Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности учителя

Разделы: Математика


Школа - это живой организм, чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны.

Современное образование в России перешло на обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты. В основу ФГОС положена новая идеология. Перед школой поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества, поэтому в настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательную деятельность призвано повысить эффективность уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование ИКТ на уроках позволяет мне развивать коммуникативные умения учащихся, повышать интенсивность учебного труда, развивать познавательную активность, вовлекать в учебную деятельность пассивных учащихся, прививать им навыки сотрудничества, обеспечивая учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами.

Применение средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному формированию умственного и речевого развития.

ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных действиях, как:

  • поиск информации;
  • фиксация (запись) информации, в том числе - с помощью аудио- и видеозаписи, цифрового измерения с целью дальнейшего использования записанного;
  • создание текста, набираемого на клавиатуре;
  • подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание учащихся.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

ИКТ можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Конечно, не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием компьютера и все изложение учебного материала перепоручить ему. Живое, эмоциональное слово учителя никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Работа на компьютере не должно занимать более 35 минут урока.

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных ИКТ в деятельность всех участников образовательного процесса и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.

Что предлагает Интернет в помощь образовательной деятельности?

1. Уроки в режиме on line.

2. Ресурсы для учителей.

3. Ресурсы для обучающихся.

4. Проекты on line.

Рассмотрим позитивные характеристики использования Сети в учебном процессе.

Значимость (ценность) Интернет-уроков для обучающихся.

  1. Обучение и работа в классе в командах. Сотрудничество помогает в решении проблем.
  2. Работа в школьных группах вне класса.
  3. Формирование мыслительных навыков высшего уровня (предполагаемый анализ информации и создание собственного интеллектуального продукта).
  4. Возрастание информационной грамотности обучающихся.
  5. Значимость (ценность) интернет-ресурсов для учителей:
  6. Знакомство с профессиональной информацией.
  7. Использование планов уроков, on linе-курсов, Web-сайтов.
  8. Обмен информацией с коллегами и специалистами-экспертами из других стран.
  9. Объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач.

Все вышесказанное должно убедить в правильности, своевременности и необходимости использования ресурсов Интернет в педагогической деятельности для достижения более ярких, значимых результатов в обучении обучающихся.

Применяя информационные технологии на своих уроках, мне удалось:

  • индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности обучающимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
  • повысить информативность урока, эффективность обучения;
  • повысить качество наглядности в учебном процессе;
  • снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;
  • создать условия для развития самостоятельности обучающихся, ученик работает самостоятельно, не копируя с доски или у товарища;
  • повысить интерес к предмету, уверенность в том, что обучающийся может усвоить предмет.

Таким образом, использование информационных технологий значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале, способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. - www.pedsovet.org.
  2. Ларина Г.А. Роль ИКТ в деятельности современного учителя. [Электронный ресурс].
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С.Полат - М., 2008.
  4. СП 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».