Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


С первого года жизни человек начинает выражать свои эмоции. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаниях. Взрослые люди способны правильно выражать свои эмоции и контролировать их, а малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. В этот период, ребёнок не всегда может понять и осознать чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. А ведь эмоции играют важную роль в жизни ребёнка.

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. У детей отмечается повышенный уровень тревожности, занижена самооценка, состояние эмоциональной напряженности. В жизни ребёнка возникают отрицательные ситуации, проблемы, с которыми он не может справиться. Не внимательное отношение близких и окружающих, которые должны помочь, приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития. Поэтому родителям ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают.

Эмоция - это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие - это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями. Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Давайте рассмотрим процесс эмоционального развития дошкольника.

На втором году жизни формируется симпатия к отдельным людям. Ребёнок старается привлечь к себе внимание сверстника, что бы показать ему свои достижения. Закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих. Ребёнок доволен и счастлив, когда его хвалят.

На третьем году жизни, общение детей друг с другом имеет форму эмоционально - практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстниками принадлежит взрослому. Эффективным методом воздействия взрослого на контакт с ребенком является организация игрового взаимодействия с ним.

Внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво. Ребенок может забыть, что шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную сюжетную картинку ребенок рассматривает 8-10 секунд. Увлекательной деятельностью занимается 10-15 минут. Детям трудно переключить внимание по первому указанию взрослого.

Ребенок хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения. Испытывает удовлетворение, если смог что-то выполнить. Переживает, если его ругают. Понимает, если плохо делает кто-то другой. Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать. Доброжелательно относится к детям, получает удовольствие от общения со сверстниками. Настороженно относится к незнакомым людям, новым ситуациям. Ребенок начинает понимать юмор, осознанно смеяться. Владеет неречевыми способами эмоционального общения, выражая свои чувства взглядом, мимикой, жестами, позой, тоном, выразительными движениями. Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно. Дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно. Эмоции выступают в качестве главного мотива поведения. У ребенка формируется личностная позиция «Я сам». Дети начинают активно идентифицировать себя со взрослыми: «я - как папа; я - как мама и т.п.», копируя их внешнее поведение, повторяя речевые выражения, моделируя в игре домашние ситуации.

В 3-4 года проявляется способность оценивать свои поступки, результаты деятельности; ребенок осознанно огорчается, если не получается задуманное.

В этот период возникают конфликты между детьми, так как социальный опыт и речевые возможности невелики. В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей. У детей появляется способность отодвинуть поступок на более позднее время - это показатель развития воли.

В этом возрасте появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой пустой комнаты. Особенно к этому предрасположены малообщительные дети, ограниченные в контактах. У таких детей кроме страхов могут возникать, упрямство, капризы.

В четыре года устойчивость внимания ребенка возрастает. Дети могут сосредоточенно заниматься какой - либо деятельностью в течение 15-20 минут: лепить, рисовать, клеить, строить и т.п., а игры у некоторых детей длятся 30 минут. В игровой ситуации ребенок может действовать сразу с 2-3 предметами. Происходит дальнейшее развитие чувства привязанности к сверстникам. Дети любят шутить, понимают шутки других. Формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Важным личностным механизмом считается соподчинение мотивов. Наиболее сильным мотивом становится поощрение, получение награды, похвалы. Изменения в мотивационной сфере связано с появлением общественных мотивов, что ведёт к развитию социальных эмоций и чувств. Соподчинение мотивов, когда основному мотиву подчиняется целая система других, способствует тому, что переживания ребёнка становятся всё более устойчивыми и глубокими. Эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом в связи с ведущим мотивом деятельности ребёнка. Начинает формироваться самооценка, самолюбие, связанное с достижением успеха, через соревнование, соперничество. Дети могут адекватно отнестись к успеху и неудаче. Дети имеют разнообразные переживания, но еще в полной мере не осознают их. Недостаточное или враждебное внимание и отношение взрослых в семье приводит к депрессиям, тревожности, враждебности, агрессивному поведению, чувству неполноценности.

В возрасте 5-6 лет эмоциональный образ, или аффект, становится первым звеном в структуре поведения. Эмоциональный мотив регулирует действия ребенка. Ребенок начинает радоваться, печалиться на только потому, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Сильным стимулом в деятельности является успех, но многих детей побуждает и неуспех. Появляется способность оценивать свое поведение с позиций моральных норм. Существенное влияние на поведение ребенка оказывает интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них. Ребенок становится чувствительным к оценкам взрослых. Мотивом деятельности часто выступают стремление завоевать симпатию сверстников, которые им нравятся, самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть и т.п.). Так же повышается устойчивость внимания, его объем, переключаемость возрастает, произвольность становится более целенаправленной. Дети могут удерживать внимание для решения самых различных задач. Дети осознают правила в поведении, в игре, стараются их выполнять.

В возрасте 6-7 лет появляются эмоции сочувствия, сопереживания. Умеют соподчинить свои действия с деятельностью других детей. Последовательно развивается соподчинение мотивов, и детям в этом возрасте легче ограничить свои непосредственные желания. В этом возрасте еще сохраняется завышенная самооценка (6 лет, адекватная самооценка с 7 лет). В этом возрасте дети очень чувствительны к оценкам взрослых. Любая обида порождает недоверие - дети стараются завоевать симпатию со стороны сверстников путем демонстративного поведения (предпочитают соревновательные игры силового и материального характера). Ребёнок по-настоящему заботится о близких людях. Их поступки направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Так же в этом возрасте хорошо понимает, что такое , у него возникает длительная привязанность к сверстнику, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям. Так же в этом возрасте складывается половая идентификация (у мальчиков свои игры, у девочек - свои). Дети способны самостоятельно, добросовестно выполнять трудовые поручения, пытаются доказать свою значимость.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах в дошкольных учреждениях может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребёнком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям.

В семье ребёнок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения.

В зависимости от сложившейся ситуации, любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.

Однако чувства ребёнка даже 6-7 лет нельзя сравнить с чувствами взрослого. Ребёнок, прежде всего, нуждается в любви взрослого, и его чувства зависят от этой любви.

Высшие чувства начинают формироваться ещё с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками; появлением форм коллективной деятельности.

Для дошкольников характерна слитность высших чувств, например слово хороший может означать «красивый», которое будет выражать эстетических переживаний, «добрый» будет выражать этические переживания и «интересный» будет выражать интеллектуальные переживания.

Таким образом, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные высшие чувства. По мере формирования умения анализировать и давать оценку в соответствии с критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое (нравственное) и интеллектуальное.

Предпосылкой возникновения нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Это приводит к тому, что в дошкольном возрасте ребёнок сам начинает сопереживать другим людям. Для развития нравственных чувств необходимо правильно взаимоотношение с близкими людьми, овладение номами поведение (это похвала и наказание на определённое поведение, мнение сверстников), сюжетно-ролевая игра (ролевые взаимоотношения и действия помогают понять другого, учесть его положение, настроение, желание), трудовая деятельность (радость от общего успеха; сочувствие усилиям товарищей; удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей; недовольство от своей плохой работы; при знакомстве с трудом взрослых - любовь и уважение к нему), ситуация и позиция ребёнка.

Сочувствие персонажам художественных произведений не меньше. Чем по отношению к другим людям в реальном мире. Ребёнок может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребёнок вживается в сказку, начинает воспринимать её персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду. Особое сочувствие ребёнка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

Чувства, испытываемые ребёнком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали её дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребёнок берёт на себя роль героя. Рассматривая иллюстрации к сказкам, дошкольники часто пытаются непосредственно вмешаться в ход событий: замарывают или выцарапывают изображения отрицательных действующих лиц.

Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него от отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам.

Симпатия у дошкольников - более действенная, появляется желание помочь, посочувствовать, поделиться. Симпатия и сочувствие побуждают ребёнка к свершению первых нравственных поступков.

Чувство долга

Зачатки появляются уже на 3-м году жизни. Идёт процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «плохо», «хорошо», которые ребёнок соотносит со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у ребёнка неустойчивы. Он может уступить, но только под влияние взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо. В 4-5 лет у ребёнка зарождается моральное сознание. Он начинает понимать смысл предъявляемых требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков - радость, удовлетворение.

При нарушении общепринятых требований самим или другими - огорчение, возмущение. Переживаемые чувства вызываются как оценкой взрослого, так и оценкой самого ребёнка. Лишь в 5-7 лет чувство долга по отношению ко многим взрослым и сверстникам, к малышам. 6-7 лет - наиболее яркое проявление чувство долга, т.к. ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил - неловкость, вина, смущение, беспокойство. К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности, а распространяется на людей, с которыми ребёнок непосредственно не взаимодействует. При этом его переживания - глубокие и долго сохраняются.

Чувство гордости возникает при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание). Возникает чувство гордости за родителей.

Чувство стыда - ребёнок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически их не совершает. В этом случае взрослые оценивают ребёнка отрицательно. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости.

Чувство ревности возникает, когда другой ребёнок (даже любимые им брат, сестра) пользуются, как кажется дошкольнику, большим вниманием.

Развитие интеллектуальных чувств связано с развитием познавательной деятельности. К ним относятся: любопытство; любознательность; удивление и сомнение; чувство нового (радость); чувство юмора. Источником интеллектуальных чувств является действительность, которая ставит перед ребёнком многочисленные проблемы и которые ребёнок пытается решить.

Источником развития эстетических чувств является становление собственной художественно-творческой деятельности и художественного восприятия. Проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному, прекрасному в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества. Эстетические отношения отражаются детьми в их рисунках и стихах.

Чувство комического возникает, когда ребёнок сталкивается с чем-то несуразным, неожиданным, когда нарушается привычный ход вещей.

Младшие дошкольники - проявляется в весёлом смехе, сами шутят, дают предметам другие названия, гримасничают, переворачивают слова.

Старшие дошкольники отмечают несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях и умениях.

Чувство прекрасного. В 3-4 года для детей красивое - это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюм и т.п. В 5-7 лет дошкольник видят красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в музыкальной мелодии, танце. Сильные переживания вызывает красота природных явлений, пейзажи, праздничные шествия

Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

  1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
  2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
  3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребёнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Литература

  1. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций М.: Просвещение, 1960-340 с.
  2. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: АйрисПресс, 2004-160 с.
  3. Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников изд. Творческий центр М. 2010.