какой звук в начале слова? В начале слова звук Ч.

У неё во рту пила.
Под водой она жила
Всех пугала,
Всех глотала,
А теперь - в котёл попала...

Верно. Какой звук в начале слова?

Ученик читает загадку.
Это щука.
В начале слова звук Щ.

Будем сегодня говорить хорошо звуки Ч и Щ.

После каждого выполнения задания учитель даёт часть разрезной картинки.

2) Прочитай слоги (през)

ЧА-ЩА
ЩУ-ЧО
ОЧИ-ОЩО
УЧИ-ОЩА
ЧУ-ЩУ
АЩИ-ЧЕ
Что ты сделал?

Ученик читает слоги.
Я прочитал слоги.
Повторяет слоги на слух.

3) Игра "Послушай и назови" (през.)
(Перед учеником карточка с картинками.) Учитель называет слова шёпотом за экраном.
Ключ, чебурашка, щука, чемодан, ящик, печенье, овощи, ящерица.
(Если допустил ошибки в каких-то словах, читает слова в презентации).

Ученик повторяет слова.

Что ты делал?

Я слушал и называл слова.

4) Замени в словах звук Ч звуком Щ (през.)
Чёлка-чётки-
горячий-замечать-
размечать-плач-
Ученик выполняет задание.
Чёлка-щёлка, чётки-щётки,
горячий-горящий, замечать-
замещать, размечать-
размещать, плач-плащ.
Ученик повторяет.
Учитель даёт слова на слух за экраном.
Что ты сделал?
Заменил в словах звук Ч звуком Щ.
5) Измени окончание (през.)
Чудесное щенок, чудесный вещь, чудесная щи, чудесные
существо.
Ученик выполняет задание.
Чудесный щенок,
чудесная вещь,
чудесные щи,
чудесное существо.

Что ты сделал?

Изменил окнчание.

6) Дополни предложение (през.)
Ниночке купили в магазине осенний ........... (плащ).
У Шуры Щеглова есть ........ (черепаха).
На даче растут ....... (овощи) и сочные ...... (яблочки).

Ученик выполняет. Читает предложение, картинку называет словом.

Что ты сделал? Дополнил предложения.

Физминутка (упражнения для глаз)


Ученик вместе с учителем выполняют зарядку.

II. Развитие слухового восприятия (РСВ)

Слушай внимательно, говори хорошо. (през.)
Как называется текст?
Текст называется "Семь чудес света"
О каких чудесах ты уже знаешь? Первое чудо света -
пирамиды в Египте.
Второе чудо света -
Мавзолей в Азии.
Слушай, было.
Оно называется Мавзолей - построено в честь царя Мавсола.
Ученик повторяет.
Новая фраза. Слушай. Сколько слов в предложении? В предложении 5 слов.

Третье чудо света - висячие сады Семирамиды.
Какие слова ты услышал?
(Учитель даёт табличку с новой фразой). Прочитай.

Называет слова, которые услышал.

Читает.

Послушай ударение, правила орфоэпии. (повторяю фразу с
ударением).
Ученик слушает учителя.

Расставь ударение, правила орфоэпии.

Прочитай предложение.

Расставляет ударение, паузы, правила орфоэпии.

Читает предложение выразительно.

Работа с трудным словом.

мира
Се-мира-ми-ды
Семира-ми-ды
Семирами-ды
семирамиды

Читает слово.
Учитель говорит фразу за экраном (Третье чудо света - висячие
сады Семирамиды.)
Ученик повторяет с опорой на табличку.

Что ты сегодня завтракал?

Учитель снова повторяет фразу за экраном (Третье чудо света -
висячие сады Семирамиды.)

Я ел на завтрак рисовую кашу, бутерброд с сыром, пил какао.

Ученик повторяет с опорой на табличку.

Выполни синтаксический разбор предложения.
Что ты сделал?
Ученик выполняет задание.
Выполнил синтаксический разбор предложения.
Дай характеристику предложения. Предложение
повествовательное,
невосклицательное,
простое,
нераспространённое.
Учитель снова повторяет фразу за экраном (Третье чудо света -
висячие сады Семирамиды.)
Ученик повторяет без опоры на табличку.
Слушай слова и напиши их на доске (словарный диктант).
Сады, чудо, Семирамиды, пирамиды, Мавзолей.
Ученик записывает слова на доске, как услышал.

Собери картинку. Что ты видишь?

Верно.

Это висячие сады Семирамиды.

III. Итог занятия

Андрей, что ты сегодня делал? Я отгадывал загадки.
Изменил окончание.
Дополнил предложение.
Работал с новой фразой.
Выполнил синтаксический рабор предложения и т.д.

Как ты говорил?

Какое у тебя настроение?

Андрей, ты молодец!

До свидания!

Я говорил хорошо.

Отличное.

До свидания!

Приложение